Секспросвет с помощью искусства: как я рассказываю внукам о любви

Дедушка — о чувствах, безопасности в интернете и напрасных запретах школы
14 004

Секспросвет с помощью искусства: как я рассказываю внукам о любви

Дедушка — о чувствах, безопасности в интернете и напрасных запретах школы
14 004
Иллюстрация Ивана Владимирова «Развлечения подростков в царском саду»

Дедушка и блогер «Мела» Юрий Никольский часто рассказывает о своих беседах с внуками. Вместе они ходят на балет и в картинные галереи. Секспросвет — тема, которую Юрий тоже предлагает объяснить подростку с помощью кино, живописи и оперы.

В моих отношениях с внуками нет запретных тем. С интернетом любая тема доступна не только родителям, но и детям. Возникает иллюзия, что в здесь можно найти ответы на все вопросы. Но есть темы, которые очень сложны. На них нельзя получить ответа, прочтя одну или несколько статей. Требуются предварительная подготовка.

Например, тема секса. Готовьте ребёнка заранее к этому. Секс не простая физиологическая потребность. Современный человек наделён очень сложным ансамблем эмоций. А секс с ними связан. Секс — это приятно и естественно, когда есть взаимная любовь. Так поговорите с ребёнком сначала о любви. И этим подготовите его к восприятию многого из того, что сопровождается эмоциональным состоянием человека.

Тема любви не простая, она многогранная. Про эмоции любящих и любимых говорить надо. Но как это сделать? Ведь нельзя же говорить так, как в научной статье. А тогда используем примеры, в которых нет однозначного ответа.

Говорить о любви лучше всего с помощью произведений искусства

В Третьяковке я останавливаюсь у полотен живописи, чтобы обсудить с внуками те чувства, которые изобразил художник.

Мой диалог с внуками нельзя передать словами. Ведь каждая фраза окрашена эмоциями, которые свойственны только устной речи. А ещё в беседах происходит та открытость, которая не для посторонних ушей. Поэтому привожу иллюстрации без комментариев к ним. Каждый сам сможет увидеть, в каком контексте можно освещать тему любви.

В сказочных сюжетах нет сложной психологии — просто любят друг друга.

В. Васнецов «Иван Царевич» (1889)

В бытовой живописи принято отображать эмоции. Это как бы иллюстрация к чувствам на момент изображения сюжета.

В. Маковский «На бульваре» (1877) и «Объяснение» (1891)

У Маковского всё серьёзно. А вот Сомов использует элементы иронии. Он иронизирует не над любовью. Ирония позволяет подчеркнуть отдельные стороны отношений возлюбленных. Я выбрал те произведения, где ирония позволяет выделить сентиментальность как свойство влюблённой парочки.

К. Сомов «Книга маркизы» (1907) и «Лето» (1900)

Интересны произведения, где художник отображает душевное состояние влюблённых.

Пабло Пикассо (1900 и 1913) продемонстрировал полную расслабленность влюблённых — физическую и душевную.

Шагал в картинах передаёт такое душевное состояние, которое можно сравнить с полным отрывом от реальности, с полётом и во сне, и наяву.

М. Шагал «Над городом» и «Прогулка» (1918)

Скульптур меньше, чем полотен живописи, но не проходите мимо них. У картины приходится стоять рядышком, а скульптура позволяет встать свободнее, что иногда лучше способствует беседе.

В. Беклемишев «Деревенская любовь» (1896)

Современная городская скульптура может соединять технологический уклад с человеческим естеством. Мне нравится, когда автор применяет новое, как при выборе материала, так и в постановке самой темы. Вот одна из скульптур с московской улицы.

Любовь и роботы

Я люблю гулять по городу с внуками. А тема любви не могла обойти граффити, которые заполняют пустоты на заборах и зданиях.

Без любви не бывает счастья. К этому выводу мы пришли с внуками после просмотра фильма «Пионеры-герои»

Там рассказывается о современных женщинах и мужчинах, чья дружба началась в школьные годы. Школа и пионерия сформировали убеждение, что в жизни всегда есть место подвигу. И они сопоставляли личное счастье с теми подвигами, которые будут совершать. Но в современной жизни подвиги Павлика Морозова или Володи Дубинина нельзя повторить. Жизнь друзей благополучна, а счастья нет. Пустота пространства подчеркивает их душевное состояние, вызванное одиночеством.

Фильм «Пионеры-герои»

В фильме есть психолог. Он решил, что проблема в отсутствии сексуального удовлетворения. Но и психологи могут ошибаться. Мы же с внуками после просмотра фильма решили, что их проблемы происходят из-за отсутствия любви. К концу фильма они покидают реальную жизнь. Главная героиня фильма гибнет, спасая во время взрыва ребёнка. Главный герой уходит в монашество, хотя и пытался совершить героический поступок, спасая утопающего. А их подруга стала склоняться к аскезе.

Часто встречаю мнение, что детям необходима романтика. А затем формулируют, что пионеры-герои в методиках школьного воспитания достойно находили своё место в процессе воспитания нового поколения. Но я предпочитаю другую романтику. Близкая мне романтика присутствует в фильме «Барышня-крестьянка» (1995). Произведение Пушкина получило великолепное воплощение на экране. Все мои внуки с удовольствием его посмотрели. И фильм послужил поводом поговорить о романтике любовных отношений.

Фильм «Барышня-крестьянка»

Без романтики жизнь не полноценна. Поэтому люди нередко сочиняют истории о том, как их любят. И об этом рассказано в трёх историях телевизионного фильма-спектакля «Сквозная линия». Истории Людмилы Улицкой увлекли моих внуков. Обсуждение фактически свелось к психологии личности. В разговоре с внуками я вдруг осознал ещё одно значение любви для жизни. Любовь повышает самооценку.

«Сквозная линия»

Желание нравиться другим — естественное. Неслучайно появились слова: заигрывание, кокетство, жеманство, флирт. Есть много оттенков в языке, характеризующих поведение, которое может стать началом любовных отношений.

В фильме «Прогулка» (2003) великолепно продемонстрировано искусство обольщения. Манера общения близка к поведению влюблённого, такие люди вызывают симпатию, в них можно влюбиться. Хочется понравиться, что не обязательно связано с чувством любви.

Фильм «Прогулка»

Героиня фильма не случайно нравится молодым людям. Ведь она способна быстро перестраиваться и фантазировать. Хороший юмор и веселье — вот её качества, которые становятся основой флирта. Ей хочется нравиться. И у неё это хорошо получается.

Обсудили с внуками прогулку, а заодно поговорили, как аферисты стараются влюбить в себя, чтобы воспользоваться доверчивостью влюблённого человека. Конечно, обсудили тему знакомств в интернете. В том числе, какие опасности могут быть у общения для установления новых контактов.

Любовь — это забота о других. Подчас она перемешана с другими чувствами, а подчас и с целями

Посмотрите фильм «Мелкий бес», чтобы понять многогранность проблемы связи любви и секса. Я не решился этот фильм рекомендовать внукам, хотя сам роман Сологуба прочёл в 15 лет. Он был опубликован в 1905 году и выдержал 11 прижизненных изданий. Да мало ли, что я не порекомендовал бы внукам.

Пушкин писал в восьмой главе «Евгения Онегина»: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно расцветал,/Читал охотно Апулея,/А Цицерона не читал».

Я прочёл Апулея «Золотой осёл», когда о нём узнал на уроках литературы. Но не стремлюсь своё прошлое переносить на настоящее. А фильмы о Пушкине и по его произведениям, конечно, обсуждаю с внуками.

Опера Чайковского «Евгений Онегин» тоже отличный повод для бесед о любви и дружбе. Напомню, что в скобочках в названии оперы пишется: «лирические сцены в трёх актах». Подчеркну, что ремарка в скобках дана, чтобы отделить оперу от привычных фраз, где роман называют энциклопедией русской жизни, а Евгения считают лишним человеком. Именно об этом когда-то я писал в школьных сочинениях. А с внуками беседую о том, что увидели композиторы и другие деятели искусства, а не о том, что надо отвечать на уроках литературы.

Опера «Евгений Онегин»

Чайковский через музыку передал то, что характеризует любовь, дружбу, переживания, страдания, верность как основу романа Александра Сергеевича.

Не припомню, чтобы в школе рассматривалась тема любви. А ведь она широко представлена в русской литературе. Взять хотя бы «Тёмные аллеи» Бунина (1943). Как-то одна 16-летняя девушка мне сказала, что читать не любит. Я ей дал на время томик Бунина. Она вернула его с восторженными эпитетами. И с его рассказов у неё началась тяга к чтению русской литературы.

Школа чурается сложных тем. Ведь беседы о любви и сексе требуют индивидуального подхода

Я не представляю себе, как можно обсуждать интимные чувства, когда в классе четыре десятка глаз и ушей. Но меня в школьной жизни угнетает другое. Я настороженно отношусь к запретам на проявление естественных желаний. Особенно меня коробит, когда блокируется внешнее разнообразие.

К примеру, для девочек вводили ограничения для причёсок и украшений. Это под предлогом борьбы с распущенностью или для уравнивания всех во всём, ликвидируя отличия. И тем самым ещё дальше отдаляют школьников от искусства. Не является ли это одной из форм аскетизма? Самоограничения необходимы, но необходима ещё другая граница, чтобы самоограничения на базе убеждений не порождали аскезу.

Проблема аскетизма обсуждается с тех времён, когда служители религиозных культов стали вводить его в качестве нормы поведения. Аскетизм часто исходит из каких-либо убеждений. Убеждения переходят в фанатизм, если они игнорируют сложность человеческих отношений. А фанаты стремятся втянуть в свою среду новых последователей их нравоучений.

Эпоха Возрождения продемонстрировала, что человек ценен со всеми его желаниями. Питер Брейгель (Старший) ярчайший представитель той эпохи. Он отразил в своих произведениях отношение к проблемам греха, утех и развлечений. Я выбрал его работу «Кухня тощих» (1563), чтобы продемонстрировать отношения к подобным проблемам.

Питер Брейгель (Старший) «Кухня тощих» (1563)

Результат воспитания аскезы с однозначной идеологией породил героев фильма «Пионеры-герои», о котором я написал в самом начале. В советской школе на уроках русской литературы старались не говорить о любви, а поэтому и повзрослевшие герои фильма не в её отсутствии видят свои проблемы. В фильме даже домашняя обстановка не способствует возникновению чувства любви. Любовь между внучкой и дедушкой противостоит тому, что требуют от пионеров. И нам показывают страдания ребёнка, которого принимают в пионеры. Так окружающая обстановка подавила в них естественную потребность любить.

Искусство способствует тому, чтобы любовь зарождалась и не угасала

После разговоров о любви можно спокойно обсуждать вопросы секса. У внуков начинает формироваться понимание, как в жизни связаны чувства и физиология. Тогда секс не будет лишь одной из форм наслаждения, как не станет ассоциироваться с теми, кто не способен сдерживать свои животные инстинкты.

Я не чураюсь любых тем. Ведь никто не пытается запретить оперы «Травиата» и «Кармэн», где героинями являются не те, кому надо подражать, как учили подражать пионерам-героям. И я не уберу в недоступное место роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (героиня травиата — это заблудшая женщина), как и новеллу Проспера Мериме (предположительно написана после знакомства с пушкинской «Цыгане»). Хотя, как уже писал, могу не рекомендовать для прочтения.

Я в 14 лет смотрел фильмы в кинотеатрах, на которые не допускались дети до 16 лет. Билетерши меня пропускали, так как я был рослым. А сейчас подростки зайдут в интернет и посмотрят. Наши законодатели создали закон, возбуждающий любопытство подростков. Ведь они узнают через маркировку о возрастных ограничениях на произведения, но те же произведения доступны в интернете. А раз доступно, то оказались желающие оградить молодёжь от растлевающей информации. И для этого стали вводить ограничения. Обычное заблуждение.

На самом деле растлевают люди, а не книги или интернет. Это было известно ещё до появления компьютеров

Достаточно почитать роман Шадерло де Лакло «Опасные связи (Письма, собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные в назидание некоторым другим)» (1782), а ещё и роман французского энциклопедиста Дени Дидро «Монахиня» (1796). Напомню, что Дидро несколько лет жил в России, и у него были беседы с Екатериной Великой. Из этих книг, которые увидели свет более двухсот лет тому назад, следует, что отсутствие элементарных знаний о любви и сексе привело к трагическим событиям, о которых там повествуется. Именно наивностью из-за отсутствия необходимых знаний воспользовались отрицательные герои романов. Мне к выводам той далёкой эпохи остаётся лишь добавить, что приобщение к искусству способствует развитию личности.

Я разговариваю со своими внуками о любви. А сейчас посмотрели фильм-альманах Анны Меликян «Про любовь» (декабрь 2015). Он построен как лекция, которую ведёт Рената Литвинова, и проиллюстрирован пятью историями. Внукам фильм понравился ещё и тем, что сам художественный стиль отвечает их восприятию и вкусам.

Фильм «Про любовь»

Фильм начинается с показа схемы: лобная доля, отвечающая за интеллект, практически отключена, а оценочная деятельность лобной доли ослаблена.

И это становится ещё одной важнейшей темой разговоров с детьми. Не надо поддаваться на слова типа «тебе слабо» или «мамочки испугался». Есть разные приёмы, чтобы отключить разум. Дети должны понимать, что знакомства через интернет требуют определенных предосторожностей. Ведь провокаторы и аферисты подбирают фразы, чтобы ослабить лобную долю мозга. Но это уже другая тема. Может быть, со временем, я поделюсь и этим своим опытом.

После фильма «Про любовь» я решился на совместный просмотр фильма Ренаты Литвиновой «Красота скрытого», который впервые был показан на канале «Культура» (2011). Его надо смотреть, когда подростки уже знакомы с искусством. Тогда будет нужная направленность восприятия.

Авторы фильма, видимо, учли, что необходим культурный контекст. Поэтому в фильме очень много иллюстраций из истории европейского искусства.

«Красота Скрытого»

После такого подробного изучения любви, информация о физиологии будет восприниматься в нужном контексте. И нормально, если подросток интересуется этим тайно от взрослых. Ведь опыт, полученный в ходе обсуждения произведений искусства, направит восприятие информации в нужное направление.

Искусство занимает центральное место не только в половом воспитании. Поэтому приходится лишь сожалеть, что искусство осталось вне рамок российского общеобразовательного процесса. Даже уроки литературы не про искусство, которое порождает эмоции.

Мой подход облегчает обсуждение с внуками любых щекотливых тем. Они знают, что я не убегаю от вопросов, но могу сказать: «Я с удовольствием поговорю с тобой на эту тему. Она важна и мне интересна. А давай-ка сходим в музей и там побеседуем об этом».