Учёный Базаров и краш Печорин: как сделать школьную литературу интересной

3 361

Учёный Базаров и краш Печорин: как сделать школьную литературу интересной

3 361

Современным детям не нравится русская классическая литература. Там много непонятных слов, описаний природы и непонятных героев. Или нет? Наш блогер Артём Григорян написал текст для учителей и родителей, который поможет сделать Печорина и Обломова чуть ближе детям с гаджетами.

Почему детям сложно воспринимать литературу в школе? Потому что происходящее в ней было давно (можно было бы добавить «и неправда». И в этом есть смысл). Почти всё, что описано в русской, английской, немецкой, французской литературе и тем более — китайской и японской (а наше поколение застало времена Басё и Исса в школьной программе), действительно, было давно. Вы удивитесь, но даже ранний и очень яркий Пелевин из 90-х и начала 2000-х для современных детей — это давно.

В этой статье расскажу, как помочь детям поверить в реальность художественной литературы. И сделать так, чтобы они поняли, что классическая литература, как любая настоящая литература, предлагает ситуации и персонажей вне времени.

Хороший способ, который нравится нам с учениками (а старшие из них уже говорят о литературе со своими младшими братьями и сестрами) — показать, что персонажи и явления из книг современны. И даже описываются модными словами и тенденциями. Посмотрим, кто же из наших героев кто на языке современных детей и подростков.

1. Печорин

Похититель женщин и бретер, разоблачивший контрабандистов в одиночку; человек, который не привязывался к людям и местам, которому все и все надоедали быстро. В одиночку обезвредивший пьяного казака и проверивший фатализм самым опасным способом. Кто он, говоря современным языком? Адреналинщик.

Да, можно и обязательно нужно рассказать детям о таком литературоведческом понятии как романтический герой и о самом романтизме как методе. Да, обязательно сказать, что в русской литературе был и есть жанр кавказского романа (взять того же «Асана» Владимира Маканина) и что в мировой литературе есть фронтирный, или колониальный, роман. Но эти знания обязательно дополнить тем, что детям понятно и близко. И если вы приведете в пример Ричарда Бренсона или Алена Робера по прозвищу человек-паук, герой станет понятнее детям.

При этом не обязательно называть Печорина крашем Мэри, а поступок Грушницкого и драгунского капитана с вынутой пулей — кринжем или зашкваром

Такие попытки детей только развлекут, но понимания сути героя и всего романа не добавят. Еще один момент — объяснить, почему люди становятся любителями экстремальных ощущений. В романе есть сцена, которая показывает причину такого образа жизни Печорина. Это погоня за единственной женщиной, которую он любил, Верой. Когда Печорин понимает, что Вера уезжает из Пятигорска из-за него и он не дал ей ничего, «кроме страданий», он пускается в погоню и загоняет коня за пять верст до Пятигорска. Он бросает коня и поначалу бежит, потом бежит все медленнее, теряя силы и наконец оказывается на цветочном лугу, где осознает, что «гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно».

Печорин «как ребенок заплакал» и понял, что Вера была ему «дороже жизни, чести, счастья». И стал искать замену в играх со смертью. Вот ответ на главный вопрос романа — почему люди становятся любителями адреналина, почему проверяют себя и других на прочность и ищут в этом развлечений.

2. Обломов

Гончаров предлагает нам как читателям интересный опыт — опыт трансформации. По сути, весь роман мы наблюдаем за попыткой Ильи Ильича измениться, а точнее его настоящего друга Штольца и возлюбленной Ольги переделать Обломова. Причем и Андрей Штольц, и Ольга пытаются сделать героя романа более светским и более умелым в ведении хозяйства. А более 350 крепостных крестьян — это довольно серьезное наследство.

И поначалу выход в свет Ильи Ильича по совету Штольца действительно помогает, сцена знакомства Обломова и Ольги Ильинской это показывает, ведь происходит это самым классическим дворянским образом — за ужином в усадьбе с пением под аккомпанемент рояля. И бóльшую часть романа читатель задается одним вопросом — состоится ли трансформация? К какому результату придет Обломов и его окружение в случае, если нет?

Переводя это на язык подростков, трансформация наступает только тогда, когда человек выходит из зоны комфорта

Вспомните защитный жест Обломова в начале романа — выставленную вперед ладонь, защищающую его комфортную зону. Главный момент с этой точки зрения — согласие Ольги на предложение Обломова стать его женой. Сразу после этого она говорит Обломову открыто, чтобы он разобрался с делами в деревне, чтобы быть не только человеком «приятной наружности», но хозяином своего имения и жизни, человеком надежным и деятельным.

И когда вы будете говорить детям о смерти Обломова как результате его нежелания меняться, можно привести примеры настоящих трансформаций из мировой и русской истории и культуры. Анна Щетинина, доказавшая всему миру, что женщина легко может стать капитаном дальнего плавания и получившая прозвище Леди-Капитан или небогатый и стеснительный в детстве Илон Маск, водопроводчик Коннор МакГрегор, который стал мировой звездой — это хорошие примеры.

Такая связь с реальной — и впечатляющей детей — жизнью покажет, что несмотря на непонятные слова в тексте (классический пример — камзол адъютанта) он про понятные детям вещи и явления. И смысл, который они видят во вроде бы давних книгах, актуален.

3. Базаров

Роман, который задуман, чтобы передать тенденцию в обществе — появление разночинной, то есть недворянского происхождения, интеллигенции — которая позволила себе усомниться в русском традиционализме, как настоящее великое произведение, сделал больше, чем задумал Тургенев. И несомненно больше, чем «передал вечный конфликт отцов и детей» (счет этой фразе на уроках литературы, вероятно, идет на миллионы).

Базаров, по сути, смотрел на все и всех с позиции своей профессии — доктора, ученого практика, естествоиспытателя. Человек как совокупность жидкостей, мышц и рефлексов был его предметом изучения и не представлял никакой тайны.

Фраза его о том, что он умрет и будет из него «лопух расти», запоминается как полная характеристика героя

Да, это похоже на профессиональную картину мира, деформацию. И именно ее Тургенев подвергает проверке в развитии сюжета романа. Прав ли Базаров? Объясняется ли все «движением жидкостей» в человеке и так ли эфемерны чувства, если они вообще есть? Их ведь нельзя потрогать. Как вы помните, Базаров признается в любви Анне Одинцовой и тем самым разрушает свою профессиональную, научную картину мира в своих глазах.

Неслучайно, первое слово, которое он произносит после признания — «глупо». Как ученый-практик он не может этого объяснить. У ваших детей или учеников есть масса примеров людей, которые смотрят на мир только с позиции своей профессии, взять хотя бы героев «Теории большого взрыва» или сериала «Психологини». Правда ребята могут заметить, что такая позиция может принести хорошие результаты в карьере и помочь завести профессиональные знакомства, и с этим сложно не согласиться.

Разумеется, поведение и взгляды Базарова объясняются не только этим, и его неприятие дворян — второй компонент мировоззрения. Но здесь все много проще. Явление это называется социальной ненавистью, возможно кто-то применит тенденциозное слово «шейминг» с разными компонентами впереди.


Родители и педагоги давно задают вопрос: почему наследие русской и мировой культуры, которое отражено в интересных, хорошо написанных и красиво построенных произведениях оказывается непонятным и странным для современных детей? Почему фильмы по книгам смотрят в разы меньше, чем фильмы со спецэффектами и супергероями?

Ответ очевиден: супергерои — они здесь, в современности, среди небоскребов и пробок, а персонажи классических произведений кажутся далекими и чужими. Но ключевое слово — кажутся. Так сделаем их ближе — и, может, меньше детей будет спрашивать: «Зачем мне это читать?»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Marharyta Gangalo / shutterstock