6 типов удлиненных и округлых: какие героини Бунина похожи на вампиров, а какие — на змей
6 типов удлиненных и округлых: какие героини Бунина похожи на вампиров, а какие — на змей
Цикл «Темные аллеи» Бунина включает 40 рассказов о любви с участием 44 героинь, однако при внимательном прочтении оказывается, что из рассказа в рассказ внешность бунинских красавиц повторяется (иногда дословно). Да и судьба героинь, похожих внешне, складывается одинаково. К 151-летию Бунина писатель Мария Блинкина-Мельник помогает нам разобраться с его «женскими образами» — без школьных клише.
Мы наблюдаем шесть характерных типов внешности бунинских героинь: очень полные — округлые — статные — маленькие — стройные — удлиненные, и от упитанных к тощим драматизм возрастает.
Я занялась этой занимательной типологией, обнаружив двух идентичных героинь. Обе они очень полные девочки — Зойка и Odette. Тайна их привлекательности кроется именно в их полноте: «при всей полноте ее тела, в нем было грациозное кокетство движений» (Зойка); «очень полная удивительно нежной и свежей полнотой» (Odette). Несмотря на юный возраст, выглядят они взрослыми: «Она уже была очень развита телесно, сзади особенно… широкая полнота ее зада» (Зойка); «с большими грудями и широким задом» (Odette).
Глаза у девочек — маслянисто-синие: «у нее был наивно-радостный, удивленный взгляд маслянистых синих глаз» (Зойка); «она, с готовностью и к испугу и к улыбке, вскинула на меня маслянисто-голубые глаза» (Odette). Очень полные девочки не отличаются высоким интеллектом, а в остальном милы: «Год тому назад ее взяли из гимназии, не учили и дома, — Данилевский нашел в ней зачатки какой-то мозговой болезни. Она так была со всеми ласкова, что даже облизывалась» (Зойка); «на редкость глупая и милая» (Odette). Подобным героиням Бунин отводит безопасную роль посредниц: они способствуют сближению героя с возлюбленной.
Округлые героини — крепкие, ладные и невысокие. Здесь и далее я привожу только некоторые описания, однако эпитеты повторяются из рассказа в рассказ: крепкая, ладная (Валерия); невысокая, но ладная… простонародно развитая телом (Катька); невысокая, плотная (Саша). У них полная грудь, покатые плечи, маленькие крепкие холеные ручки, широкоскулые лица, полные губы: какая рука!.. круглая загорелая шея… полнеющая грудь… полное колено (Соня); широкоскулое личико («Волки»); полные вишневые губы (Валерия).
В их облике нередко мелькает что-то вампирское, например грозные глаза, блестящие зубы: с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов (Валерия). В них напрочь отсутствуют «длинноты» и «острые углы».
История с участием «округлых» для героини, как правило, заканчивается нейтрально или благополучно, а вот для героя финал подчас бывает драматическим
Статные героини отличаются высоким ростом, крепостью, силой, своеобразной «тяжелой» красотой: высокая, статная красавица… вся сияющая молодостью, крепостью (Антигона); крепкая… сильная молодая женщина (Ольга Александровна); сильное тело… крепкая (Маша). Они непременно полногрудые, с широкими бедрами, сильным животом и полными холеными руками: руки у нее были очень белые и благородной формы… налитые груди, белый тугой живот и белые тугие бедра (Ольга Александровна). В их внешности преобладают крупные, полные, сильные черты: крупная черная коса… красивые щиколотки… крупные ноги (Маша). Добавим, что статные красавицы непременно брюнетки. Темный цвет волос у Бунина — нейтральный, белокурый — символ покорности, рыжий — залог активности и драматизма
Героини этого типа — взрослые, зрелые, и у каждой из них — своя история. Гордая красавица Антигона работает сиделкой. Изысканная Ольга Александровна предстает перед героем в роли скромной официантки. Под маской загадочной мстительницы скрывается русская эмигрантка Маша, добропорядочная владелица шляпной мастерской. Героя пытается постичь тайну этой загадочной женщины: подглядывает в замочную скважину за Антигоной, пытается по одежде Ольги Александровны понять, есть ли у нее друг, выслеживает Машу после утреннего кофе. Несмотря на все пережитое, героиня держится с удивительным достоинством. В ее облике не может быть ничего мелкого, невыразительного. Характерная представительница этого типа — Ольга Александровна. Красивая брюнетка, сильная, с женственными формами, она спокойно входит в жизнь главного героя и становится его последней, самой счастливой любовью.
Маленькие героини – невысокого роста, хрупкие, слабенькие, инфантильные: она была чуть не вдвое меньше его ростом и казалась совсем девочкой (Степа); стройная, как мальчик («Визитные карточки»); невелика ростом (Таня); очень худа (Цыганка); вид она имела еще полудетский — маленькая, худенькая (Гаша); слабая девушка («В одной знакомой улице»); небольшая (Поля); маленькое тело («Сто рупий»). У таких героинь — маленький бюст, маленькие руки и ноги, и все черты их внешности отличаются «детскостью», независимо от их реального возраста: маленькие груди (Степа); круглая головка с небольшой косой (Ксения Андреевна); плоский живот… маленькие башмачки (Цыганка); маленькие ноги (Поля); маленькие ступни с красными ногтями пальцев… маленькие уши («Сто рупий»).
Героини этого типа бывают белокурыми и черноволосыми, но отнюдь не рыжими
В их внешности не может быть ничего крупного и длинного, а также ничего возвышенного: ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью… она даже и не подозревает всю силу моей любви к ней (Таня); черноволосая, с ничего не выражающими глазами цвета сажи… мила она была мне бесконечно (Гаша). Типичной маленькой героиней можно назвать Степу. Невысокая, слабенькая девочка, она не сразу понимает, что произошло между нею и героем. Для него эта история — случайный эпизод, однако в ее жизни их встреча сыграет значительную, возможно, роковую роль.
Стройные героини — изящны, легки и гибки: какой стан! (Надежда); тонкий стан («Поздний час»); маме сорок лет, но ведь она стройна, как барышня (Клавдия Александровна); тоненькая девушка (Галя); талия у нее была тонкая (Генрих); стройненькая, еще хрупкая… сложена, как молоденькая нимфа… тонкий стан (Натали); очень стройная, изящная девушка («Речной трактир»); худенькая девушка… она держалась легко и стройно (Елена Николаевна); гибкая талия («Камарг»); стройный стан («Качели»).
Все они необыкновенно хороши собой, что подчеркивается особо: удивительно хорошенькая, прелестна просто на удивление! (Галя); я вышел на балкон изумленный: в самом деле, красавица! (Натали); мы оба были… настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами («Чистый понедельник»). Все они непременно высокого роста; я ростом даже немножко выше вас (Галя); очень высокая (Генрих); похожа на высокого мальчика («Речной трактир»). Еще одна их отличительная особенность — стройные, легкие ноги: легкие точеные щиколки (Генрих). Очень часто у стройных героинь бывают прекрасные лучистые черные глаза и ясный взгляд: черные молодые глаза… ясный взгляд… лучистое мерцание твоих глаз («Поздний час»). В их облике не бывает ничего грубого и тяжелого: тонкие, как у англичанки, черты лица (Генрих); маленький след («Чистый понедельник»).
Судьбы стройных героинь нередко складываются трагически. Квинтэссенцией данного типа можно считать героиню рассказа «Поздний час»
Первая любовь героя, стройная и черноглазая, умирает совсем юной, и воспоминание об этой прекрасной девушке остается с ним на всю жизнь.
Однако самый драматический тип — удлиненные, высокие и худые, длинные, как бы вытянутые кверху. Высокая девушка… в сером прямом пальто (Муза); тонкая, длинная, в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке (Ли); длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте с висящими, разрезанными до плеча рукавами («Пароход Саратов»); худая, высокая… долгое девичье тело (Руся).
Руки, ноги, груди — все в их внешности острое, узкое, резкое: удлиненные ступни в открытых лакированных туфлях (Муза); она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями… груди острые, маленькие, торчащие в разные стороны (Ли); в длинной бледной руке дымилась папироса в длинном янтарном мундштуке… длинные пальцы («Пароход Саратов»); лодыжки и начало ступни — все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями… узкие ступни (Руся).
Черты лица у таких героинь тоже вытянутые и удлиненные: на длинных ресницах… блестят капли дождя и снега… прямые глаза (Муза); длинны были и несколько раскосые глаза ее («Пароход Саратов»); узкий правильный нос (Руся). Их отличает также пристрастие к длинным острым предметам: прямое пальто… подняв брови, держа на отлете папиросу (Муза); длинными завитками висели вдоль щек черные букли… высокие серые ботинки (Ли); туфли без задка… узкий капот с разрезами… папироса в длинном янтарном мундштуке («Пароход Саратов»); длинная черная коса на спине (Руся). Кроме того, они неравнодушны к серому цвету в одежде: серое пальто, серые ботики и серая юбка у Музы, серые ботики у Ли, серый капот у героини рассказа «Пароход Саратов».
Нельзя не заметить также, что в их облике, в их поведении отчетливо присутствует нечто змеиное: и, извиваясь, порывисто обняла его, неумеренно сверкая глазами (Ли); длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте («Пароход Саратов»). Муза, подобно змее, бесшумно выползает из спальни, а роман с Русей начинается с совместной поимки ужа.
Удлиненные героини не бывают блондинками, а только брюнетками или рыжими, причем глаза у них всегда темные
Этот тип героинь сам Бунин характеризует как истерический. Чистейший образец удлиненности являет собой героиня рассказа «Пароход Саратов». Длинная и узкая, с раскосыми глазами и длинными пальцами на длинных руках, эта роковая женщина живет среди удлиненных предметов. Своей изменой она провоцирует главного героя на убийство. Высокие худые женщины обречены, в особенности если они вдобавок рыжие.