8 советов, как не отбить у ребёнка желание рисовать

… и почему, взрослея, мы перестаём заниматься творчеством в своё удовольствие
12 947

8 советов, как не отбить у ребёнка желание рисовать

… и почему, взрослея, мы перестаём заниматься творчеством в своё удовольствие
12 947

В детстве большинство из нас обожали рисовать. Кто-то прошёл весь путь от художественной школы до художественного института и стал художником. А вот те, кто не стал? Много ли сейчас вообще людей, кто просто рисует в удовольствие, для себя? Часто можно услышать: «Я не умею рисовать». Но что это значит? Преподаватель искусства в нью-йоркской школе City & Country School и мама двоих детей Анна Кегелес объясняет, почему так происходит, и рассказывает как не мешать ребёнку развиваться творчески.

Я много размышляла над этим вопросом и пришла к некоторым не самым очевидным выводам, которыми хочу с вами поделиться. По образованию я художник-график, работала арт-директором в глянцевых журналах в Москве, а последние шесть лет преподаю искусство детям от трёх до 12 лет в частной школе в Нью-Йорке. У меня есть собственная студия, где я устраиваю для детей творческие занятия на русском. А ещё я вожу экскурсии по художественным музеям для детей и родителей.

За годы учёбы и преподавания мне довелось наблюдать за многими профессионалами. Все они по-разному видят свою задачу в зависимости от того, какую цель ставит перед собой.

3 основных типа преподавателей

  1. Педагогу важно дать ребёнку побольше теории, объяснить основы композиции и рисунка, возможности материала и техники. У него детально разработан план обучения, включая конкретные задания. Если ваш ребёнок учится у такого педагога, скорее всего, с каждым разом вы замечаете прогресс, техника явно улучшается от урока к уроку.
  2. Педагог даёт много свободы, дети часто работают над тем, что им в этот момент интересно. Если у ребёнка в процессе возникают вопросы, он задаёт их учителю, но параллельно ищет ответы сам — в книгах или общаясь с соучениками. Такие дети находятся в постоянном творческом поиске, но у них нет систематического подхода к теории.
  3. Педагог очень внимательно следит за детьми, за тем, что они делают, чем интересуются, что чувствуют. Но он никогда не встревает в процесс, не показывает, как рисовать правильно, не объясняет, дает полную свободу и внимательно смотрит на результат. Для такого педагога рисование — это средство общения, а внутренний мир ребёнка — главная ценность.

Выбирая педагога, вам придётся сформулировать свои приоритеты. Невозможно иметь всё и сразу. Делая выбор в пользу техники, вы должны осознавать, что отказываетесь от творческой свободы, и наоборот. Чем-то неизбежно придётся пожертвовать в пользу того, что для вас важнее.

Для меня творчество — главная ценность. Творчество как способность к самопознанию и самовыражению, как умение чувствовать и рассказывать о своих чувствах. На этом основан мой педагогический подход, всё остальное отходит на второй план (но тем не менее существует).

Конечно, было бы здорово учиться творчески академическому рисунку. Но я ни разу не видела, чтобы это сработало. В академическом рисовании есть строгие правила и каноны. И освоить навыки можно, только следуя чёткому плану, не зависящему от того, что интересно начинающему художнику именно сейчас.

В отличие от академического подхода в свободном творчестве есть только взгляд автора, постоянный поиск и нет одного-единственного верного решения. Может статься, что в процессе творчества начинающему художнику понадобится овладеть какими-то конкретными навыками академического рисунка. Он сможет получить именно те знания и в том объеме, которые нужны для решения конкретной творческой задачи. А в копировании, умении точно срисовывать с натуры я не вижу особой ценности.

У детей огромный творческий потенциал, но когда они пытаются соответствовать тому, что считается правильным, делают по шаблону и ориентируются на результат, этот потенциал теряется

Я считаю, что если с раннего детства беречь и развивать творческое начало, то в дальнейшем взрослый человек сможет использовать это как инструмент в обычной жизни, не обязательно даже связанной с искусством.

Как не мешать ребёнку

1. Отпустить. Дать ребёнку рисовать «каляки-маляки» столько, сколько ему хочется, пока он сам не придёт к тому, чтобы рисовать что-то фигуративное. Года в три-четыре это произойдёт само собой, но это будет результат естественного развития, а не влияния извне. Но и когда ребёнок начинает рисовать фигуративно, не надо на него давить. Пусть он ошибается, расстраивается, злится. Именно так он учится.

2. Не показывать детям, как рисовать правильно. Никаких образцов для подражания не существует. Поиск своего решения — важный этап развития.

3. Говорить, что рисовать можно по-разному — нет правильного и неправильного. Крокодил может быть фиолетового цвета– это нормально. Каждый ребёнок знает, что крокодил на самом деле зелёный. Знает, но ведь рисует он свой волшебный вымышленный мир.

4. Ценить не только результат, но и процесс. Совсем маленьким детям результат не важен. Они могут даже не помнить, какой из рисунков их собственный. Но и более взрослым детям важна не столько красивая картинка, которая получится в результате, сколько сам процесс рисования. Иногда ребёнок сначала рисует замок и принцессу, а потом закрашивает все черным, потому что «наступила ночь». Красивой картинки не осталось, зато игра удалась.

5. Положить принадлежности для рисования так, чтобы ребёнок мог их достать. Хотя бы карандаши и бумагу. Но карандаши должны быть всегда хорошо заточены, и все должно лежать в известном месте, на высоте, доступной ребёнку.

6. Не оценивать. Не говорить, красиво или некрасиво получилось. Когда ребёнок показывает рисунок, он хочет внимания, а не оценки. Можно сказать, что именно понравилось, и чем конкретнее вы сформулируете, тем лучше. Можно попросить ребёнка рассказать про рисунок. Можно назвать, что нарисовано. Если это не фигуративное, то также назвать то, что видно: например, прямую синюю линию в правом верхнем углу. Но не нужно додумывать за ребёнка.

7. Быть рядом. Помогать и поддерживать, когда ребёнок это просит. Помогать, конечно, только словами. Если ребёнок не знает, как нарисовать собаку, и просит помочь, то можно обсудить, из чего она состоит — четыре лапы, голова, туловище, хвост. Какой формы хвост? Какие лапы? Разложив сложное на простые составные части, ребёнок поймёт, как справиться с задачей. Ну и, конечно, стоит дождаться, когда ребёнок попросит помощи, а не лезть с непрошеными советами.

8. Не рисовать на одном листе с ребёнком. Уважайте границы. Если надо что-то показать, то на другом листе. Если надо подписать, то на оборотной стороне.


Родители беспокоятся, когда ребёнок надолго зависает в стадии «каля-маля», им хочется, чтобы он поскорее начал рисовать красивые картинки, которые можно повесить на стенку, подарить бабушке, выложить в инстаграм. Сложно остановиться, дать ребёнку время, свободу и право делать что-то своё в собственном темпе. В 7-8 лет ребёнок начинает злиться: в воображении он уже видит красивую картинку, а нарисовать ее не может.

Для многих это заканчивается навсегда словами «я не умею рисовать»

Я верю, что естественный путь развития и поддержка на ранних этапах дают уверенность в себе, которая поможет преодолеть этот этап наименее болезненно.

Получилось много правил и всяких «можно/нельзя», но в творчестве все правила очень условные — и нарушать их так же полезно, как и соблюдать.

Главное — забудьте про правила и получайте удовольствие от собственного творчества и творчества ваших детей. Никто ведь ещё наверняка не выяснил, что можно и что нельзя делать в искусстве.

Иллюстрации: работы детей 2-7 лет из школы City & Country