Нужно ли преподавать в школе религию и говорить о вере

Критика школьницы предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
4 615

Нужно ли преподавать в школе религию и говорить о вере

Критика школьницы предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
4 615

Когда я перешла в четвёртый класс, в сентябре 2012-го вышло постановление министерства образования о введении в программу обучения детей моего возраста нового предмета — ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Слава природе, что не МУДОД!

Родителям предложили две вариации дисциплины на выбор: либо светская этика, либо основы православной культуры. В моём случае мама и папа решительно отмели православие и записали меня на этику. «Светских» товарищей в классе из 27 человек оказалось шестеро, включая меня. В обеих группах уроки проводились одной и той же глубоко религиозной женщиной. Да и содержание подаваемого материала в модулях не очень отличалось друг от друга.

Первое занятие. Я нашла на форзаце свеженького учебника занимательные картинки на тему представления мира в разных религиях. Нарисовали и иудаизм, и христианство, и ислам. Вообще вся моя семья придерживалась в основном атеистической позиции (отец очень долго возмущался насчёт ОРКСЭ), и я шла примерно в том же направлении. Но мне была свойственна, как и всем моим сверстникам, лёгкая внушаемость, из-за которой окружающее меня далеко не конституционно светское общество понемногу перетягивало «канат» моего мировоззрения. Происходящее далее на уроке и рисунки ада словно пнуло меня, стоящую у окончательно вырытой ямы, со спины и пустило в знатный полёт вниз.

Оказалось, что меня ожидает «гиена огненная» за всё то, что я делаю каждый день

Нельзя создавать в голове миры, где ты занимаешься магией и спасаешь мир. Аморально кушать мамин плов после Масленицы и до Пасхи. Запрещено играть в подвижные «мужские» игры после школы. Нет у меня права перечить кому-либо и не соглашаться на что-либо. Я представляла себе, как горят мои руки, ноги и волосы, как лопаются глазные яблоки за столь отвратный образ жизни. А в голове крутилась мысль о собственном бесстыдстве. Помню, как, добравшись до дома, я просто заплакала.


Спустя годы я с удовольствием почитываю «Бог как иллюзия», смеюсь над атеистическими хохмами и искренне недоумеваю, как можно вообще вообразить над своей головой некую сущность, купающуюся в абсолютной вседозволенности. А до класса пятого-шестого я всерьёз была напугана, вжимала голову в плечи при родительской критике корысти РПЦ и опасалась слушать музыку вообще: «богоугодная» попса никак меня не трогала, а понравившийся альтернативный рок был строжайше запрещён.

А религию, выражаясь её языком, «предаю анафеме» хотя бы за мои личные счёты, связанные с годом самобичевания и страха. Собственно, то время дало мне толику житейского опыта и несколько тезисов, объясняющих почему недопустима сама идея внедрения религиозности в средних школах.

1. Дети не способны сделать настоящий выбор в силу возраста

Да-да, сюда входит и несостоятельность крещения сразу после рождения. Кто из десятилетних детей в состоянии решить сложную философскую дилемму и вынести действительно собственное, не навязанное извне решение? Прибавьте к этому полное отсутствие прививания критического мышления в начальной школе (да и сомневаюсь, что это есть в наших заведениях вообще).

2. Отказ от развития морали и доброты в пользу банальной системы разрешений и запретов

Верующий человек делает всё ради вечной жизни после смерти. Он не убивает, не ворует, ведёт себя в наивысшей степени благопристойно и соблюдает всё обряды. Хорошо.

Рассмотрим неверующего человека. Есть ли на свете атеисты, творящие добро? Разумеется, да. Он отрицает рай и ад, но это не мешает ему быть благодетельной личностью. Как и какие блага ему за это обещаны?

Что это за чувство, которое позволяет вам ощущать саму жизнь при прикосновении, например, к растениям или животным? Вы понимаете, что оборвать или навредить этой жизни — значит предать весь мир. Откуда берётся радость при доставлении кому-то удовольствия или помощи? Добро — это некое новшество на вид эгоистичной эволюции. Неясно, изменила ли она себе при создании доброты или это очередной бунт Homo Sapienсe. Может быть, при создании религии в задумку вкладывалась именно доброта (хотя по мне, ключевой аспект — «богоизбранность» царя/короля/императора). Все частицы блага растеряны верой лет пятьсот тому назад — освежите свою память о Крестовых походах, геноцидах по религиозному признаку и тому подобное.

Федеральное тюремное бюро США в 1997 году выявило занимательный факт: около 75% заключенных — христиане.

3. Появление препятствий к самостоятельности и вере в свои силы

Дети начнут молиться о «пятёрках» за контрольную, не прилагая никаких усилий к учёбе. Напротив же любое дело требует «знака свыше» при любом качестве подготовки — не одобрено, не получишь.

4. Сомнительность безопасности для психического и физического здоровья

Выше я уже расписывала влияние уроков ОРКСЭ на меня. Возможно, я чересчур впечатлительна, но не считаю себя особенной — такое может случиться с каждым. Причём не факт, что родители заметят что-то неладное со своими детьми.

Иногда, если дело зашло слишком далеко, ребёнок начинает интересоваться постами. Сегодня как раз проходит Великий пост, посмотрим на календарь питания.

«Продолжается 48 дней (в этом году — с 15 февраля по 3 апреля). В это время нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты (в том числе майонез, йогурты, мороженое), употреблять алкоголь, в том числе и пить пиво. Запрещены также сдобная выпечка (белый хлеб, булочки, пирожные, печения) и любые сладости. Послабления разрешаются в Благовещение и в Вербное воскресенье, когда можно есть рыбные блюда», — гласит компетентный источник.

  • Белковая недостаточность — это остановка роста, кахексия (истощение) и прогрессирующая дистрофия.
  • Недостаток жиров — выпадение волос, нарушение работы сердца, сухость кожи, агрессивность и общие сбои метаболизма.
  • Запрещены молочные продукты с высоким содержанием кальция в них. Зубы пошатываются, кости поламываются.

Пятым пунктом я планировала расписывать меркантильность высших духовных чинов и подобные явления, но осознала, что политика на протяжении всего своего существования была вещью «острой».

Говорите с детьми о нашей единственной настоящей Родине — планете Земля. Учите милосердию ради милосердия, а не выгод после смерти. Позволяйте им верить в себя. Оставьте религиозное распутье на более зрелый возраст и не хороните их заживо в непрекращающейся панике.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему в школах непопулярны основы православия

5 классных настольных игр, о которых вы вряд ли знаете

5 книг на английском, которые легко читать