Отряд сэра Хью: как устроены детские ролевые лагеря и почему подросткам полезно переодеваться в эльфов
Отряд сэра Хью: как устроены детские ролевые лагеря и почему подросткам полезно переодеваться в эльфов
В ролевые игры, которые дают шанс побывать во вселенных «Хоббита» или «Гарри Поттера», играют не только ностальгирующие взрослые, но и дети. И для этого даже организуются специальные лагеря. Мы поговорили с вожатым фэнтези-лагеря о том, как устроен мир детских ролевых игр.
Первые масштабные полевые игры Dagorhir и Treasure Trap были проведены в конце 70-х и начале 80-х годов в США и Великобритании. Они не были связаны с конкретными вселенными, а воссоздавали специально разработанные фэнтезийные миры, внутри которых игроки могли придумывать собственных персонажей. Примерно в это же время, в 1982 году, в СССР вышли «Хранители» — самиздатовский перевод трилогии Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец».
Благодаря этому переводу, выполненному пермским лингвистом Александром Грузбергом, появились советские толкинисты. Через 8 лет, в 1990 году, на реке Мане под Красноярском состоялся первый слет ролевиков СССР — «Хоббитские игрища». В следующем году «Игрища» прошли уже в Подмосковье и стали практически ежегодными.
В 90-х ролевое движение России развивалось почти одновременно с движением исторической реконструкции, которое зародилось чуть раньше — в 1976 году. И хотя в обоих движениях участники переодеваются в костюмы, выезжают на локации и разыгрывают конкретные сюжеты, ролевики не любят, когда их сравнивают с реконструкторами.
Сейчас в сообществе «ВК» «Ролевые игры живого действия | RPG.ru» состоит больше 23 тысяч человек, а 14 лет назад в Подмосковье был организован специальный фэнтези-лагерь «Штормград».
Что такое фэнтези-лагерь и чем он отличается от обычного?
Георгий, мастер лагеря «Штормград»:
Фэнтези-лагерь отличается от обычного тем, что главный акцент в нем сделан на ролевую составляющую. При этом элементы обычного лагеря никуда не исчезают: распорядок дня, тихий час, завтрак, обед, ужин и полдник. Есть и кружки, но не такие, как в обычных лагерях.
Например, «Артель оружейников», где дети сами делают кожаные доспехи: наплечники, наручи, браслеты, другую ролевую броню. А кружки настольных игр у нас важный элемент игрового процесса, который называется «данж». Там мы отыгрываем события, которые сложно или нельзя отыграть вживую.
Нужно помнить, что между взрослой ролевой игрой и детским лагерем есть отличия. В любом лагере речь идет в первую очередь о педагогике. Взрослая ролевая субкультура, как и любая субкультура, содержит много непедагогичных нюансов, например распитие спиртного. В детском лагере этого, естественно, нет. Более того, когда к нам в педсостав приходит кто-то из ролевого движения, мы тщательно его проверяем, ведь обычно этому человеку не нужно заботиться о том, что рядом есть ребенок.
Потому что «хороший ролевик» не значит «хороший педагог в ролевом лагере»
Каждая смена в фэнтези-лагере посвящена какой-то одной теме. И все дети получают костюмы, соответствующие тематике. Кто-то самостоятельно докупает детали, чтобы еще больше погрузиться в атмосферу игры. Которая, кстати, очень важна и состоит из отыгрыша и костюмов. Кроме того, многим детям-игрокам интересна боевая система — возможность пофехтовать, поучаствовать в поединке на специальном оружии, которым нельзя причинить никакого вреда.
Ролевая игра — возможность пережить такие эмоции и опыт, которых не может дать ни один компьютерный симулятор. Примеряя некую роль в реальной жизни, вместе с ней мы получаем ответственность и права. А фэнтези-лагерь позволяет примерить сколько угодно самых разных ролей и получить живой опыт в игровой версии.
Какие дети едут в наш лагерь? Можно сказать, что у них есть определенные наклонности. Они могут интересоваться какой-то конкретной вселенной, могут просто любить активные игры на воздухе — им нравится фехтовать, например. И лагерь влияет на формирование детей. Ведь к нам едут дети в возрасте 7–16 лет, то есть в том возрасте, когда как раз формируется личность.
Они получают как практические навыки — от ориентирования на местности до фехтования, — так и коммуникативные. Ролевые игры развивают эмоциональный интеллект, способность и отстоять свою точку зрения, и оценить ситуацию с другой позиции.
До того как стать вожатым, я несколько лет ездил в лагерь на лето. Как и многие дети, я увлекался вымышленными вселенными: «Звездные войны», Warhammer. Когда мне было 10, я нашел страницу по поиску «лагерь по „Звездным войнам“», а потом забыл про нее.
А через три года я узнал, что в «Штормград» ездит мой лучший друг. Уровень мотивации, конечно, сразу вырос. Мы поехали вместе, а теперь я работаю тут вожатым.
Как-то раз у нас была игра по вымышленному Средневековью в Восточной Европе. Я придумал для нее язык. Я, белорус по национальности, придумал что-то среднее между польским, украинским и белорусским. И ко мне ходили дети, которые разговаривали на этой смеси с дико польским акцентом — это было прикольно.
Так же как на обычных ролевых играх, у нас есть мастера игры. Они водят детей по полигону, отыгрывают отрядный сюжет. Правда, чаще всего у нас отряды называются «кланами». Но бывают и «отряды», например «отряд сэра рыцаря Хью».
На недавней смене я, например, был мастером игры. Вместе с детьми мы были «армией города Лидрос». Мы состояли в войне с другой фракцией, с которой нужно было заключить сепаратный мир. Параллельно нужно было не дать себя дискредитировать — мир-то все-таки сепаратный, за это и трибунал может быть. В итоге, кстати, у нас все получилось.
Краткий словарь ролевика:
Данж — настольная ролевая игра, которая помогает отыграть те события, которые трудно воспроизвести в реальности.
Квента — выдуманная биография персонажа, которую игрок придумывает сам или получает от мастеров.
Лор — вся информация о выдуманном мире, его истории и тех, кто его населяет.
LARP — не только название полевых ролевых игр, но и обозначение специального игрового оружия.
Мастер — организатор ролевой игры, который прорабатывает правила и детали игрового процесса и занимается приемом участников.
Сеттинг — игровое пространство, в котором существует выдуманный мир со всеми персонажами, правилами и действиями.
Полезно ли детям и подросткам играть в ролевые игры?
Марина Гогуева, детский и семейный психолог:
Для подросткового возраста абсолютно нормально стремиться объединиться в группы с ровесниками.
В группе с похожими интересами подросток может получить обратную связь от окружения, подтверждение того, что он нормален.
Например, подросток переживает изменения своего тела, часто стремительные и странные. И ему не всегда понятно, что нормально, а что нет. Когда он видит, что со сверстниками происходит то же самое, он успокаивается. Как минимум пока он находится в этой группе.
Внутри субкультур подростки отыгрывают различные жизненные ситуации. Совсем скоро им нужно будет выйти в мир взрослых отношений, и лучше быть подготовленными.
Группы сверстников удовлетворяют возрастные потребности подростков
В ролевом сообществе принадлежность к группе транслируется через ритуалы и костюм. В игре подростки играют конкретные роли, изучают себя. При этом они получают возможность социализации, общения друг с другом.
Перевоплощение в другого персонажа помогает детям определиться с их идентичностью. В этом возрасте люди любят философию, размышления, задаются вопросами «Кто я?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Какова моя судьба?», «И есть ли судьба вообще?». Подростки становятся атеистами, фаталистами, пробуют себя в разных системах для того, чтобы где-то укрепиться и выбрать жизненную направленность.
Сообщество ролевиков здесь дает большой ассортимент ролей, в которых подростки могут себя попробовать. Игры, в которых есть возможность менять роли, в том числе занятия в театре, дочки-матери, куклы, позволяют развить эмпатию, способность договариваться, выражать свою позицию и в принципе дают попробовать себя в разных поведенческих паттернах. Кроме того, ролевая игра может быть площадкой для выражения негативных эмоций, безопасного выражения гнева.