Что такое CRAFT. Как горы задач, действий и предметов могут помочь учителю

4 577

Что такое CRAFT. Как горы задач, действий и предметов могут помочь учителю

4 577

Что такое CRAFT. Как горы задач, действий и предметов могут помочь учителю

4 577

Что будет, если попробовать в классических образовательных подходах поменять роли и контексты? Все развалится? Нет, совсем нет. CRAFT — не костюмированный праздник, а инструмент для создания новых образовательных механик, методов и технологий. Разбираем по пунктам, как с его помощью изменить драматургию урока и по-новому организовать учебную деятельность.

Что такое CRAFT

Это способ создания новых идей через изменение отношений, ролей и контекста. В основе методологии — труды Гофмана, Мида и Латура. Эти ученые и философы считали, что мир состоит из фреймов — системы отношений и ролей. Фреймом может служить любая ситуация: выдуманная или настоящая. Например, ваш урок — это фрейм! На уроке есть роли «ученик» и «учитель», между ними складываются отношения, и все это происходит в контекста класса с его партами и доской.

Решение образовательных задач часто лежит за рамками учебного процесса. Чтобы его найти, нужно посмотреть, в каких историях и ситуациях, то есть в каких не образовательных фреймах, подобная проблема уже решена.

Внедрить фрейм в образовательный проект доступно даже начинающему методисту. Так, Наталья Непомнящая пересобрала онлайн-практикум по сценической речи с опорой на фрейм «Вселенная Гарри Поттера». Дети в образе Гарри Поттера и Гермионы через заклинания и другие истории, объединённые в квест, учат школьников сценической речи. Но внедренные образы — не несущая конструкция. В основу практикума легли причины, по которым ученикам интересно учиться. То есть это не история с переодеванием, а выстраивание системы мотивации на курсе по аналогии с фреймом «Вселенная Гарри Поттера». В книге и фильме студентов привлекал таинственный мир с заклинаниями и волшебством. На практикуме упражнения на отработку звукосочетаний, например «примбрли, примбрли прэмбрлэ, примбрли прэмбрлэ прамбрла», превратили в заклинание. Так ученики практикума почувствовали причастность к волшебному миру.

Специально для образования — CRAFT/ed

Эксперт в области мотивации в обучении и куратор IKRA Group Дарья Илишкина и Василий Лебедев, специалист в области креативных методологий для образования, создатель методологии CRAFT и основатель IKRA Group, адаптировали методологию CRAFT к разработке образовательных продуктов. С помощью CRAFT/ed вы можете полностью пересобрать образовательную программу либо устранить отдельные уязвимости.

Если действовать на уровне микроидей, можно придумать новые механики для преподавателя. Нужно рассказать об исторических личностях? Сделайте это небанально, как мы на обучении по CRAFT/ed.

Даем студентам описание биографий и ключевых идей пятерых личностей без указания их имен и фамилий. Студенты должны обнаружить трех основоположников методологии CRAFT и обосновать свой выбор. Чтобы упражнение было не таким простым и очевидным, важно подобрать интересные факты из биографии этих личностей и их идей.

Вместе с биографиями ученых можно использовать описания жизни современников. Например, Канье Уэста с его сакральными цитатами из твиттера можно по ошибке причислить к лагерю ученых. В то время как реальный основоположник CRAFT — Джордж Мид — постоянно бросал обучение в университете. Он больше похож на бунтаря, чем на ученого.

Для увеличения нажмите на изображение

VS

Для увеличения нажмите на изображение

Методология CRAFT/ed — это алгоритм и совокупность самых разных методик. Их можно применять последовательно, миксовать между собой, применить одну или несколько сразу. В рамках статьи мы не сможем рассказать обо всех инструментах CRAFT/ed, но вы можете подробно прочитать о них в книге «CRAFT/ed» и начать их применять. Книга доступна к предзаказу на сайте.

Как придумать новые идеи для вашего занятия: идем по алгоритму CRAFT/ed

Двигаясь по этому алгоритму, вы сможете:

  • проанализировать ваше занятие / курс / программу на предмет потенциальных проблем;
  • разбить абстрактную проблему на конкретные фокусы;
  • создать поле абстрактных идей;
  • найти по аналогии с абстрактными идеями те идеи, которые уже можно будет использовать в обучении.

1. Гора задач

На первом этапе сформулируйте проблему. Абстрактные формулировки, такие как «Детям неинтересно на уроках», нужно заменить четкими фокусами. Важно понять, почему им неинтересно, какой элемент системы перестал быть эффективным.

Для формулировки сути проблемы применяют методику «ролевое моделирование: анализ базового фрейма». Есть еще 4 методики, которые помогут уточнить проблему и превратить ее в задачу на разрешение барьеров, усиление мотивов, развитие ценностей и развитие навыков.

Можно применять все эти методики или выбрать одну. Мы разберем, как работает методика «ролевое моделирование» — анализ базового фрейма. Она помогает разобрать текущую ролевую модель отношений и выявить в ней проблемы.

Шаг 1. Опишите вашу ролевую модель

Обозначьте участников и дайте им характеристики, расскажите, что происходит на ваших занятиях. Описание должно быть максимально приближено к реальности с учетом особенностей:

Выделите активных участников, которые явно влияют друг на друга и отношения между которыми вы хотите поменять.

Назовите роли и дайте им краткую характеристику.

Объедините участников в группы по типу поведения/отношений: «отличники», «двоечники», «класс», «дежурные» и другие.

Описание ролей может выглядеть так:

  • Отличник. Усердно выполняет задания.
  • Двоечник. Увлечён своими делами.
  • Ученик, витающий в облаках. Мечтатель, увлекается только конкретными темами.
  • Учитель. Любит географию, природу и бережно относится к окружающей среде. Мечтает, чтобы детям нравились его уроки.

Шаг 2. Опишите на схеме отношения между ролями

Как участники взаимодействуют друг с другом? Есть ли в этих отношениях проблемы? Какие?

Вот что у нас прояснилось:

  • У отличника проблем в отношениях с учителем, кажется, нет: он усердно выполняет все задания, учитель доволен, ставит другим в пример.
  • Двоечник в учёбе не заинтересован, слушает нотации учителя, пытается сделать так, чтобы его не трогали.
  • Ученик, витающий в облаках, не может сосредоточиться, включается только тогда, когда ему интересно.
  • Учитель мечтает, чтобы детям нравились уроки, но хорошая связь у него есть только с отличником.

Шаг 3. Проанализируйте контекст и дополните схему значимыми символами

Что, кроме обучения, важно для участников? Например, это может быть важное явление — «моё будущее» (будущее учащихся). Ученики думают о нем вне зависимости от успеваемости, характера и стиля обучения. Именно к нему обращается преподаватель каждый раз, когда говорит о важности занятий.

Предположите, какую связь каждый ученик видит между собой на уроке и собой в будущем? И каким будущее своих шестиклассников видит учитель?

Отношение к своему будущему у учеников отличается от ожиданий учителя

Шаг 4. Определите тип проблем

Распределите обнаруженные проблемы по 4 типам — барьер, мотив, навык и ценность.

Для увеличения нажмите на изображение

После анализа ролевой модели видим, что исходная проблема — «Детям неинтересно на уроках» — для участников может выглядеть по-разному:

  • кто-то не может сосредоточиться на предмете;
  • кто-то не видит в нём смысла;
  • кто-то ожидает от обучения большего.

Так мы приходим к формулированию конкретной задачи в духе «Как сделать так, чтобы…» и пониманию, от чего стоит отталкиваться при разработке конкретного курса.

Анализ ролевой модели — одна из методик CRAFT/ed. О других инструментах вы сможете подробно прочитать в нашей книге.

2. Гора идей

Когда проблема определена, начинаем подбирать фрейм, в котором она уже решена. Есть несколько категорий фреймов:

  • художественные;
  • социальные;
  • профессиональные;
  • исторические;
  • ритуальные;
  • природные.
Для увеличения нажмите на изображение

Абстрагируйтесь от привычной реальности и переключитесь на другую, ничем не ограничивая свою фантазию. Чтобы найти подходящий фрейм, задавайте себе вопросы.

Например, возьмем профессиональные фреймы. Они включают профессии, события и ситуации, характерные для определённой деятельности. Имеет смысл отдельно посмотреть на «поддерживающие» профессии (сервис, обслуживание) и на «меняющие» (творчество, наука, изобретательство). Задаем себе вопросы: «Где и когда в профессиональной среде кто-то или что-то обнаружил, что нашёл нечто новое?»

Подбираем и анализируем фрейм: полярная экспедиция (группа учёных-путешественников находит неизведанные земли) или отряд космонавтов (группа учёных-космонавтов отправляется на изучение новых планет).

На страницах книги про CRAFT/ed вы можете узнать подробный алгоритм, как подбирать фрейм для своих образовательных целей.

3. Гора действий и предметов

На этом этапе нужно выстроить аналогии между фреймом вашего класса (ролями, отношениями и контекстом) и тем фреймом, который вы выбрали для решения проблемы.

Например, вы решили менять фрейм школьного курса по географии по аналогии с фреймом «Экспедиция на Северный полюс в поисках пропавшего НЛО». Очень важно: когда мы говорим «менять», это не значит, что мы просто даем детям соответствующую атрибутику или создаем декорации. Это не игровое моделирование. Более того, в CRAFT вы можете так изменить изначальные роли и формы отношения под влиянием фрейма экспедиции, что в итоге ваши ученики не будут знать, что они находятся на экспедиции.

Вы сами решаете, как глубоко погружать учеников в историю. Например, в онлайн-школе по программированию применили механику из фрейма «дворовая футбольная команда». В образовательной программе Zoom выполнял роль двора и был открыт каждый четверг с 21:00 до 23:00. Выйти в него мог любой желающий. Так в образовательную программу была внедрена механика по аналогии, но сами студенты не знали, что Zoom — это двор. Это позволило создать поддерживающую среду в рамках онлайн-обучения, где обычно у участников нет работы в команде, но хочется поделиться наблюдениями и почувствовать поддержку.

Чтобы «вытащить» конкретные инструменты из выбранного фрейма, задайте себе вопрос: «Если в моем выдуманном фрейме есть такая-то роль / часть контекста / форма отношений, то какой бы могла быть аналогия в моем образовательном фрейме?»

В примере выше мы задали себе вопрос: «Если в дворовом футболе есть двор, где юные футболисты могут поиграть, то какой бы могла быть аналогия в моем образовательном фрейме?» Так мы вышли на аналогию со свободными Zoom-встречами по четвергам.

А вот еще пример для урока географии. Если в экспедиции на Северный полюс есть форма отношений «сбор инвентаря с учетом бюджета», то какой бы могла быть аналогия в образовательном фрейме? Находим аналогию: это знакомство учеников с инструментарием географа.

Развиваем идею и получаем такое упражнение: ученикам нужно собрать необходимый для экспедиции инвентарь. Он должен помочь получить данные о метеорите и изменениях, которые произошли на Северном полюсе из-за его падения.

Важно: нужно брать экологичные материалы и не выйти за рамки бюджета! Перед учениками поле и 25 карточек с описанием предметов. Нужно изучить эти карточки с предметами и выбрать самые нужные для экспедиции. Потом ученики должны разместить их на своём поле так, чтобы ни одна из карточек не выходила за пределы поля и не накладывалась на другую.

В поиске аналогий между фреймами поможет «Таблица артефактов». Мы приводим пример ниже — воспользуйтесь им!

Для увеличения нажмите на изображение

Фрейм может изменить все занятие целиком, а может трансформировать отдельные механики. Допустим, вам нужно мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания и вы формулируете задачу так: «Как сделать так, чтобы выполнение домашнего задания помогло стать успешным человеком?» Нужно соотнести события нашей истории с образовательными событиями.

Например, новая исследовательская компания нанимает участников экспедиции — выбирает лучших претендентов. Но количество мест ограниченно, и нужно доказать, что ты достоин стать членом экспедиции. Тогда домашнее задание станет некой предварительной подготовкой, выполняя которую и анализируя свои слабые и сильные стороны ученик может попасть в заветную экспедицию.

4. Пещера сокровищ и Поля внедрения

На этом этапе мы занимаемся развитием нашей идеи, проработкой деталей. В Пещере сокровищ мы думаем, какие еще полезные ресурсы и ценности можно привнести. А на Полях внедрения мы думаем, как нашу идею уже полностью материализовать. Оцениваем и учитываем, что нам может помешать или помочь внедрить идею в уже реальный учебный класс.

5. Облако рефлексии

Теперь все придуманные идеи, механики и истории нужно оценить с точки зрения принципов дидактики: что отвечает правилам построения обучения, а что нет. Если есть противоречия, нужно подумать, как их сгладить.


CRAFT/ed — гибкая методология, вы можете использовать все этапы алгоритма, но в реальности выбрать другую скорость и приёмы. Например, сформулировать и конкретизировать проблему (а потом и задачу), просто задавая себе уточняющие вопросы.

С методологией удобно работать как с конструктором, где можно брать только необходимые модули. Но кроме этого, CRAFT/ed помогает говорить на языке ценностей. Например, учитель географии понимает, что, возможно, география действительно нужна только паре учеников, планирующих поступать на географический факультет. Но он очень хочет, чтобы у его учеников, независимо от того, куда они пойдут дальше учиться или работать, была сформирована ценность экологичного отношения к миру.

Это может быть встроено даже в упражнение с выбором инвентаря. Дайте детям возможность поразмышлять: «Мне сейчас купить крутой супердорогой компас, который сделан из пластика, или воспользоваться древним компасом из простых природных материалов?» Это один из примеров того, как можно побудить задуматься про экологическое отношение к природе. Ведь ценностность — это то, чем руководствуется человек в ситуации выбора.

Мы постарались подробно осветить CRAFT/ed, но в одной статье рассказать обо всех возможностях методологии невозможно. IKRA и CRAFT-центр выпускают книгу, где намного больше разных способов для создания увлекательных уроков. Вы можете поддержать проект на платформе Planeta и сделать предзаказ книги.