«Во всём виноваты родители»: чему нас учат мультфильмы о Русалочке

4 139

«Во всём виноваты родители»: чему нас учат мультфильмы о Русалочке

4 139
Кадр из мультфильма «Русалочка». Disney, 1989 год

Классические мультфильмы Диснея все чаще критикуют за культурные и гендерные стереотипы. «Русалочке» тоже досталось: главную героиню обвиняют в том, что она рискнула жизнью ради малознакомого парня. Но наш блогер Айман Экфорд уверена, что в этом мультфильме можно найти полезные уроки — конечно, если обсуждать сюжет вместе с детьми.

Впервые я посмотрела мультфильм Русалочка, когда была маленькой. Тогда он показался мне странным и даже страшным. Второй раз я посмотрела мультик уже в 17, когда заинтересовалась историей компании Дисней, и вот тогда он произвел на меня сильное впечатление. Я поняла, что это не просто примитивная сказка о любви, а многогранная, жизненная и интересная история.

Вот три интересных урока, которые я извлекла из «Русалочки» и её продолжения — «Русалочка 2: возвращение в море».

1. Человека может тянуть к другой культуре. И это нормально

Юная Ариэль, дочь морского царя Тритона, всю жизнь интересовалась культурой Земли. Она наблюдала за людьми, живущими на берегу, коллекционировала вещи, связанные с земной жизнью, узнавала о Земле все, что только могла узнать.

Но Земля была не просто ее «специальным интересом». Земная культура была ей гораздо ближе и понятнее, чем культура «родного» подводного царства. Ей было относительно просто освоится с земной жизнью, и, как показано во второй части мультфильма, она стала хорошей королевой одного из наземных царств, и вместе со своим возлюбленным Эриком воспитывала дочь так, как принято на Земле.

Ее отношение с Эриком — не просто очередная история «любви с первого взгляда». Это история о людях, которые разделяли общую культуру и которые довольно быстро научились понимать друг друга (что было бы невозможно, если бы Ариэль не была настолько похожа на жителей Суши). То есть, стремление Ариэль к Суше было оправдано и обосновано.

Но всю её жизнь окружающие считали ее увлечение земной культурой в лучшем случае странным хобби, в худшем — угрозой для нее и для всего подводного общества. Ей приходилось скрывать свои увлечения, потому что отец и все окружающие постоянно старались ее переделать.

2. Система запретов не работает

Многие зрители считают, что в главном конфликте мультфильма виновата Ариэль, потому что она «ослушалась отца» и доверилась ведьме. Но мне кажется, главная проблема как раз-таки в отце. Подумайте сами: Ариэль — отдельная личность, у нее есть собственные желания и предпочтения, но отец всю жизнь пытается заставить ее отказаться от себя. Он хочет, чтобы она была такой же, как сестры. В конце концов, он в грубой форме приказывает ей никогда не подниматься на сушу. Вдобавок он уничтожает часть ее собственности, и запрещает ей видеться с понравившимся ей парнем.

В итоге у Ариэль есть выбор — продолжать бунтовать, постоянно сталкиваясь с запретами и наказаниями со стороны отца, или всю жизнь жить так, как ей не нравится, притворяясь той, кем она не является.

Фактически она может либо пожертвовать своим счастьем и своей волей ради отца, который прямо этого от нее требует, либо попытаться вырваться из враждебного окружения. Так что поступок Ариэль — это не каприз наивной девушки, это бунт против культурной нормативности и эйджизма, и попытка добиться хоть какого-то шанса на свободу в условиях, когда несвобода стала невыносимой.

Она была готова на этот риск не столько ради мужчины, которого увидела только один раз, сколько ради той жизни, к которой она стремится. Я очень хорошо понимаю, что значит ненавидеть свою жизнь, и что значит хотеть чего-то так сильно, чтобы быть готовой поставить ради этого на карту буквально все.

Именно к этому и приводит система запретов — человек либо ломается, либо бунтует, либо находится в неком смешанном состоянии между бунтом и сломленностью. И не важно, идет ли речь о цензуре, о попытках привить чужую культуру, о неприятии гендерной идентичности, о попытках навязать религию или о чем-то еще — попытки изменить человека, который не мешает окружающим своими отличиями — это всегда непростительное и опасное насилие. К сожалению, многие родители этого не понимают.

Если бы отец воспринимал Ариэль как равную, если бы он не мешал ей быть собой и интересоваться тем, что ей нравится, она, вероятно, не пошла бы на такую рискованную сделку.

3. Взрослые дети повторяют ошибки родителей

В мультфильме «Русалочка 2: Возвращение в море» дочь Ариэль Мэлоди обожает море точно так же, как Ариэль в свое время обожала сушу. Но, несмотря на свое прошлое, Ариэль ограничивает дочь так же, как ее ограничивал отец, воспроизводя ту же самую систему запретов.

Это очень правдоподобная история. Я часто сталкивалась с этим явлением, но не могла понять его причину. Например, я видела, как дети, которые жалуются на то, что родители их ограничивают, превращаются в тиранов для своих же детей.

Мне нравится, что в мультфильме показали, к каким последствиям может привести такой подход. Ариэль чуть не погубила свою дочку точно так же, как Тритон чуть не погубил ее. Конечно, в случае Ариэль и Мэлоди ситуация была более сложная, потому что Мэлоди с детства было опасно находится в воде из-за того, что злая колдунья Моргана решила использовать ее для мести Тритону. Но вместо того, чтобы объяснить все дочери, рассказать, какую опасность представляет Моргана, и как избежать этой опасности, Ариэль решила просто ограничивать свою дочь.


Мультфильмы о Русалочке неидеальны. В них слишком часто оправдывается неправильное поведение родственников, слишком много гендерных стереотипов. Но я их очень люблю. Ариэль — первый диснеевский персонаж, чья культура не совпадает с приписываемой в детстве и, думаю, когда-нибудь она может стать символом движения тех, кто, как и я, относится не к той культуре, в которой его воспитывали.

К тому же она очень сильный персонаж-подросток, отстаивающий свое право на свободу и счастье вопреки враждебному обществу. А взрослая Ариэль из «Русалочки 2» тоже может стать символом — символом родителей, которые воспроизводят негативные модели воспитания из своего детства, и тех последствий, к которым это может привести.

Оба мультфильма заканчиваются хорошо, и в каком-то смысле это показывает, что никогда не поздно перестать проявлять насилие по отношению к детям. Но в жизни все же иногда бывает поздно — в жизни чудеса редко случаются в последний момент. Поэтому чем раньше вы покончите с насилием и начнете воспринимать детей и подростков как равных, тем лучше.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.