«Нет чернил — пиши соплями!». Правила воспитания Дениса Драгунского

22 678
Денис Драгунский с отцом

«Нет чернил — пиши соплями!». Правила воспитания Дениса Драгунского

22 678

«Нет чернил — пиши соплями!». Правила воспитания Дениса Драгунского

22 678

1 декабря 2018 года исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Драгунского. Его рассказы до сих пор популярны, а Дениска из одноимённой книги кажется настолько типичным мальчишкой, что не все верят в его реальность. Денис Драгунский, который 29 ноября представит на Non/fiction свой новый роман, рассказал, каково быть сыном большого писателя, почему детоцентризм — это плохо, а подростков нужно готовить к простой и скромной жизни.

1. Я вспоминаю своё воспитание как странное сочетание либерализма и строгости. Меня никогда не били и практически не наказывали. Разве что однажды не взяли в кино, потому что я получил двойку по русскому («Сын писателя — позор!»). Захотел кататься на мотоцикле — разрешили ходить в секцию. Хотел рисовать — пожалуйста! Мне даже разрешали курить — точнее говоря, относились лояльно. Я мог уйти из дома на несколько часов, и никто не бросался меня искать. Вообще относились ко мне как к взрослому. Но в доме всегда были чётко заведённые порядки, а у меня — свои обязанности. Я сам одевался, умывался, вставал по будильнику в школу, сам готовил, помогал с младшей сестрой Ксенией. У нас был жёсткий порядок по выполнению домашних дел — чтобы было чисто, вымыто, выглажено, приготовлено. И чтобы никаких разговоров, что в школу идти не хочется.

Денис Драгунский / Фото: Wikimedia Commons (Svklimkin)

2. Культура состоит из запретов. Я с детства отучил свою дочь клянчить, чтобы родители ей что-нибудь купили: игрушку, шоколадку, обновку. Помню, однажды мы пришли в театр. Она сказала: «Пойдём в буфет». Но я объяснил ей, что мы пришли наслаждаться искусством, а не пирожными. И всё, с тех пор — никогда и ничего. Она 1974 года рождения, то есть её юношеские годы пришлись на 1990-е, а в ту пору у нас было плохо с деньгами и работой, поэтому мы очень скромно её одевали и не баловали вообще. Она пошла работать очень рано, чуть ли не после третьего курса, помогала родителям очень здорово. Я воспитывал её так вполне осознанно, потому что всегда понимал, что бесконечное своеволие разрушает культуру.

3. Задача воспитания — приспособить детей к будущей жизни. Я считаю, что фраза «взрослые должны понять подростка» — полная глупость. Это подростки должны понять взрослых! Потому что им очень скоро надо будет жить во взрослом мире и приспосабливаться. Так называемая подростковость — тот «грех», который убывает в нас с каждым днём, с каждым часом. Человек, которому сейчас 16, через какие-то шесть лет выйдет на рынок труда, у него начнётся взрослая жизнь, и вот она будет длиться очень долго. Она будет очень строгая и жёсткая. Поэтому ребёнок должен понимать, что такое бюджет, чтобы потом научиться зарабатывать деньги. Он должен быть готов к тому, что на вершину социальной пирамиды поднимаются далеко не все, и это вовсе не трагедия. Нужно быть скромным и трудолюбивым. Родители должны научить подростка, как с блеском прожить обычную, среднюю, нормальную жизнь.

Денис Драгунский с отцом

4. Я сторонник кошачьего подхода к жизни. Пока котёнок маленький, кошка его вылизывает и учит всяким премудростям, а уже через год это просто ещё одна взрослая особь. Конечно, сепарация — это очень трудно и для ребёнка, и особенно для родителя. Но это абсолютно необходимо. Только так мы будем по-настоящему уважать детей и создавать нужные условия, чтобы они взяли ответственность за свою жизнь. Поэтому не надо решать за выросшего ребёнка его проблемы. Была замечательная советская пьеса, которая называлась «Мать своих детей», — про старушку, у которой пятеро сыновей-неудачников. И вот она всё время ездит к ним в разные города и всё улаживает. Смотришь на это — и просто слёзы льются. Думаешь, как благородно! А потом думаешь: господи, какой ужас на самом деле, какой ужас. Она же не даёт им жить! И они не живут, как взрослые люди.

5. Папа и мама выступают как полномочные представители общества. Нужно учить детей, что существуют какие-то абсолютные «нельзя». Но эти «нельзя» не должны казаться ребёнку капризом или самодурством родителей (особенно папы, который считается источником морали и нормы в семье). Наша жизнь состоит, к сожалению, на 90% из «нельзя», на 5% из «ну ладно, попробуй» и только на оставшиеся несчастные 5% — «можно». Звёзд на всех просто не хватит. Кому-то можно, а всем остальным — нельзя. Поэтому из ста человек одному можно, а девяносто девяти нельзя просто по факту. У них не получится, как ни старайся. Если мы будем настраивать своих детей на какой-то необычайный успех, на выдающиеся достижения — мы просто готовим будущую трагедию своего ребёнка. Зачем?

Денис Драгунский с отцом

6. Я против «педолатрии», то есть поклонения детям. Именно это и есть главный тренд в воспитании сегодня, который имеет чёткую экономическую подоплёку. В шестидесятые годы прошлого века, когда начался экономический рост и одновременно «беби-бум», появилась такая штука, как молодёжная мода. Это абсолютно искусственно созданная вещь для того, чтобы обеспечить сбыт новых товаров в большом количестве. Ребёнок стал использоваться как своего рода «деньгоотсос». И родители, которые пережили войну и привыкли мазать сало тонким слоем на чёрный хлеб, решили: детям мы всё дадим. Вот эти дети и их дети теперь говорят: «Купи, купи, купи». Я никакой не марксист, но при этом я трезво смотрю на ситуацию: вся эта педолатрическая симфония, которая разыгрывается, кормит монополии и делает наших детей инфантильными. Потакание капризам не позволяет человеку вырасти самостоятельным.

7. «Нет чернил — пиши соплями». Эту фразу моей учительницы Раисы Ивановны я запомнил навсегда. Это она стала одной из героинь «Денискиных рассказов» — абсолютно реальный персонаж из моей школьной жизни. Она меня научила самостоятельности. В те годы мы писали макальными ручками, однажды у меня посреди урока закончились чернила. Я сказал: «Раиса Ивановна, у меня чернила кончились». Она на меня посмотрела и сказала: «Пиши соплями». И занялась своими делами. Тогда я огляделся вокруг, нашёл чернила у соседа и отлил себе немножко.

Денис Драгунский (слева) и Михаил Слоним, ставший прототипом Мишки Слонова из «Денискиных рассказов»

8. Не надо перекладывать на литературу то, что ты можешь делать сам. Хорошая литература, конечно, влияет на детей, но прямой корреляции нет: в советское время хулиганы с удовольствием читали рассказы про Тимура и его команду. Но привить любовь к чтению можно. Если в доме любят книги, если полон книжный шкаф, если ребёнок видит, как мама или папа читают, любовь к книгам случится автоматически. На меня очень повлияло то, как папа любил книги. После того, как он прочитал со мной «Евгения Онегина», я был так впечатлён образованностью Онегина, что стал самостоятельно учить латынь и поступил в итоге на классическую филологию.

9. Популярность моего отца никак не повлияла на моё воспитание. Мой отец стал писателем, когда мне исполнилось десять лет. Знаменитым — когда мне было уже 20. В нём была какая-то природная скромность, сдержанность, отсутствие суетности. Даже когда его тиражи превышали несколько миллионов, у него не было кабинета. Он писал за маленьким столиком в общей гостиной. Став писателем, не забурел, не стал общаться только с известными людьми — наоборот, до самой смерти дружил с одноклассниками. На меня очень сильно повлияла вот эта его простота в общении. Поэтому я свои рассказы до сих пор иногда пишу в метро.