«Позор, вы же учитель!». Почему нас напрягают фото педагогов в купальниках и на вечеринках
«Позор, вы же учитель!». Почему нас напрягают фото педагогов в купальниках и на вечеринках
«Не ищите школу, — говорят родителям первоклассников, — ищите учителя». Потому что личность педагога может сильно повлиять на ученика. Но как быть, если вы нашли учителя в соцсетях, а он там в купальнике? Или пляшет канкан в тиктоке? А может, поднимает бокал за здравие? Колумнист «Мела» Инна Прибора уверена: чтобы решить, кто будет сеять разумное, доброе, вечное рядом с нашими детьми, нужно самим определиться со своими ценностями.
Вопрос, как должен вести себя учитель, так же остер, как хорошо заточенный ноготь. В 2019 году учитель из Ростова-на-Дону подвергся травле из-за фотографии с французским маникюром. Родителям детей показалось, что ногти педагога угрожают развитию правильных ориентиров у школьников, особенно их почему-то злило, что педагог — мужчина. В Петербурге учительницу увольняют за фривольные сообщения о личной жизни в ее твиттере. А в защиту барнаульского педагога Татьяны Кувшинниковой, вынужденной уйти из школы после выложенного в сеть фото в купальнике, был даже устроен сетевой флешмоб #УчителяТожеЛюди.
В общем, тревога о том, те ли люди находятся в школе, тем горячее, чем больше можно узнать о жизни учителя из интернета. Учителя зачем-то ведут блоги, выкладывают фоточки из отпуска, а порой появляются на видео с бутылкой пива. Ну и как потом этим людям можно доверять ребенка?
Впрочем, кроме общих фраз, что у педагога, мол, высокая моральная ответственность перед обществом, мы мало что можем сказать о том, каким именно должен быть этот человек. Подавать пример, быть образцово грамотным, иметь высокие личные качества — это клише. Но попробуйте перечислить конкретные качества, которые нужны сегодняшнему педагогу, кроме очевидных вещей вроде «можно ли красть серебряные ложки?». И вы зайдете в тупик.
Я так уверенно об этом говорю, потому что провоцировала живые дискуссии с родителями на эту тему. Мы в школе с коллегами сделали игру, позволяющую поговорить о том, что для каждого из нас является неприемлемым в образе педагога. Игра очень простая: в группе с другими родителями вам предлагают обсудить, какого классного руководителя вы выберете для своего ребенка. Для этого мы создали несколько утрированные анкеты выдуманных педагогов, указали их возраст, стаж образование, любимые методики, а заодно добавили каждому характерную деталь.
Например, Ольга Львовна Стегозаврова поможет добиться потрясающих академических высот, но у нее есть манера замахиваться на учеников указкой. А Эдуард Денисович называет детей «котиками» и, по слухам, ходит в обнимку с другими мужчинами. Но он, вообще-то, тоже сильный педагог. Другая учительница, Берта Николаевна, — за традиционные ценности и может заявить не самой сильной ученице что-то про ее исконное место на кухне. А Панфил Казимирович страшно религиозен, часто заканчивает урок небольшой, но яркой проповедью. Молодая учительница начальных классов Агата Николаевна по вечерам подрабатывает в стриптиз-клубе. А Актеона Борисовича один раз чуть не поймали с пакетиком подозрительной сушеной травы.
И это страшно занимательно: слушать людей, которые доказывают друг другу, почему вот этот персонаж не должен переходить порог школы никогда и ни при каких обстоятельствах. А другой — может.
Несколько игр показали, что родители детей из негосударственной школы не готовы ни под каким соусом видеть в качестве педагога жесткого, склонного к диктату человека. На последней игре в этом году они лучше всего отнеслись к педагогу-мигранту («А что? У него высокая мотивация, глубокое знание жизни и развитый эмоциональный интеллект») и пареньку, который когда-то баловался наркотиками («Ого! Приносит электронную музыку на занятия, веселый, дети его полюбят»).
Многим нравится учитель-гей и учительница, которая знает, как можно красиво вращаться на шесте
Правда, что-то мне подсказывает, что это вовсе не те родители, которые пишут жалобу на педагога в купальнике.
Но прелесть как раз в том, что люди разные и педагоги разные. То, что неприемлемо для одних, для других обернется преимуществом. Кого-то фрустрирует препод, который ведет в тиктоке урок в форме рэп-баттла, кто-то впадет в панику при виде учительницы, которая требует по форме отпрашиваться в туалет.
Чтобы понять, какой учитель нужен вам, надо разобраться в себе. Сделать это можно, например, при помощи теории моральных основ, предложенной американскими психологами Дж. Хайдтом, Кр. Джозефом и Дж. Грэмом. Эта теория нашла отражение в книге Хайдта «The Righteous Mind» («Праведный разум»). Авторы выделили пять осей, на которых держится нравственный закон внутри нас. Это некие комплексы установок, которым в силу эволюции нашего мозга мы легко и не напрягаясь придаем эмоциональную окраску. Таким образом, получаются пять основ так называемой интуитивной морали. Вот эти основы.
- Забота, защита уязвимых.
- Справедливость, эгалитаризм.
- Лояльность, верность группе.
- Иерархия, приверженность авторитетам.
- Святость, чистота.
Как это может помочь разобраться с собственными установками? Просто поставьте себе оценку от 0 до 10 за каждый пункт. Скажем, если вы считаете, что иерархия и установленные традиция — страшно важные штуки, а когда ученики перестанут вставать при входе физика в класс, небо обрушится на землю, то поставьте себе высокий балл за 4-й пункт. Если вам кажется, что учитель не может осквернить себя разгульным образом жизни и танцами в дезабилье, то у вас серьезные требования к педагогу по 5-му пункту — «непорочность и чистота». Те, кто настороженно относится к представителям чужих групп и не хотели бы, чтобы представители иных культур и рас вели уроки у ребенка, могут поставить себе высокий балл в графу «верность группе». Если вы считаете, что проступки должны наказываться симметрично (око за око, зуб за зуб, а всем сестрам нужно раздавать по серьгам), значит, в пункте «справедливость» вы точно наберете больше пяти. Те, кто полагает, что заботиться нужно обо всех людях, даже если они на эту заботу не согласны, а социализм имеет свои плюсы, выигрывают по очкам по первому положению.
В общем, скорее всего, окажется, что какие-то отдельные положения вызывают у вас больше вопросов, чем другие. А если знаешь, что тебе труднее дается, уже легче жить. Или хотя бы присматривать ребенку подходящую школу.
Так, люди с либеральными взглядами будут страдать, если их дети окажутся в жестко-иерархической структуре. И наоборот: консервативным родителями будет сложно в школах, где учителя красят волосы в розовый цвет и приветствуют школьников криком «Дай пять!».
Но если все кругом не так, тоже нет смысла расстраиваться. Моральные нормы — не данность, определенная на столетия. И пусть школа — довольно консервативная институция, все же общественные взгляды то и дело кочуют то в одну, то в другую сторону. Например, австралийским психологам удалось проанализировать обширный англоязычный лингвистический корпус с 1900 по 2007 год и разобраться, в какое время о каких ценностях чаще всего говорили люди. Обнаружилось, в частности, что ценность иерархии и уважения к власти с начала XX века сдала позиции, а, например, такие вещи, как забота, безопасность и сострадание, нам сейчас актуальнее, чем сорок лет назад.
И здорово, что это никак не связано ни с цветом волос, ни с оттенками вашего маникюра.