Опять во всем виновата женщина. Как создатели «Удивительной миссис Мейзел» вызывают у матерей чувство вины

3 105

Опять во всем виновата женщина. Как создатели «Удивительной миссис Мейзел» вызывают у матерей чувство вины

3 105

Финал пятого, завершающего сезона «Удивительной миссис Мейзел» критики уже назвали одним из лучших в истории сериалов. Но наш блогер Инга Егорова считает, что именно в последнем сезоне создатели перечеркнули все важные идеи, о которых говорили до этого, а еще — оскорбили матерей.

Сериал «Удивительная миссис Мейзел» вышел на экраны в 2017 году и сразу завоевал любовь зрителей. История о еврейской домохозяйке, которая решилась на карьеру стендап-комика в Нью-Йорке 60-х годов, получила многочисленные награды: «Эмми», «Золотой глобус», премия Гильдии актеров.

Его и правда невозможно не любить: искрометные шутки, многогранные и самодостаточные персонажи, яркие и стильные наряды, атмосферный Нью-Йорк прошлого столетия. Больше всего восхищает, конечно, главная героиня. Во времена, когда женщина была красивым аксессуаром в нарядном платье, чьей целью было удачно выйти замуж, родить детей и делать всех вокруг счастливыми, Мириам не только решается на развод после измены мужа, но и решительно выбегает на сцену — рассказывать о своей жизни и положении женщин в мире, для них непредназначенном. Карьера стендап-комика для женщины — это непросто и сегодня, а в прошлом веке — вещь почти нереальная. Для родных такое положение дело — позор и абсурд.

Смелость героини, ее готовность говорить правду и способность восстанавливаться после неудач в бизнесе, которым рулят мужчины, восхищают и вдохновляют женщин даже в наше время — когда мы имеем несравнимо больше возможностей и путей для реализации своих талантов.

Недавно вышел финальный, пятый сезон, шоу. И в нем появилась новая сюжетная линия — флешфорвард в будущее, в котором Мириам Мейзел уже добилась успеха в стендапе, известности и богатства. Про личную жизнь создатели тоже не забыли: у миссис Мейзел за плечами несколько разводов и неудачных романов, грустный уставший взгляд и несчастные дети. Дочка Мириам ведет себя неуравновешенно на приеме у психотерапевта, сын Итан вообще сбежал в другую страну и отношения с матерью почти не поддерживает.

За улыбкой и шутками главной героини явственно проступает разочарование: она не состоялась как мать и жена

Все это преподносится как личный неуспех Мириам, за который она одна несет ответственность. В воздухе висит незаданный вопрос: а стоила ли карьера такой цены? Меня это возмущает. Хочется спросить: а был бы на её месте мужчина, его бы обвиняли в том, что он строил карьеру? Показали бы его взрослых детей на приеме у психотерапевта? То есть создатели сериала будто бы запрещают матерям реализовываться в работе. И это ужасно: в обществе и без того по-прежнему силен стереотип о том, что женщина всю жизнь должна положить на быт и детей. А работа? В свободное от основных обязанностей время, пожалуйста.

Проблема в том, что карьера не может строиться по остаточному принципу. Но мам все время стыдят, а чувство вины мешает реализовываться и высасывает энергию. В довесок — финансовая зависимость и ощущение собственной бесполезности. Так появляются мамы-заложницы одной социально-одобряемой роли.

Конечно, детям нужны внимание и забота. Проблема в том, что их требуют на 100% от женщин, которые должны пожертвовать своим развитием, карьерой, доходом и самореализацией. Так быть не должно: женщины не должны брать на себя ответственность за все, что происходит в семье или в жизни детей. Есть ответственность отца и близкого окружения, особенности самих детей. В сериале в семье, в которой растут сын и дочка Мириам, сложностей и проблем достаточно и без неё. Но вину возлагают только на мать: она хотела успеха и пожертвовала ради него отношениями с детьми.

Жаль, что создатели перечеркнули главное достоинство этого сериала, показав нам такую версию развития событий. Эта история придавала женщинам смелость, давала им право выбирать собственный путь и идти к мечте, помогала не сдаваться, даже когда общество не одобряет твоих стремлений, с юмором перешагивать через очередное препятствие и строить карьеру параллельно с материнством. Конечно, он не стал менее смешным, ярким или динамичным. Но, увы, снова вызвал у нас, женщин, чувство вины, напоминая, что амбиции — это не так уж хорошо, а у каждой матери есть своё место, сойдя с которого мы (и главное — наши дети) станем несчастными.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: кадр из сериала «Удивительная миссис Мейзел» Amazon Studios, Dorothy Parker Drank Here Productions, Picrow