История российской мультипликации. XX век

Анна Краснослободцева — об энциклопедии с засмотренными до дыр мультфильмами
11 805

История российской мультипликации. XX век

Анна Краснослободцева — об энциклопедии с засмотренными до дыр мультфильмами
11 805

История российской мультипликации. XX век

Анна Краснослободцева — об энциклопедии с засмотренными до дыр мультфильмами
11 805

Несмотря на то что советские мультфильмы любят абсолютно все, книг по анимации в России издано не так уж и много. Московское издательство «Варио» при поддержке «Союзмультфильма» исправило досадное недоразумение и этим летом выпустило монографию «История российской мультипликации. XX век», по которой можно проследить весь путь отечественной анимации от истоков до сегодняшних дней. Анна Краснослободцева внимательно изучила издание.

В сентябре у классика советской мультипликации, создателя любимых всеми «Ёжика в тумане», «Сказки сказок», «Цапли и журавля», Юрия Борисовича Норштейна был юбилей. Ему исполнилось 75 лет. На студию «Союзмультфильм» он пришёл в 1961 году, сразу начал работать и в рисованной, и в кукольной анимации, участвовал в создании многих известных картин («Каникулы Бонифация», «Варежка», «Мой зелёный крокодил», «Чебурашка», «Левша»). Свою первую самостоятельную работу выпустил в 1973 году. Это был известный всем мультфильм «Лиса и заяц».

Прошло более полувека, как Юрий Борисович пришёл в профессию, его меланхоличные, философские работы знает весь мир — а значит, про творчество этого художника должно было быть выпущено много литературы. Но это, увы, не так. Кажется, мы вообще плохо знаем историю отечественной мультипликации, книги по анимации выходят очень редко, маленьким тиражом, и оказываются скорее специализированной литературой для профессионалов-мультипликаторов.

Однако этим летом произошло важное событие: издана книга «История российской мультипликации. XX век». На данный момент это самое полное исследование отечественной анимации от её истоков до начала XXI века. Альбомный формат книги и объём в больше чем 500 страниц с подробными историческими статьями, биографическими вставками позволили без ужимок рассказать о том, как развивалась российская анимация на протяжении 100 лет. При этом книга написана простым языком, и даже самый ленивый ребёнок может легко прочитать за полчаса целую главу, а потом не заметит, как дойдёт до последней части «Новые студии. Новые будни», посвящённой современной анимации, которая так и призывает познакомиться с творчеством Александра Петрова или Константина Бронзита.

«История…» читается на одном дыхании, завораживает своими красочными кадрами из любимых мультфильмов, архивными фотографиями, с которых на нас смотрят великие сказочники — мультипликаторы.

Не хуже Диснея: гид по хорошим российским мультфильмам

Кажется, будто мы застали их здесь, на страницах книги, врасплох, подсмотрели за тем, как вершится чудо. Как ещё назвать способность первых мультипликаторов в нашей стране — Александра Ширяева и Владислава Старевича — самостоятельно создать тысячи кукольных композиций, отличавшихся друг от друга буквально на миллиметры, и превратить кукол из проволоки и папье-маше в отплясывающих Пьеро и шустрых насекомых? Огромный многодневный труд, а на выходе — история продолжительностью не больше 20 минут, но зато каких! В книге можно найти фотографии Котёночкина, рисующего волка для «Ну погоди!», съёмочной группы «Малыша и Карлсона», которая решает, как будут выглядеть герои будущего мультика, эскизы к мультфильмам про Винни-Пуха.

Здесь описываются не только истории появления на свет персонажей, но и технологии, благодаря которым они оживали. Важен и исторический контекст возникновения мультфильмов. Главы в «Истории…» разбиты таким образом, что читатель получает чёткое представление о том, в каких социальных, политических, экономических условиях создавались мультфильмы. А это возможность лучше понять героев анимационных картин, их действия, речь, декорации, юмор, глубину несчастий.

«История отечественной анимации» — не только хроника создания культовых мультфильмов, здесь можно открыть для себя много новых удивительных имён, найти давно позабытые шедевры и тихие интеллектуальные картины. Хорошие мультфильмы не хочется делить на взрослые и детские, да и вообще анимации исторически не имела такого разделения. Нет границ там, где можно мечтать, думать и фантазировать, где есть хорошие книги и лучшие на свете мультфильмы.