Развлечения

Есть ли в «Викинге» что-то хорошее (и полезное для школьников)

Кинокритик и учитель истории разбирают самый обсуждаемый российский фильм
19 277
Кадр из фильма "Викинг", 2016 год

Есть ли в «Викинге» что-то хорошее (и полезное для школьников)

Кинокритик и учитель истории разбирают самый обсуждаемый российский фильм
19 277
Теги по теме:

Есть ли в «Викинге» что-то хорошее (и полезное для школьников)

Кинокритик и учитель истории разбирают самый обсуждаемый российский фильм
19 277

Чуть больше чем за неделю проката фильм «Викинг» собрал более миллиарда рублей и побил почти кассовые рекорды. Все это время фильм не только смотрели но и обсуждали: спорили о лженаучности картины, о том, может ли версия «12+» помочь школьникам лучше погрузиться в отечественную историю России и есть ли вообще эта история в «Викинге». Кинокритик и историк специально для «Мела» оценили противоречивый фильм с разных сторон.

Дмитрий Карпюк, кинокритик

Масштабный и амбициозный «Викинг» впечатляет в первую очередь своей оголтелостью и жестокостью: буквально за первые 20 минут многие герои примут красочную смерть, одному отрубят руку, а князь Владимир (Данила Козловский), испив псилоцибинового отвара викингов, изнасилует свою будущую жену Рогнеду (замечательная Александра Бортич) на глазах у её родителей.

К батальным сценам не придерёшься: в России ещё не было ни одного фильма, способного встать в один ряд с «Храбрым сердцем» и «Конаном-варваром» по натуралистичности сечи. И пусть с исторической точностью сюжета разбираются специалисты. Тут мне сразу вспоминается знакомый, который перестал смотреть одну картину, когда вдруг разглядел, что у римских всадников ноги вдеты в стремена. Думаю, неискушённому зрителю два с лишним часа «Викинга» скучать не придётся.

Зато у людей с тонкой душевной организацией кровожадность картины может вызвать возмущение. Видимо, специально для них в финале Владимир исповедуется во всех грехах священнику, и вот тут уже никуда не денешься от вопросов о достоверности — не исторической, а драматургической, банальной концепции «верю — не верю». Всю картину не самый обаятельный герой вроде бы убивает и насилует, но всегда в этом виноваты то мухоморное варево берсерков, то происки его правой руки, коварного палача Свенельда (неожиданная роль Максима Суханова). Так что именно и когда разбудило в главном герое голос совести? Неужели вдова убиенного им брата, княгиня Ирина (Светлана Ходченкова)? Или смерть условного «первого христианина» (неузнаваемый Владимир Епифанцев) и его сына от рук карикатурных язычников? Каким образом свирепая молодецкая удаль киевского князя так быстро отлилась в покаяние? Видимо, все его моральные переживания остались за кадром. Привидевшиеся же Владимиру утопические картины крещения чистых и пригожих русичей и вовсе выглядят продолжением грибного трипа, хотя здесь, во всяком случае, есть оправдание — мол, это же всего лишь сон.

Оставив в стороне эти досадные нескладности, некоторую сюжетную топорность и обязательный патриотический пафос («Кто к нам с мечом придёт…»), можно смело рекомендовать «Викинга» как приключенческий экшн для лиц от 18 лет с крепкими нервами и желудками.


Александр Гулин, учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия 1576

Как учитель истории я хочу рассмотреть возможности использования фильма «Викинг» с точки зрения методики. Изучать историю России школьники начинают в 6 классе, где-то с середины ноября, сразу после завершения изучения Средних веков. Поэтому большинство шестиклассников к моменту начала знакомства с историей уже соответствуют возрастному цензу 12+.

Можно ли сформировать определённое представление о князе Владимире только на основании фильма? Конечно, нет, потому что навык анализа исторического источника (например, «Повести временных лет») ещё не сформирован, да и отсылы к источникам в фильме очень условны (чего, кстати, создатели картины и не скрывали). Поэтому искать в фильме контрольные элементы содержания из историко-культурного стандарта бесполезно.

Зато «Викинг» подходит для повторения материала учителем и для использования приёма «найди ошибку»

Тут открывается целое поле для дискуссий и соревнований среди учеников.

Эпиграф к фильму о крещении Руси авторства Мао Цзэдуна напомнит учителю о современном постмодернистском мире. Дети вряд ли обратят на него внимание, а вот с названием картины можно интересно поиграть.

Само название «Викинг» на Руси не употреблялось. Викингов называли «Росоманами» или более знакомым термином «Варяги». В этом вся суть фильма. Это как с американскими комиксами, когда создаётся параллельная вселенная (например, Marvel), где есть скандинавский бог Локи, который выполняет нужные авторам комиксов функции. Можно организовать интересную дискуссию об этимологии терминов «Варяги», «Русь» и так далее.

Ещё одна полезная неточность — сцена с охотой в начале фильма. Дикого быка (а может, и бизона) убивают с помощью арбалета! Дети могут либо провести параллели с историей Средних веков, где арбалеты появились на два-три века позже, либо провести микроисследование об использовании оружия в те времена. Аналогичный вопрос вызывает поиск водопроводной трубы при осаде Корсуни. Тут дети могут вспомнить из курса 5 класса способы возведения римских акведуков, какие материалы использовались при строительстве и плавно подойти к выводу, что никакой «чугунной» трубы там быть не могло в принципе.

На таких неточностях можно выстроить интересное внеурочное мероприятие. Но никаких 45 минут урока не хватит на анализ всех огрехов в фильме. И я плохо себе могу сейчас представить ситуацию, когда учитель пожертвует ради этого парой уроков. «Викинг», безусловно, способствует живому интересу к истории Руси, но ориентироваться только на него при прохождении материала никак нельзя.