Мультфильм «Головоломка»: зачем нам нужен страх
Мультфильм «Головоломка»: зачем нам нужен страх
Давайте честно признаемся: все люди чего-то боятся и дети — не исключение. Но страх во многих случаях — наш помощник, надо только научиться его понимать. Я предлагаю сделать это с помощью мультфильма «Головоломка». В нём есть герои, которые олицетворяют базовые эмоции, и один из них — как раз Страх.
Нужен ли нам страх
Взрослый человек может вспомнить свои детские страхи: оставаться одному, заходить в темные помещения, визиты к докторам и так далее. Наверняка многие прятали свой страх, чтобы не быть высмеянными и не прослыть трусами. Интересно, что дети прячут страхи не только от своих сверстников, но и от значимых взрослых, мнение которых особенно важно для любого ребенка. Вопрос вот в чем: правильно ли это — скрывать свой страх? Помогает ли это побороть его? Или это приводит только к повышению стресса у ребенка? Однозначно, надо показывать и объяснять малышам, что бояться — это нормально, и ничего стыдного в этом нет. Но нездоровые страхи надо прорабатывать — опять же показывая и объясняя ребенку, что его страх безоснователен, что в данном случае ему не угрожает опасность. Но что значит нездоровый страх? И неужели страх — это что-то нужное?
Что происходит в «Головоломке»
В нашем цикле статей о мультфильме «Головоломка» рассмотрим подробно одного из главных героев — эмоцию Страх. По сюжету мультфильма, 11-летняя девочка Райли переезжает с родителями на новое место, где ей все кажется неприветливым и чужим. В этот сложный и для родителей, и для самой Райли период мы «изнутри» наблюдаем ее переживания и видим эмоциональные причины ее поступков и поведения. Во внутреннем мире Райли — пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Брезгливость (Отвращение), Страх и Гнев. В первые же минуты фильма эмоция Радость, которая руководит всеми остальными эмоциями и от имени которой ведется рассказ, представляет Страх так: «Это Страх. Он смотрит, чтобы с нашей Райли ничего не случилось». И действительно, именно Страх управляет поведением девочки — например, заставляет ее остановиться перед проводом, чтобы не споткнуться о него, когда ей угрожает какая-то опасность. По мере взросления Райли развивается и Страх: перед первым днем в новой школе он приносит огромную стопку бумаг с перечислением возможных опасностей, которые грозят девочке. Но говорит, что реальных угроз всего несколько, а остальные маловероятны. Также Страх активизируется, когда Райли принимает решение уехать из нового недружелюбного города обратно — к друзьям, хоккею и радостным событиям. Страх понимает, что это — глобальная опасность, и бьет тревогу. Но проигрывает Гневу, который в своем пылу затмевает доводы всех других эмоций, и в итоге Гнев руководит действиями девочки.
Когда обстановка во внутреннем мире становится совсем кризисной, Страх не боится показаться трусливым: «Пусть это трусливый поступок, зато трус вы-жи-ва-ет!»
В мультфильме не показаны быстрые реакции, свойственные для эмоции страха, — «бей или беги». Возможно, если бы главный герой был мальчиком, то такие реакции тоже были бы продемонстрированы. Ведь мудрая природа не просто так предусмотрела эмоцию страха у людей: эта эмоция, как и другие базовые эмоции, в ходе эволюции помогала нам выживать и развиваться. И сейчас, когда мы уже не должны регулярно бороться за свое физическое выживание, страх может обеспечить нам информацию об опасности для нашего благополучия. Физиологически эмоция страха проявляется в выработке гормона адреналин, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов мышц — а все это позволяет нам быстро среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее.
При рассмотрении физиологической реакции страха есть смысл вернуться к началу статьи и еще раз рассмотреть вопрос о том, почему вредно скрывать страх. Если человек скрывает страх, не прорабатываеь и не избавляется от него, то продолжительная выработка адреналина интенсифицирует белковый обмен. А это приводит к усталости и истощению. Причем это не только физические проявления: эмоционально человек тоже истощается, потому что мозг расходует много энергии на постоянное переживание страха. С проблемой эмоционального истощения на почве постоянного страха сталкиваются как взрослые, так и дети.
У детей такое истощение может иметь весьма серьёзные последствия, поскольку оно мешает им нормально и полноценно развиваться
Как связаны мультик и жизненный опыт
В мультфильме «Головоломка» страх показан вполне реальным — таким, какой он «живет» в каждом из нас. Вот несколько примеров этому:
• в новом окружении страх активизируется, потому что Райли (как и все мы) боится быть отвергнутой в обществе. Мы стремимся быть с людьми, быть частью коллектива, но в новой обстановке могут появиться тревога и неуверенность. Особенно актуально это для детей и подростков;
• иногда полезно бывает немного слукавить с самим собой, чтобы не зацикливаться на пугающем событии / явлении / предмете, особенно если ваш страх не имеет под собой реальных оснований. Так, Страх говорит Радости: «Хорошо, что ты мне сказала, что землетрясений не бывает, а то бы я умер от страха!» Конечно, этим не надо злоупотреблять, поскольку может сформироваться полное отрицание наличия угрозы, но иногда это отличный способ справиться с нездоровым страхом;
• если мы знаем и ожидаем чего-то, то оно уже не кажется таким уж страшным. Так, Страх даже немного скучает при просмотре «страшного» сна, когда Радость и Печаль стараются разбудить Райли. Потому что ему известны все стандартные пугающие события снов, которые видит девочка. Так происходит и с нами — привычные вещи (такие, как визиты к врачу) со временем перестают пугать нас;
• Страх в какой-то момент облегченно заявляет: «Невероятно, но мы остались живы!» В этом он весь, ведь он служит для обеспечения безопасности Райли, как и все наши страхи служат для того, чтобы нас защищать.
Итак, страх помогает нам мобилизовать свои ресурсы для борьбы с опасностью или для того, что избежать ее. Эмоция страха дает нам информацию о том, что может навредить нашему благополучию. И, если прислушиваться к страху, то можно сделать свою жизнь более спокойной и безопасной.