10 фактов об учебе в музыкалке, о которых вас не предупреждали: флейта стоит 45 тысяч, а гобой — от 200
10 фактов об учебе в музыкалке, о которых вас не предупреждали: флейта стоит 45 тысяч, а гобой — от 200
Почему у родителей возникает желание отдать ребенка в музыкальную школу, никто не знает. У кого-то зашкаливают амбиции, кто-то просто свято верит, что образованный человек обязан владеть музыкальным инструментом. У нашего блогера Людмилы Чирковой обе дочери ходят в музыкалку. Она написала, с какими сложностями столкнутся родители и дети, которые выбрали этот путь.
1. Без подготовки никуда
В простую музыкальную школу или школу искусств «на районе» можно чаще всего поступить спокойно без подготовки. Особенно если вы решите пойти не на избитое фортепиано или струнные, а на народные или духовые/ударные инструменты. Конкурс в эти классы, как правило, не очень большой.
Но если школа более или менее рейтинговая, а вы мечтаете вырастить скрипача или пианиста — готовьтесь трудиться еще до поступления в музыкальную школу.
Даже если не брать в расчет Гнесинку и ЦМШ, куда без подготовки с репетитором поступить нереально, в остальных приличных школах тоже весьма приличный конкурс на бюджетные места. Так что год в подготовишках с изучением нот, длительностей, ладов, и различением интервалов на слух вам гарантированы. И домашние задания тоже. Как результат: внутренний экзамен дает некие преференции при поступлении в сравнении с общим потоком.
2. Музыка — это дорого
Покупка инструмента — это существенный удар по семейному бюджету. Ребенок решил пойти на духовые? Первый год он, конечно, может поиграть на блокфлейте, которую можно купить рублей за 700, но потом нужно будет определиться с основным инструментом. Новенькая флейта стоит от 45 тысяч, новый гобой — от 200 (самый простенький!), плюс тросточки к нему ручной работы по цене от 600 рублей за штучку (одной трости хватит на пару месяцев).
Выбрал скрипку? Готовьтесь, что за время учебы вам придется сменить минимум 3, а то и 4 инструмента — ребенок растет, скрипка тоже должна. Начинали с ⅛? А еще есть ¼, половинка, ¾ и целая. Стоимость хорошей б/у ученической скрипки стартует минимум от 12-15 тысяч. А еще смычок, мостик, подбородник и струны. Гитары — от 60 тысяч. О стоимости арфы (даже просто ее аренды) лучше промолчу.
И все бы ничего, но еще нужно фортепиано — потому что есть сольфеджио, композиция и общее фортепиано, если вы пошли на предпроф. Самое простенькое электронное пианино — от 30-40 тысяч, с молоточковым механизмом — от 60-ти. Можно, конечно, забрать пианино у друзей — но его куда-то надо ставить. И настраивать — плюс 7 тысяч каждый год.
Приплюсуйте к этому покупку нот и учебных пособий — в библиотеке музыкальной школы есть, увы, далеко не все. И закладывайте каждый год на учебники и нотные тетради в среднем 5 тысяч.
И еще столько же на концертную форму. А если у вас девочка, то умножьте эту сумму на два — вечерние платья для выступлений стоят действительно дорого. Как однажды пошутил мой друг-музыкант: «Это вы еще не знаете, сколько стоит перевозка контрабаса в самолете».
3. Сам он может не справиться
Безусловно, где-то существуют одаренные мотивированные дети, у которых уже в 7 лет все отлично с целеполаганием и они сами будут на «ура» справляться с транспонированием, интонированием по столбице Золиной и написанием секвенций и выделением всех опеваний и оборотов в нотах.
Если у вас не такой ребенок, готовьтесь, что домашнюю работу придется делать вам. А значит вместе с ребенком постигать азы нотной грамотности. И вот тут есть один важный нюанс: если у вас есть музыкальное образование — отлично. А вот если нет, то в зависимости от программы музыкальной школы (общеразвивающая, предпрофессиональная) классу к 3-му максимум вы сломаетесь. Просто потому, что к этому моменту начинаются действительное сложные вещи, в том числе — подбор аккомпанементов. И если вы с инструментом — фортепиано (независимо от инструмента, на котором играет ребенок) не дружите, то помочь вы ребенку не сможете, как бы того не хотели.
4. Хороший репетитор — на вес золота
Преподаватели по специальности (основному инструменту) не очень жалуют репетиторов: постановка рук, фразировка, динамические оттенки — у каждого музыканта свое видение. С сольфеджио проще: правила они и есть правила. Но найти репетитора найти трудно. Стоит это удовольствие минимум тысяча за час, но чаще — от 1,5-2 тысяч, чтобы преподаватель просто помогал ребенку подготовиться к уроку в музыкальной школе.
Вероятно, вам придется сменить не одного и не двух преподавателей, прежде чем вы найдете того, с которым вашему ребенку будет хорошо и понятно. И который будет разделять ценности той методики, по которой учат в конкретной музыкальной школе или у конкретного преподавателя.
А дальше как повезет. В репетиторы, как правило, идут недавние выпускники высших музыкальных учебных заведений. В какой-то момент действующий музыкант может уехать на гастроли, переехать работать в другую страну вслед за оркестром или просто решит заняться чем-то другим. И вам предстоит пройти весь квест с поиском преподавателя заново.
5. Ох уж эти гаммы!
Причем не только для ребенка, которому нужно в идеальном мире минимум по часу заниматься инструментом каждый день. Но и для всех, кто вместе с ним проживает. Первые пару лет, пока ребенок овладевает скрипкой или виолончелью, кларнетом, флейтой или ударными вас ждут чарующие вечера под аккомпанемент несвязных звуков. А в случае струнных — еще и ужасно фальшивых.
С фортепиано дело обстоит чуть лучше: вот они ноты, главное — брать их правильно. Но до исполнительского мастерства еще очень далеко. И еще довольно трудно объяснить, зачем ребенку каждый день тратить час, а то и больше на подготовку к занятию. Как шутила одна знакомая педагог: «Господи, если бы он занимался хотя бы по полчаса в день, у вас бы уже был абонемент в Метрополитен-оперу, но ему это не нужно». И здесь или пустить все на самотек, ожидая, пока музыкант дорастет до момента, что ему и правда хочется играть и звучать красиво, или сидеть рядом с ним (вы же слышите, где он берет фальшиво ля и ниже соль, чем нужно, правда?) или смотрите выше: нанять ему того, кто будет с ним заниматься еще и инструментом.
6. Педагог — это удача
От того, к какому учителю по специальности вы попадете, зависит, насколько интересно будет ребенку заниматься. И насколько его представления об обучении совпадает с вашими желаниями и потребностями. Есть преподаватели, нацеленные растить исключительно лауреатов и дипломантов, и тогда вашему ребенку предстоит часами жить в музыкальной школе, обыгрывать в коридоре, забегая сдать тот или иной кусочек. Если «выше, сильнее и больше» не про вас, нужно либо попытаться сразу это объяснить и уйти, например, на общеразвивающую программу или искать учителя, который не про все это.
А это сделать сложно — музыканты и учителя музыки (и репетиторы тоже, даже если они говорят обратное) в большинстве своем люди амбициозные и считают, что в музыкальную школу стоит идти только если ты хочешь «играть с кровью», как завещал маэстро де Суза.
7. Конкурсы и награды
Участие в конкурсах, игра в оркестре, выступления хора — все это неотъемлемая часть учебы в музыкальной школе. Умение выступать на сцене, продолжать игру, даже если ошибся, играть не только перед комиссией на зачете, но и перед полным залом зрителей.
Участие в конкурсах стоит денег (вступительные взносы) и требует отдельного времени на подготовку программы, а также денег на поездки. А участие в концертах требует еще и от ребенка желания и возможности. Далеко не все, даже те, кто действительно хорошо играет и живет музыкой, любят выступать.
Они могут играть на отлично для себя или в классе, а когда выходят на сцену — теряются и путаются в нотах. И это становится проблемой, когда нужно сдавать экзамены перед комиссией.
8. Кризис четвертого класса
Не берем в расчет детей, которые живут музыкой и мечтают о поступлении в консерваторию — их, скорее всего, этот кризис не настигает. А вот всех остальных — тех, кого отправили учиться, и тех, кто пошел сам, потому что это было интересно, в концу третьего-четвертого класса накрывает.
И ребенок, который еще вчера горел занятиями, вдруг начинает отлынивать и даже прогуливать уроки, не делает домашку или делает все для того, чтобы репетитор и педагоги на него плюнули и умыли руки. В общем, он всячески пытается соскочить и уйти из музыкальной школы.
Потому что это тот момент, когда становится действительно тяжело, — раз. Достаточных навыков, чтобы взять и сыграть с листа условный любимый опенинг из аниме еще нет — это два. А три — его просто сейчас ломает в силу возраста, «музыкалочка» попала под руку. На ее месте может оказаться и любая другая активность.
9. «Хочу быть композитором»
Да, такое может случиться. Бац, и ребенок, которого вы видели программистом, архитектором или врачом, вдруг под конец учебы решит, что он хочет быть скрипачом или вовсе дирижером и композитором, и положить свою жизнь на алтарь музыки, и никакие ваши увещевания по поводу того, что у музыканта очень тяжелый хлеб и пробиться практически невозможно, — не помогут.
Никогда не забуду девочку — гениальную скрипачку, которая рыдала, потому что родители запретили ей поступать в колледж и сказали, что она пойдет на экономиста. Не знаю, чем дело кончилось, но в музыкальной школе я ее после этого не видела.
10. «Не пойду на выпускной»
И вот впереди остаются лишь пара выпускных экзаменов, а комитет школы вовсю обсуждает выпускной с шарами в воздух, тележкой мороженного и капустником, в котором и родители могут поучаствовать! Но ваш ребенок, с которым вы прошли эти 6-10 лет музыкальной школы вдруг заявляет, что ни на какой выпускной он не пойдет — получит корочку в учебной части. Он точно знает, что так можно. Ты вздыхаешь и вспоминаешь, что собственно у тебя есть еще пара знакомых с высшим музыкальным образованием, которые тоже не ходили ни на один свой выпускной ни в школе ни в колледже ни в вузе, и хуже от этого не стали. Но тебе же так хотелось! Это ведь и твоя заслуга тоже.
Директор одной из московских музыкальных школ регулярно уверяет родителей, что то, что они отдали детей в музыкальную школу и прошли с ними весь этот путь — это очень ценно. И да, сейчас подросток бунтует, кричит и ненавидит и родителей и музыкальную школу, но если верить ей, то спустя пару лет можно будет увидеть, какие плоды принесли все эти распевания номеров из учебников по Сольфеджио, разучивание партий из «Половецких плясок» и «Набуко» и изучение творчества могучей кучки и сочинение вариаций на инвенции Баха.
Все еще хотите отдать ребенка в музыкальную школу? Отлично! По крайней мере вы знаете, к чему стоит быть готовыми.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: KIRYAKOVA ANNA / Shutterstock / Fotodom