Девочка с голубыми волосами, похоже, была мёртвой: тайные смыслы «Приключений Пиноккио»

32 908
Изображение на обложке: кадр из мультфильма "Пиноккио"

Девочка с голубыми волосами, похоже, была мёртвой: тайные смыслы «Приключений Пиноккио»

32 908

Девочка с голубыми волосами, похоже, была мёртвой: тайные смыслы «Приключений Пиноккио»

32 908

Многие детские книги на самом деле написаны для взрослых. Так, к примеру, «Приключения Чиполлино» — это политическая сатира, а «Незнайка на Луне» — остросоциальная. Итальянский роман «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» не исключение. Рассказываем, что Карло Коллоди зашифровал в своей сказке.

7 июля 1881 года в римской «Газете для детей» начал выходить роман-фельетон о деревянном мальчике, чей нос увеличивался, стоило ему соврать. Сказка Карло Коллоди публиковалась по частям на протяжении двух лет, после чего была напечатана отдельной книгой. В России произведение появилось лишь 25 лет спустя. Один из первых переводов редактировал А. Н. Толстой, который в процессе решил переписать итальянскую сказку на свой лад и создал «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сильно отличающуюся от оригинала. Но сегодня мы вспомним именно первоисточник и разберёмся в его тайных смыслах и аллюзиях.

1. Пиноккио — блудный сын

В отличие от «Приключений Буратино», известных российскому читателю, оригинал Карла Коллоди полон библейских аллегорий. Автор с самого начала проводит параллель между Пиноккио и блудным сыном из евангельской притчи. Сверчок назидательно говорит мальчику: «Горе детям, которые восстают против своих родителей и покидают по неразумию своему отчий дом! Плохо им будет на свете, и они рано или поздно горько пожалеют об этом».

Как и в притче, сын ругается с отцом и спускает наследство (азбуку) на искушения, отправляясь вместо школы в театр. Ленивого и плутоватого Пиноккио хватают за нос (полицейский) и водят за нос (мошенники Кот и Лис), так что после каждой неудавшейся авантюры он «остаётся с носом». Интересно также, что у марионетки почти нет ушей, так как Джеппетто не успел их доделать. Если вспомнить Евангелие от Матфея, эта деталь приобретёт контекст, ведь «кто имеет уши слышать, да слышит!», а кто не имеет — нет.

В одном из эпизодов Пиноккио спасает от жажды добрая Фея, как самарянка, спасшая Христа. А ближе к финалу, наподобие Ионы, Пиноккио попадает в пасть Акулы (Левиафана) и выходит из чрева преображённым, готовым к воздержанию и труду.

2. Изначально Пиноккио должен был умереть

В первоначальном варианте сказка заканчивалась смертью главного героя. Так сбывалось пророчество Сверчка, который предрекал Пиноккио, который хотел только «есть, пить, спать, наслаждаться и с утра до вечера бродяжничать», кончить жизнь в больнице или в тюрьме. Коллоди приводит героя к тому, что мошенники Кот и Лис вешают героя на суку. Перед этим Пиноккио пытается укрыться в доме Красивой Девочки (доброй Феи) с лазурными волосами и бледным, как воск, лицом, но та отвечает, что в доме все умерли, и сама она тоже ждёт гроб, в котором её унесут (жутковато!).

Главный редактор попросил продолжить роман, поэтому Коллоди воскресил героя с помощью волшебного горького лекарства.

3. Коллоди высмеивает всё государственное устройство

Когда Пиноккио приходит в суд и рассказывает, что Кот и Лис обманным путём украли у него деньги, его внезапно объявляют виновным. «У бедняги украли четыре золотые монеты. Стало быть, вяжите его и немедленно посадите в тюрьму», — выносит вердикт судья, «огромная Горилла почтенного возраста». После этого Пиноккио 4 месяца проводит за решёткой, пока государство не захватывает король Болвании и преступники не получают амнистию. Но даже тогда смотритель не сразу соглашается выпустить Пиноккио, поскольку ему известно, что мальчишка невиновен. Пиноккио приходится убеждать тюремщика в том, что он в самом деле преступник.

4. Пиноккио проходит испытания, чтобы стать человеком

В сказке А. Н. Толстого, по сути, нет мотива трансформации героя, в то время как у Коллоди он ключевой. Выйдя из тюрьмы, Пиноккио меняется — он старается быть честным и раскаивается в краже чужого винограда, терпит голод и физические испытания (плывет всю ночь на другой берег). В итоге он приходит к тому, что хочет повзрослеть.

Поскольку деревянные человечки не растут, Пиноккио должен стать настоящим мальчиком из плоти и крови. Для этого он начинает ходить в школу, но вновь и вновь поддаётся соблазнам. Доходит даже до того, что Пиноккио превращается в осла и попадает в цирк, но каждый раз его выручает Фея, которая продолжает верить в него. В итоге надежды оправдываются — Пиноккио начинает работать, чтобы добыть еду для отца, учится читать и писать и плетёт на заказ корзины. Фея превращает его в человека. Таким образом, через смирение и страдание Пиноккио обретает душу.

5. «Приключения Пиноккио» — комедия дель арте

Современного читателя может поразить жестокость некоторых эпизодов книги. Но нужно понимать, что это обусловлено жанром. Стилистически сказка написана в традициях итальянской комедии дель арте, которая характеризуется, например, гротескными драками. Также Коллоди отводит значительную роль еде, что типично для балаганного театра. Из 36 глав половина описывает либо чувство голода, либо процесс приготовления еды, либо её поедания (ну и надо понимать, что гастрономическая тема не может не привлекать читателей-итальянцев, и в этом тоже слышны сатирические нотки). А пятая глава практически полностью посвящена описанию нарастающего чувства голода, с которым комично пытается совладать герой.

Кроме того, жанр марионеточного представления предполагает высмеивание, унижение героя. Так, Пиноккио сажают на цепь вместо пса, принимают за рыбу, хотят сделать из него барабан, а один раз он случайно сжигает собственные ноги. Даже в финале Пиноккио-мальчик смотрит на своё деревянное тело и говорит: «Каким я был смешным, когда был Деревянным Человечком! И как я счастлив, что теперь я настоящий мальчик!» — отмечая свою комичность.