13 главных японских мультфильмов

Для взрослых, детей и вообще для всех
438 617
Кадр из мультфильма "Воспоминания о Марни"

13 главных японских мультфильмов

Для взрослых, детей и вообще для всех
438 617

13 главных японских мультфильмов

Для взрослых, детей и вообще для всех
438 617

Расхожее убеждение, что аниме — это что-то глупое про непонятных покемонов и большие глаза. На самом же деле в японской анимации хватает самых разных, сложных и удивительных историй на любой вкус, а дизайн персонажей зачастую даже близко не похож на шаблонные представления. Мы собрали список из 13 классических или просто любопытных аниме-фильмов и сериалов, которые можно посмотреть на выходных.

Идеальная грусть

Perfect Blue (Сатоси Кон, 1998)

К своим 46 годам Сатоси Кон успел снять четыре полнометражных анимационных фильма и один небольшой сериал. Этого хватило, чтобы его стали называть «японским Дэвидом Линчем». Обычно вспоминают последнюю работу Кона, «Паприку» — эдакий анимационный вариант нолановского «Начала» про сны, только снятый на четыре года раньше и куда более красочный. Но именно в первом его фильме, Perfect Blue, сформировался неповторимый стиль, который в той или иной мере проявлялся во всех дальнейших работах режиссёра.

Будем честны, Perfect Blue — тот фильм, который часто советуют посмотреть, и который никто в здравом уме не будет пересматривать. История поп-певички, которая пытается начать карьеру актрисы, довольно быстро оборачивается тяжёлым психологическим триллером о раздвоении личности, а ближе к концу уже у самого зрителя начинают возникать сомнения в собственной вменяемости. Режиссёр виртуозно манипулирует аудиторией, неуловимо переходит от реальности к вымыслу и обратно, создаёт сложные, но узнаваемые образы. И всё это с подчёркнуто реалистичной картинкой, от которой ещё больше становится не по себе.

К сожалению, нечто подобное мы вряд ли когда-нибудь увидим: в 2010 году Сатоси Кон скончался от рака, а его последний фильм, Dreaming Machine, так и остался незавершённым. Хотя студия Madhouse всё еще не оставляет попыток закончить работу без преувеличения выдающегося режиссёра.

Кому понравится. Это, конечно, мультфильм для взрослых, которые любят пощекотать себе нервы. Или просто фанатеют от творчества Дэвида Линча.


Железобетон

Tekkonkinkreet (Майкл Ариас, 2006)

Двое детей-сирот — старший задиристый Чёрный и младший аутичный Белый — живут в большом неприветливом городе, постоянно пытаются найти средства к существованию (преимущественно незаконными путями) и в целом не жалуются на жизнь. До тех пор, пока не сталкиваются с якудзой.

Редкий случай — японский анимационный фильм, снятый американским режиссёром. Яркая фантасмагория о противоборстве добра и зла, дружбе и постоянной борьбе, в том числе и с собственными демонами. В какие-то моменты кажется, что «Железобетон» проседает в сюжетной части, но эти незначительные проблемы компенсируются идеальным ритмом повествования.

Ко всему прочему, фильм безумно красив: каждый общий план города хочется превратить если не в картину, то как минимум в заставку для рабочего стола. А уж в динамике это выглядит ещё круче — от отдельных сцен просто захватывает дух.

Кому понравится. Любителям динамичных боевиков, в которых неожиданно обнаруживается глубокий смысл.


Призрак в доспехах

Ghost in the Shell (Мамору Осии (полнометражные фильмы), 1995; Кэндзи Камияма (сериал) 2006)

Анимационную вселенную «Призрака в доспехах» можно условно разделить на две части. Первая — два безумно красивых полнометражных фильма Мамору Осии, в которых герои борются с киберпреступностью и попутно размышляют о том, что такое душа, используя цитаты древних философов и писателей. Размышления эти не праздные: события развиваются в недалёком будущем, где использование имплантов стало обычным делом. Из-за повсеместной аугментации уже сложно понять, где заканчивается человек и начинается машина. Возможно, отличие только в этой эфемерной душе.

23 самых психоделических советских мультфильма

Вторая часть — сериалы и телефильмы с теми же самыми героями, но с альтернативным развитием сюжета. Эти работы больше походят на бодрый детектив, нежели психологический киберпанковый триллер, но менее интересными от этого не становятся. Стоит также отметить, что технически они выполнены на довольно высоком для телевизионной анимации уровне.

О «Призраке в доспехах» стоит знать ещё одну вещь — именно эта вселенная стала одним из источников вдохновения для создателей «Матрицы». Сейчас по этому аниме готовится полнометражный фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли, но, судя по утёкшим в сеть кадрам, ничего хорошего от этой постановки ждать не стоит.

Кому понравится. Поклонникам научной фантастики, киберпанка и детективов всех возрастов.


Когти зверя

Kemonozume (Масааки Юаса, 2006)

К началу 2000-х тогда ещё относительно молодой Масааки Юаса считался одним из наиболее перспективных деятелей аниме-индустрии. Сейчас он уже уважаемый авангардный режиссёр, в послужном списке которого множество необычных работ, в том числе один из эпизодов знаменитого американского анимационного сериала «Время приключений».

Полноценное признание пришло к нему после хулиганского и сюрреалистического (если не сказать шизофренического) полнометражника Mind Game. Но заострить внимание хотелось бы на его следующей работе — небольшом сериале Kemonozume, после которого отпали все сомнения в режиссёрском таланте Юасы.

Это романтическая, в чём-то шекспировская история о любви девушки, способной превращаться в монстра, и профессионального охотника на таких, как она. Здесь нет того безумия, которое было в Mind Game, но есть выдержанный стиль и сюжет, за которым действительно интересно следить. Ко всему прочему, сериал нарисован намеренно небрежно, грубыми штрихами, что добавляет ему определённого очарования.

Кому понравится. Взрослым, которые хотят занять выходные чем-то интересным и необычным.


Могила светлячков

Hotaru no haka (Исао Такахата, 1988)

Пронзительная драма, в которой рассказывается о жизни оставшегося без матери подростка Сэйты и его маленькой сестры в последние месяцы Второй мировой войны. Фильм снят по одноименной книге японского писателя Акиюки Носаки, в основе которой лежат реальные события, хотя из-за некоторых сюжетных ходов назвать это произведение полностью автобиографическим нельзя.

Фильм снял Исао Такахата, который вместе со знаменитым Хаяо Миядзаки основал Studio Ghibli. Фактически после «Могилы светлячков» он мог больше и не заниматься режиссурой. Эта работа навсегда вписала имя Такахаты в список величайших анимационных режиссёров современности.

Сам фильм давно стал общепризнанной классикой. «Могилу светлячков» часто используют в образовательных целях и показывают школьникам. Хотя даже не каждый взрослый человек способен высидеть эту тяжёлую и эмоциональную картину.

Кому понравится. Это понятие тут неприменимо. Но это тот уникальный опыт, который обязательно нужно пережить.


Голос далёкой звезды

Hoshi no koe (Макото Синкай, 2002)

В принципе вместо «Голоса далёкой звезды» на этом месте могла быть любая другая короткометражка Макото Синкая. Многие его работы объединяет несколько ключевых тем: расставание, детские обещания, одиночество и, конечно же, мечты. Главная героиня «Голоса далёкой звезды», школьница, отправляется в космос в составе боевого флота. Она обещает писать оставшемуся на Земле другу, но чем сильнее она удаляется от планеты, тем дольше идут сообщения. Дни, месяцы, года.

Не хуже Диснея: гид по хорошим российским мультфильмам

Иногда кажется, что Синкай с мастерством расчётливого продюсера намеренно снимает душещипательные фильмы, чтобы просто выдавить из зрителя слезу. Но на самом деле это предельно искренние, эмоциональные, в чём-то по-детски наивные работы, которые действительно западают в душу. А ещё Синкай как никто другой чувствует свет и выдаёт безумно красивую нежную картинку, не влюбиться в которую невозможно.

Нужно отметить, что свои первые картины режиссёр-самоучка делал практически в одиночку, и лишь с первыми большими работами начал прибегать к помощи со стороны. Впрочем, короткий метр удаётся Синкаю всёже чуть лучше — концентрированная грусть не очень сочетается с продолжительным хронометражем.

Кому понравится. Подросткам, которые любят романтику и простые понятные сюжеты.


Эксперименты Лэйн

Serial Experiments Lain (Рютаро Накамура, 1998)

Короткий киберпанковый сериал, события которого, однако, в отличие от большинства других произведений жанра, разворачиваются в наши дни. Мрачная, местами страшноватая история о замкнутой девочке Лэйн, которая открывает для себя глобальную сеть, и постепенно в ней растворяется.

К счастью, «Эксперименты Лэйн» — это вовсе не пропаганда о вреде интернета и не поучительная история об опасностях компьютерной зависимости. Как и «Призрак в доспехах», это попытка определить, что такое человеческое сознание, и очертить границы реальности и виртуального мира.

Этот сериал вряд ли можно назвать хорошей точкой входа в японскую анимацию — для неподготовленного зрителя он может показаться слишком запутанным, а то и вовсе бессмысленным. Но если вы любите поломать голову над непростыми сюжетами, и если вам симпатичен характерный стиль художника Еситоси Абэ, то в блёклом неуютном мире Лэйн вам может понравиться.

Кому понравится. Любителям научной фантастики и сюрреализма и, возможно, подросткам в переходном возрасте.


Парадайз Кисс

Paradise Kiss (Осаму Кобаяси, 2005)

Ещё один режиссёр-авангардист в нашей подборке, который в 2005 году довольно неожиданно снял типичное «аниме для девочек» Paradise Kiss. Впрочем, талант Осаму Кобаяси творит чудеса, и смотреть этот сериал могут абсолютно все.

В центре сюжета — тихая и прилежная школьница Юкари, которая усердно готовится к поступлению в университет, но на свою голову сталкивается (в буквальном смысле) со студентами-дизайнерами и становится моделью. Это стремительная история о неизбежном взрослении, о том прекрасном периоде жизни, когда многое происходит впервые. Первая серьёзная дружба, первая влюблённость, первый секс, первые разочарования.

Впрочем, в Paradise Kiss находится место не только подростковым переживаниям, но и здоровому юмору. Зачастую он подкрепляется неожиданно гротескной рисовкой, которая на фоне общего реалистичного стиля смотрится ещё забавней. Да, и не стоит забывать, что на закрывающих титрах каждой серии играет композиция группы Franz Ferdinand.

Кому понравится. Преимущественно романтичным девочкам-подросткам, но вообще попробовать может каждый.


Унесённые призраками

Sen to Chihiro no kamikakushi (Хаяо Миядзаки, 2001)

В подобных материалах сложно обойтись без упоминания Хаяо Миядзаки, но у него столько достойных картин, что их хватит на отдельный список. Впрочем, фильм «Унесённые призраками» всё же выделяется на общем фоне хотя бы потому, что принёс своему создателю заслуженный «Оскар». Кроме того, это, возможно, самая известная в России работа знаменитого японского режиссёра.

Во время переезда родители юной Тихиро сбиваются с пути и попадают в безлюдную деревеньку. Но с наступлением вечера всё меняется: на улицах появляются странные существа, дорога обратно исчезает, а отец и мать девочки превращаются в свиней. Теперь Тихиро нужно приспособиться к жизни в волшебном мире, полном опасностей, чтобы найти способ снять проклятие с родителей и вернуться домой.

Для детей «Унесённые призраками» — просто невероятно красивая (а других Миядзаки и не делает) и добрая сказка с неизбежно счастливым концом. Взрослые же смогут найти здесь отсылки к другим художественным произведениям и увидеть множество любопытных собирательных образов, с помощью которых моралист-режиссёр пытается донести накопившиеся у него мысли.

Кому понравится. Большинство фильмов Миядзаки можно рекомендовать абсолютно всем, и «Унесённые призраками» не исключение.


Девочка, покорившая время

Toki o Kakeru Shojo (Мамору Хосода, 2006)

Анимационный фильм, снятый по одноимённой книге японского писателя Ясутаки Цуцуи. Кстати, его другое произведение легло в основу уже упомянутой в самом начале текста «Паприки» Сатоси Кона.

На первый взгляд, это история о школьнице, которая неожиданно получила способность перемещаться во времени и влиять на определённые события. Лёгкая фантастика, не более того. На самом деле «Девочка, покорившая время» поднимает вопросы ответственности и взросления, и оказывается куда глубже, чем кажется поначалу.

Визуальный стиль режиссёра Мамору Хосоды напоминает о работах множества других режиссёров: вот проглядывается Миядзаки (правда, чуть более серьёзный), вот кадр, словно взятый из короткометражки Синкая. Но при этом сохраняется определённая уникальность и лёгкость. «Девочку…» просто приятно смотреть, не пытаясь даже разбираться в деталях.

Кому понравится. Любителям лёгких, но неглупых фантастических фильмов.


Летающий корабль-призрак

Sora Tobu Yureisen (Хироси Икеда, 1969)

По нынешним меркам совершенно древний (1969 год!), но от этого не менее любимый многими фильм. Это одна из первых японских анимационных картин, добравшихся до российских, а точнее, даже до тогда ещё советских зрителей.

История противостояния мальчика-подростка и, вы не поверите, корабля-призрака, которым управляет таинственный капитан. Не будем раскрывать всех деталей — вдруг за почти полсотни лет существования этого фильма вам так и не довелось его посмотреть. Скажем лишь, что сюжет для своего времени развивается довольно неожиданно.

В целом это добротная приключенческая фантастика, которая неплохо прошла испытание временем. «Летающий корабль-призрак» язык не поворачивается назвать устаревшим с точки зрения анимации. Да, здесь немного архаичный дизайн персонажей, но в целом динамичные сцены выглядят достойно даже сейчас.

Кому понравится. Взрослым и детям, которые фанатеют от приключений и всемирных заговоров.


Евангелион

Neon Genesis Evangelion (Хидэаки Анно, 1995)

По мнению многих, «Евангелион» — один из главных сериалов едва ли не за всю историю существования японской анимации. И это заявление не лишено смысла. Несмотря на довольно бюджетную картинку и множество недосказанностей, сериал уже два десятка лет является предметом жарких обсуждений.

На первый взгляд, он начинается как шаблонное аниме про школьников, которые сражаются с монстрами при помощи человекоподобных роботов. Но очень скоро битвы уходят на второй план, а все внимание зрителей концентрируется на многочисленных психологических проблемах и комплексах, на которые во множестве водятся у местных персонажей. При этом проблемы взросления, ответственности, взаимоотношений поколений и полов, потери близких, самопожертвования и прочего спокойно уживаются с сюжетными линиями о тайных заговорах, рассуждениями о боге, каббалистическими символами и черт знает, чем ещё.

Ко второй половине «Евангелион» становится совсем депрессивным. Режиссёр Хидэаки Анно и сам признавался, что этот сериал дался ему нелегко. Среди фанатов ходит легенда (впрочем, неподтвержденная), что он даже подумывал о самоубийстве. Сейчас Анно в добром здравии, и с середины 2000-х работает над проектом Rebuild of Evangelion — четырьмя полнометражными фильмами (три из них уже сняты), которые позволяют по-новому взглянуть на события сериала.

Кому понравится. Подросткам, ищущим своё место в жизни, и начинающим психотерапевтам.


Воспоминания о Марни

Omoide no Marnie (Хиромаса Енэбаяси, 2014)

Работа ещё одного талантливого аниматора Хиромасы Енэбаяси из той же Studio Ghibli.

«Воспоминания о Марни» — последний на данный момент полнометражный фильм студии, получивший в этом году номинацию на «Оскар». В нём рассказывается о замкнутой девочке Анне, которая уезжает на лето в маленький городок к родственникам своей приёмной матери. Там она встречает таинственную Марни, возможно, первого человека, с которым она смогла подружиться. Стоит ли говорить, что это не просто так, и что обеих девочек связывает нечто большее, чем случайная встреча.

В отличие от победившей на «Оскаре» пиксаровской «Головоломки», этот фильм куда полней раскрывает вопросы взросления, человеческих взаимоотношений и подросткового восприятия мира. Да и проблемы у героев куда серьёзней, чем в американских мультфильмах. Лёгкая, воздушная, технически безупречная (впрочем, как и всегда у Studio Ghibli) картина, после которой непроизвольно лезешь в интернет, чтобы проверить, когда же выйдет следующий фильм Енэбаяси.

Кому понравится. Детям постарше, которые смогут понять все сюжетные перипетии. Впрочем, наслаждаться работами Studio Ghibli можно в любом возрасте.