Ритуальные драки, обжорство про запас и другие масленичные традиции, о которых вы не знали
Ритуальные драки, обжорство про запас и другие масленичные традиции, о которых вы не знали
Мы все знаем, что на Масленицу надо печь блины, а в конце недели — сжигать чучело. А какие еще традиции символизируют эту неделю? Рассказывают в блоге Московского дворца пионеров.
Загул, встреча и целовник
Первое упоминание о слове «Масленица» датировано XVI веком — это время можно считать официальным появлением праздника, хотя, судя по традициям, отмечать его начали задолго до появления самого термина. Масленица — неделя, предваряющая Великий пост — каждый год проходит в разные даты. Происходит этого потому, что сроки масленичной недели зависят от сроков наступления православной Пасхи, которая тоже, как известно, «плавает». Итак, Масленица предваряет семинедельный пост: в эту неделю разрешается употребление яиц, молока, сыра и других молочных продуктов. Мясо уже есть нельзя, а румяные блины можно и нужно!
Раньше Масленица приходилась на Новый год и была связана с началом хозяйственного цикла. Праздник символизировал возобновление активной жизни после долгого зимнего застоя. С этого времени начинались все хозяйственные работы. Отмечалась Масленица широко, а каждый день праздничной недели имел своё название и проводился по-особому.
Понедельник — встреча
В первый день пеклись тонкие блинчики, которыми встречали праздник. Первый блин могли положить в доме на слуховое окошко (маленькое окно на чердаке). Считалось, что он подносится на помин усопшим предкам. Первый блин также могли съесть в память о них, поскольку культ предков был очень важен для древних славян.
Вторник — заигрыш
В этот день начинались гуляния. Утром к родным и знакомым слали специальных людей — позываток, которые приглашали вечером в гости. Позываткам подносили блины и прочую снедь. Крестьяне начинали кататься с горок, сооружать снежные города.
Среда — лакомка
В среду тёща звала молодого зятя с женой к себе, во время пиршества молодым желали достатка и счастливой жизни. Вообще, масленичные традиции посвящены чествованию молодожёнов, которые женились во втором полугодии предыдущего года. Тех же, кому подошёл черёд жениться и выходить замуж, но они ещё не в браке, осмеивали и иронически наказывали. Пару можно было найти на Святках — тогда девушки выстраивались в рядок, и на этой «ярмарке невест» крестьянин мог выбрать себе будущую жену. Тем же, кто к Масленице пару не нашёл, предстояло слушать корильные песенки и частушки.
Четверг — загул
В этот день деревня вовсю гуляла — проводились балаганы, кулачные бои, катания на тройках и даже драки (но об этом чуть позже). Колядовщики, как и на Святках, подходили к домам и пели хозяевам колядки — песни, в которых хвалят хозяина дома и просят у него что-нибудь взамен.
Также в Широкий четверг был обычай возить дерево: спиливали сухой ствол, усаживали его в сани, украшали и возили вдоль деревни, сопровождая этот процесс песнями.
Тут мы и подходим к главному вопросу: почему же именно чучело Масленицы выступает главным символом одноимённого праздника? Такое чучело обычно делали из соломы, тряпок и разного старья, а потом одевали в женскую одежду. Старьё ассоциировалось со старым, уходящим годом (ведь раньше новый год начинался весной). Поэтому надо было уничтожить всё старое, плохое — сжечь это в масленичном костре.
В роли чучела выступало и то самое сухое дерево. Символ могли не только сжечь, но и раздербанить или утопить в речке. Всё это — похороны старого года, встреча года нового.
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день молодожёны принимали родителей и дарили друг другу подарки.
Суббота — золовкины посиделки
В субботу молодые женщины, которые недавно вышли замуж, принимали у себя в гостях подруг, сестёр и сестёр своего жениха. Именно с этого дня общество замужних женщин принимало в свои ряды недавнюю невесту.
Воскресенье — целовник, Прощёный день, проводы Масленицы
В этот день крестьяне просили прощения, причём не только у живых, но и у мёртвых. В воскресенье они посещали кладбище и приносили подношения — конечно же, блины. У живых просили прощения по-особенному: во главе стола сидели мать с отцом или самые старшие члены семьи. К ним поочерёдно подходили дети и говорили «прости меня, дедушка» (раньше слово «дедушка» было синонимом предка), то есть просили прощения не у мамы или папы, а у всего рода сразу, потому что старшие воплощали в себе предков. Дети прикладывались щекой к щеке старшего и целовали руку.
В этот же день сжигали Масленицу: чучело возили по всей деревне, а затем вывозили за пределы селения, чаще всего в засеянное поле. Там разводился костёр, причём в разжигании костра участвовали все жители — это была важная форма коммуникации. В костре сжигали Масленицу, а её горящие частицы разбрасывали по полю. Считалось, что этот обряд стимулирует рост культурных растений. Как в масленичную неделю чествуют молодожёнов, чтобы у них родились дети, так в воскресенье чествуют природу, чтобы потом она дала богатый урожай.
Почему блины
Прежде всего, потому что блин — древнейшая форма мучных блюд. Он очень прост в исполнении и состоит из самых распространённых продуктов: муки, воды, сахара, яиц и, конечно, масла. Само название праздника происходит именно от масляной еды. Вообще, ритуальное обжорство в масленичную неделю было очень важно: считалось, что если крестьянин наестся в это время, то весь год он будет сыт. И если в понедельник, как мы помним, пекли тонкие блинчики, то в конце недели они становились толще, а съесть их нужно было как можно больше.
К примеру, на территории современной Беларуси на Масленицу люди обвязывали брюхо лыком и ели до тех пор, пока лыко не порвётся. У украинцев нужно было съесть всю скоромную пищу, которую уже нельзя будет есть в пост. У поляков было «обжорство про запас» — нужно съесть столько блинов, сколько раз собака махнёт хвостом.
Конь, горбатая старуха и снежный городок
Кроме чучела и блина, есть и другие масленичные символы: снежные бабы, ряженые, горбатая старуха или кривой старик, просто странно одетые люди. Был и масленичный конь — обычно его изображали два человека. К примеру, в Поволжье двое укрывались под дерюгой, изображая ноги животного, один из них держал на длинной палке лошадиный череп.
Помимо большого чучела на всю деревню, в каждом доме также делали маленькие куколки Маслениц. Их хранили дома, а потом могли сжечь в печи или разорвать и кинуть скоту — опять же, чтобы домашние животные были здоровыми и хорошо плодились.
На Масленицу было принято кататься с горок на санках, бычьих кожах, на корыте, предварительно подледенив его дно. Катание молодожёнов было целым ритуалом: молодая жена должна была всем поклониться, поцеловать мужа и съехать с горы у него на коленях под крики «солите рыжиков!» (что означало «целуйтесь горячее!»). Люди на верхушке горы в это время держали сани и не давали им съехать — чтобы молодожёны целовались как можно дольше.
Иногда катались только женщины. Женщина — символ материнского начала, поэтому считалось, что чем дальше она съедет с горки, тем лучше уродится лён и конопля. Действие гадания усиливалось, если катались пряхи. Кто дальше прокатится, у той будет лучший лён.
Во время взятия снежной крепости молодёжь делилась на пехоту и конницу: конница пыталась взять снежный город, а пехота ей противостояла. Победившей команде доставалось право целовать всех девушек на празднике.
Были и ритуальные драки, в них участвовало много людей — село на село, улица на улицу. Старались драться до первой крови, но могло быть по-разному. Как ни удивительно, драки связаны с темой воспроизводства: в Польше считалось, что драка рыбаков способствует хорошему улову. В Пензе дрались, чтобы урожай был богатый. Считалось, что так стимулируется земля. С этой же целью на полях стреляли из лука, очень громко пели, бегали наперегонки. Была и более мирная форма «стимулирования» земли — хоровод.
Вот так праздновали Масленицу древние славяне. Теперь в масленичную неделю можно попробовать не только угоститься блинами, но и повторить другие обряды наших с вами предков — но вместо драки всё-таки лучше выбрать хоровод или катание с горки. Сытной Масленицы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.