«Майнкрафт» нон-стоп: как перестать бороться с ребёнком
«Майнкрафт» нон-стоп: как перестать бороться с ребёнком
Найти конструктивный подход к игре никогда не поздно. Специально для этого мы в «Кодабре» разработали курсы по программированию для детей в «Майнкрафте» и рассказываем, как всё устроено.
Шумиха вокруг «Майнкрафта» последние несколько лет не утихает. Скорее наоборот: всё больше детей и взрослых пристрастились к игре, на неё обратили внимание учителя и крупные компании. Каждый нашёл в игре возможности для себя. Но родителей вид ребёнка, играющего в «Майнкрафт» часами, — вызывает раздражение, а само упоминание об игре — нервный тик. Пользы от такого времяпрепровождения нет и быть не может. «Должна ли я позволять ребёнку играть в „Майнкрафт“ часами? Это нормально?» — такими вопросами пестрят десятки форумов на русском, английском и куче других языков.
Похожими мыслями заняты и педагоги, которые, надо признать, продвинулись дальше родителей. Смоделировать древнеримский город, стать вожаком племени или понять, как циркулирует кровь в человеческом организме, — дети выполняют такие домашние задания «на ура». В образовательном процессе ценность «Майнкрафта» для школы как раз и заключается в том, что совместить реальный и цифровой мир становится просто, увлекательно и, главное, возможно силами детей.
В Швеции эту игру включили в обязательную школьную программу в качестве инструмента для творчества, развития навыков планирования и поставили в один ряд с ИЗО. «Майнкрафт» также используют на уроках для наглядного проектирования систем водоснабжения, электрических сетей и изучения экологии или истории
Превращая урок в практическую работу по созданию собственного виртуального мира, «Майнкрафт» отменяет традиционные формы механического заучивания знаний и контрольные работы. Кстати, российские школы стараются не отставать от американских и европейских, но это скорее заслуга педагогов-новаторов, готовых вместе с учениками внедрять «Майнкрафт» в учебную программу. То есть пока это не сильно распространённая практика в России.
Возможно, по этой причине мы видим столько отчаявшихся и потерянных родителей, которые приводят к нам в «Кодабру» детей на курсы по программированию в «Майнкрафт», способствующих разностороннему развитию ребёнка. Доля скептически настроенных взрослых велика. Особенно если эти взрослые не пробовали играть в «Майнкрафт» или понять, в чём суть игры. Их отношение и логика понятны: ребёнок часами играет в «Майнкрафт», а если не играет, то смотрит на YouTube, как это делают другие. Понять, что он там делает, а уж тем более разобраться, полезны ли его действия для образования и развития, — сложно. Не стоять же над душой все эти часы напролёт. На это нет ни времени, ни сил. Устав бороться, родители начинают искать конструктивные решения и пользу для ребёнка. Примерно таким образом за последний год мы познакомились с сотнями родителей и в итоге обучили более 800 детей на курсах по «Майнкрафту».
Для многих детей «Майнкрафт» давно уже не просто игра, а возможность проявить себя: фантазию, логику, имеющиеся знания о законах физики, биологии и прочему. Короче говоря, дети чувствуют себя в «Майнкрафте» как рыба в воде. Программирование в «Майнкрафте» позволяет сделать игру более увлекательной и индивидуальной. Дети, имеющие хотя бы небольшой опыт в игре, понимают, что им хотелось бы изменить. Большинство ребят хотят избавиться от монотонных процессов игры, например, поисков полезных ресурсов, добычи дерева и строительства. Это возможно с помощью программирования роботов, которые без устали будут выполнять рутинные задачи.
Мы разработали два курса по программированию в «Майнкрафте»: для детей 6-9 лет и 10-14 лет. Дети помладше начинают с логических и математических задач, квестов, решение которых в игре позволяет модернизировать объекты, дорабатывать механизмы и схемы базовой версии игры. Одна из любимых задач ребят в игре — автоматизация игрового мира, например, создание «умного дома», в котором свет зажигается «магическим образом с помощью красной пыли». На курсах для самых маленьких мы уделяем особое внимание не только грамотной реализации идеи, но и донесению её до товарищей в группе, а это на старте довольно сложная для ребят задача. Кроме того, на занятиях дети изучают трёхмерные координаты и развивают пространственное мышление.
Ребята постарше сразу же приступают к обучению внутриигрового робота. На начальных этапах дети программируют на блоковых языках, что позволяет им создавать программы достаточно быстро, а также даёт понимание структуры кода и логики программистов. На следующем этапе ребята переходят на создание своих игровых серверов, отличающихся от остальных оригинальностью за счёт скриптов и дополнений, которые ребята пишут уже на языке JavaScript.
Это программирование по-взрослому. Владение JavaScript — универсальный навык, который может стать фундаментом для будущей профессии или крутого хобби. Это вход в мир цифрового творчества. А в мире «Майнкрафта» — это ещё и возможность написать свои правила и стать полноправным творцом игры
Нужно признаться, что мы попробовали несколько методик в рамках курса по «Майнкрафту», чтобы сделать обучение детей действительно полезным. В 2015 году, когда мы запустили первый поток, не обошлось без негатива со стороны родителей. Дело в том, что любое задание дети должны были выполнять в командах в одном игровом мире, распределяя задачи и получая общий результат. Оказалось, что работать в командах дети не умели и уж тем более не были готовы честно распределять задачи в игре, где каждый из них «точно знает, как построить быстрее и лучше других». На занятиях зачастую творился хаос. Родители были в ужасе и не могли понять, «где же здесь образовательный процесс», который они привыкли видеть в школе. Нам удалось изменить ситуацию в процессе курса. Через уговоры и уловки преподавателей дети начинали договариваться между собой и, наконец, усваивать принципы работы логических элементов и электрических цепей. Впоследствии, дорабатывая курс, мы сознательно сделали упор в обучении на логику и программирование, благодаря чему следить за дисциплиной на занятиях стало значительно легче.
Вряд ли нам удалось убедить всех родителей в том, что, играя в «Майнкрафт», их ребёнок проводит время с пользой: сторонников аргументов в духе «лучше бы свежим воздухом подышал» всё равно остаётся много.
Но мы знаем точно, что те ребята, которые продолжили изучение языков программирования после курса по «Майнкрафту», по-настоящему увлечены, возможно, своей будущей профессией. У детей не бывает вредных хобби.