Кто такая Ольга Галактионова: что известно о новом директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина

4 942

Кто такая Ольга Галактионова: что известно о новом директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина

4 942

Кто такая Ольга Галактионова: что известно о новом директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина

4 942

17 января глава Министерства культуры Ольга Любимова сообщила о кадровых перестановках в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: его директор, Елизавета Лихачева, покидает свой пост, а на ее место заступит глава Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ольга Галактионова.

Что происходит в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Новости о том, что на должности директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавету Лихачеву (подробнее о ней мы писали здесь) сменит Ольга Галактионова, появились еще 16 января, до официального заявления Минкульта. Об этом сначала сообщила искусствовед Ксения Коробейникова, а затем подтвердили журналисты издания «Коммерсантъ».

Причины отставки Елизаветы Лихачевой официально не называются, однако активно обсуждаются журналистами. Так, например, Forbes, со ссылкой на свои источники в Минкульте, пишет, что Лихачева мало занималась музеем, постоянно была в командировках, не сделала ни одной яркой выставки, в общем — «не справилась».

Ряд журналистов и искусствоведов однако связывают отставку Лихачевой с ее гражданской позицией: Елизавета была известна своими смелыми и порой бескомпромиссными заявлениями.

Сейчас Лихачевой припоминают и интервью о том, что Сталин — это герой поп-культуры, схожий с Микки-Маусом, и выступление против передачи «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковки в РПЦ, и высказывания в поддержку Музея истории ГУЛАГа, деятельность которого была приостановлена в 2024 году.

Елизавета Лихачева. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Сама Лихачева пока не отвечает на вопросы СМИ, но 17 января она завела канал в «Телеграме» и записала видеообращение, где прокомментировала ситуацию. Лихачева поблагодарила Министра культуры Ольгу Любимову за предоставленную ей возможность поработать в ГМИИ, выразила благодарность своим коллегам и посетителям музея, рассказала о том, что было сделано во время ее директорства и выразила надежду, что Ольга Галактионова («один из самых больших профессионалов отрасли») продолжит начатое ей и ее командой.

«Для меня ГМИИ — не перевернутая страница и никогда не будет перевернутой страницей. Пока я буду искусствоведом Елизаветой Лихачевой, для меня музей будет важен, потому что это музей в котором мы все выросли, в том числе и я», — заключила Лихачева.

По меркам ГМИИ им. А. С. Пушкина, Елизавета Лихачева проработала там совсем немного — около двух лет (до этого она возглавляла Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева). Прежний директор ГМИИ Марина Лошак занимала свою должность 10 лет — с 2013 по 2023 год, а возглавлявшая музей до нее Ирина Антонова — 52 года, с 1961-го.

Карьера Ольги Галактионовой

Согласно досье, подготовленному журналистами ТАСС, новый директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова родилась 9 апреля 1977 года в Москве. Она училась на факультете истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, а также получила режиссерское образование (курс Марка Захарова в ГИТИСе) и диплом Нью-Йоркской академии киноискусства (New York Film Academy) по направлению «продюсирование художественного кино и телесериалов».

Несмотря на первое, искусствоведческое образование, свою карьеру Галактионова строила в области телевидения, кино и театра. В начале пути она работала на телеканалах ТВ-6, НТВ и Третьем канале, затем была гендиректором компаний «Киносоюз» и «Галактика», занимающихся кино-, телевизионными и театральными проектами.

Музейной деятельностью Галактионова занялась не так давно: главой Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», который координирует совместную работу российских музеев в стране и за рубежом, ее назначили в 2021 году.

Вот как сама Ольга комментировала свой карьерный вираж изданию The Art Newspaper Russia в 2022 году:

«Карьера моя строилась причудливо, но по-своему логично, как выяснилось. Занималась я не только театральными и кинопроектами, было много разных культурных проектов. Продюсерская работа — то, что называется „проекты под ключ“, любые. И задачи РОСИЗО, который является не просто музеем, а, по сути, глобальным проектным центром, показались мне интересными и важными. Одна из задач — вернуть РОСИЗО былую славу».

Проекты РОСИЗО, организованные под руководством Ольги Галактионовой

  • «Виктор Цой. Путь героя» (2022, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва)
  • «Марк Захаров. Формула мастера» (2023, выставочные залы РОСИЗО в Петроверигском переулке Москвы)
  • «ДК СССР» (2023, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва)
  • «Век Эрте» (2023, выставочные залы РОСИЗО в Петроверигском переулке Москвы)
  • «Первая позиция. Русский балет» (2023, Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге)
  • «17/37. Советская скульптура. Взлет» (2023, Новый Манеж, Москва)
  • «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» (2023–2024, выставочный зал павильона «Медиацентр» парка «Зарядье», Москва)
  • «Город-герой Ленинград» (2024, Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге)
  • «Кукрыниксы» (2024, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва)

Комментируя назначение Галактионовой на пост директора ГМИИ им. А. С. Пушкина, министр культуры РФ Ольга Любимова подчеркнула не только яркие проекты последних лет, но и отметила, что под ее руководством «РОСИЗО проводил активную работу в новых регионах России: были открыты детские центры, Музей кино в городе Шахтерске Донецкой Народной Республики».

В 2023 году Галактионова была также избрана координатором сотрудничества музейного сообщества России и Белоруссии, а в 2023 и 2024 годах входила в жюри Всероссийского конкурса СМИ «Культура слова», организуемого Министерством культуры РФ.

Что еще известно о новом директоре

«Поводом для назначения Галактионовой называют личную дружбу с министром. Но причина в том, что она показала высокий класс в РОСИЗО, который был известен в лучшем случае профессионалам. Имея свои „полторы комнаты“ и работая на чужих площадках, что втройне сложнее, заставила заговорить о РОСИЗО после выставок „17/37“, „ДК СССР“ и Кукрыниксов», — пишет в своем телеграм-канале искусствовед Ксения Коробейникова.

И все же, в отличие от Елизаветы Лихачевой, Ольгу Галактионову, пожалуй, можно назвать более предсказуемым и, по меркам государственных институций, надежным управленцем: она не делает резких высказываний, не критикует действия властей, но при этом является современным менеджером, который уже успел показать себя.

Ольга Галактионова. Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

О том, как она видит смысл своей работы, Ольга Галактионова говорила в том же интервью The Art Newspaper Russia:

«У слова „пропаганда“ действительно не очень хорошая коннотация, но нередко оно бывает достаточно верным <…> И не всегда идеология связана с какими-то политическими смыслами — подразумевается и воспитательная, просветительская работа <…> Пробуждение, воспитание интереса к искусству — это и есть пропаганда искусства. В том числе современного искусства, особенно в части разъяснения, что это такое. Оно сейчас дискредитировано рядом „ярких“ выступлений, но вообще-то оно развивается, оно прекрасно и занимательно. В основе нашей стратегии — ее можно сформулировать слоганом „межмузейность, междисциплинарность, межведомственность“ — лежит пропаганда профессионализма в искусстве и создания интересного искусства. Для любого учреждения культуры цель — сеять разумное, доброе, вечное».

Первое же интервью после назначения на пост директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Галактионова дала для телеграм-канала «ку-ку», который ведет искусствовед Ксения Коробейникова. В нем она в том числе рассказала, что намерена заниматься развитием музея, созданием больших, значимых выставочных проектов и не планирует приводить в музей новую команду («Никаких увольнений в планах нет»).

В профессиональном сообществе пока не делают прогнозов о том, как сложится карьера Ольги в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

«Посмотрим, что будет в ГМИИ. Для РОСИЗО Галактионова — потеря, а Лихачева была потерей для Музея архитектуры. Директорские рокировки — сложное упражнение, и не всегда они удаются Минкульту», — пишет Ксения Коробейникова.

Фото на обложке: Виктория Виатрис / ТАСС