«До 3 класса я тоже не любила читать»: 4 совета педагога, как влюбить детей в чтение

36 018
Теги по теме:

«До 3 класса я тоже не любила читать»: 4 совета педагога, как влюбить детей в чтение

36 018

Дети не читают не потому, что у них есть телефоны и планшеты. Просто взрослые вовремя не успели их чтением заинтересовать. Как это исправить, рассказывает наш блогер Жанна Иоффе.

Вчера мои ученики проводили первое совместное литературное исследование. И мне захотелось поделиться с вами магией — магией чтения и преподавания. В нашей группе всего два человека. Это приятные, добрые, умные ребята 11 лет, которые оказались в группе, так как не любят читать. Что вообще означает «не любят читать»?

  • Не нравится складывать буквы в слова, потому что получается медленно?
  • Не нравятся сами произведения, потому что скучные?
  • Непонятно, зачем читать, если можно просто посмотреть кино?

Обычно именно эти «нелюбови» испытывают ребята в процессе перехода от чтения родителями к самостоятельному и при старте чтения как механизма обучения всему вокруг. И даже тех, кто быстро научился читать и имел интерес, часто тормозит школа. Мы боремся с этими вызовами.

Я читать тоже не любила. Хотела, чтобы мне читала мама. Сама читала медленно — пока складывала буквы в слова, мысль терялась. Но летом после 3 класса я впервые испытала эту магию — когда скорость восприятия текста увеличивается до прежде невиданной, слова теряются, а перед глазами лишь встают картины.

Спустя еще 5 лет я познала новый уровень этой магии — погружение в глубину текста. Теперь я могла не только ярко представлять описываемое в тексте, но и соединять известные мне факты о писателе, его жизни, событиях в мире с тем, что читала, и что самое главное — размышлять и делать выводы. Так я сама овладела магией чтения. Хотя рано говорить, что я её покорила «от» и «до».

Теперь мы погружаемся в литературу вместе с детьми: иногда идём словно веселые дельфины — только по верхам, выхватывая из произведений самые яркие моменты, тренируя скорость чтения и восприятия информации, а в иной раз мы спускаемся в самые глубины, где обитают только рыбы с фонариками — ищем на дне сундуки со смыслом, факты, знания и создаем собственные мысли.

Мы проводим литературные исследования, у нас в багаже интеллектуальные литературные игры, творческие задания, собственные сказки, испытания для читательского ума.

Если же собрать воедино все правила нашего волшебства, чтобы и родитель, и педагог мог ими воспользоваться, получатся следующие:

1. Верить в магию чтения надо всем

Если обучающий волшебник в свою магию не верит и её не любит, магия не подействует. Сидящий в телефоне родитель или учитель, идущий строго по учебнику не воодушевит ребенка и уж тем более — подростка.

2. Колдовать лучше вместе

Начинающим волшебникам надо держаться вместе — чтобы чувствовать поддержку друг друга. В данном случае самая классная команда — команда сверстников. Идеальный размер команды — от 2 до 6 человек.

3. Разнообразие магических техник

Каждому учителю-волшебнику предстоит найти свои техники, но на этапе обучения важно пробовать все. Надо много экспериментировать, чтобы обучающиеся не заскучали. Среди техник, помогающих чтению, и задания на внимание и память, словесные игры, театральные зарисовки, создание комиксов, мультфильмов, историй и литературные исследования.

4. Польза магии

Без этого пункта вообще никак не обойтись. Волшебник-учитель должен хорошо понимать, а ещё лучше — чувствовать ту пользу, которую он может принести себе и окружающим, освоив свою магию.

Магия должна быть применима в реальной жизни. Читать классно, чтобы узнать больше, иметь темы для разговоров, общие шутки. Читать полезно, чтобы быстрее и ловче воспринимать, запоминать информацию, быстрее справляться с заданиями, помогать тем, кто младше и не столь эрудирован; читать круто, если умеешь это делать лучше (быстрее, красивее, осмысленнее, выразительнее), чем другие.

Абракадабра! Теперь вы тоже немножко маг — дерзайте!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Africa Studio / Shutterstock / Fotodom