«Хочу, чтобы дочь это развидела». Чем новый «Чебурашка» не угодил родителям

252 060
Теги по теме:

«Хочу, чтобы дочь это развидела». Чем новый «Чебурашка» не угодил родителям

252 060
Кадр из фильма «Чебурашка». 2023 год

Шумиха вокруг «Чебурашки» не утихает: фильм собрал больше 5 миллиардов в прокате, став рекордсменом не только в январе, но и за всю историю отечественного кино. Наш блогер Алена Громова по просьбе восьмилетней дочки тоже сходила на вольную экранизацию произведения Успенского, пожалела об этом и рассказала нам почему. Осторожно: спойлеры!

1. Агрессия

Почему-то этот фильм все называют добрым. Да, там создана вымышленная и как бы милая реальность, отсылающая к классической советской кинокартинке — неназванный курортный город, пряничные домики, песни Эдуарда Хиля. Но в этой милой реальности за Чебурашкой с первых секунд совершенно всерьез, с настоящей злобой, оружием, капканами охотятся сборщики апельсинов. Потом нам показывают хмурого садовника Гену, который, похоже, ненавидит людей. Дальше — его дочь, которая, в свою очередь, знать не хочет отца. Какую-то даму, напоминающую Шапокляк, тоже показывают: она ненавидит вообще всех, по инерции.

Чебурашка при этом, волею судеб оказавшийся у Гены в доме, видит в мрачном садовнике друга и начинает ластиться к нему, будто бездомный котенок. Казалось бы, вот он проблеск добра. Но нет! Гена сначала тоже гоняется за ним с острыми предметами, а потом жестоко вышвыривает на улицу. И делает это неоднократно. Не слишком ли много агрессии для зачина фильма, возрастная маркировка которого 6+?

2. Персонаж Гены

Хмурый старик и забавный зверек, живущие в частном доме с мастерской и живописной природой вокруг. Ничего не напоминает? Да это же Петсон и Финдус, герои истории шведского писателя и художника Свена Нурдквиста о том, как это здорово (хоть порой и непросто) — иметь дома малыша (пусть даже это обычный котенок).

Наш «Чебурашка» тоже мог бы стать такой историей. Фильмы с анимированным котом, созданные по текстам и иллюстрациям Свена Нурдквиста, наверняка вдохновляли его создателей. Вот только у чудаковатого, но безобидного, Петсона и нашего Гены мало общего. Вроде и тот, и другой — одинокие нелюдимые старики, которые оттаивают и очеловечиваются, когда заводят питомцев. Но создатели «Чебурашки» зачем-то решили рассказать нам историю Гены и пояснить, почему он стал таким.

Итак, жила-была семья: Гена, его жена и дочка лет 10. Жена увлекалась полетами на параплане и однажды разбилась в горах на глазах у мужа и ребенка — зрителям этот момент любезно, пусть и не в красках, показывают. Напоминаю: фильм всё ещё для аудитории 6+.

Что делает в этой ситуации отец? Может, помогает маленькой дочери пережить самое ужасное, что только может случиться с ребенком? Горюет, но понимает, что дочери еще хуже и еще страшнее и старается защитить ее, сделать всё, чтобы она была счастливой? То есть поступает так, как поступил бы самый обычный (не обязательно идеальный) родитель в такой ситуации? Нет! Он психует и отвозит дочь жить к мрачной тетке. А сам исчезает на многие годы, проливая, разумеется, скупую мужскую слезу под тревожную музыку. Теперь он состарился, раскаялся, пытается найти контакт с семьей, но время упущено, а дочь его знать не хочет.

Вернемся в реальность. Моя 8-летняя дочь пришла на казалось бы безобидный фильм по вроде бы знакомому безобидному мультику. А ей вдруг показывают, как сначала у ребенка умирает мать

И как потом отец осиротевшую девочку бросает, пока та кричит ему «Па-па-а-а», обливаясь слезами

«Что мне тебе после этого нужно будет объяснить?» — думала я, глядя на трясущийся подбородок своего ребенка. Что если с мамой что-то случается, папа может вот так запросто бросить? Что «ответственность» — это не про пап? Что папа — это синоним слабости?

Темы сиротства, потери, предательства встречаются в детских фильмах и мультиках — это нормально и не ново. Но важно, как авторы говорят об этом. Обычно герои (дети или подростки) в таких ситуациях все же справляются с трудностями, чаще всего им в этом помогает кто-то добрый и сильный. И маленькие зрители видят: да, детство бывает разным, но выход и надежда есть. Здесь же девочка потеряла обоих родителей, потом у нее было явно несчастливое детство в компании мрачной тетки, никакие добрые силы на помощь не пришли. И это при том, что ее отец имел все возможности этого не допустить. Но допустил — сделал такой осознанный выбор, ушел в туман жалеть себя. А теперь он в фильме как бы положительный персонаж. Как говорится в известном меме, «жалко этого добряка», да?

3. Отношения Гены и Чебурашки

В советском кукольном мультфильме 1972 года Гена и Чебурашка быстро становятся друзьями, отлично дополняют друг друга, все в их отношениях просто и понятно. А вот у нового Гены мотивация какая-то мутная. Сначала он несколько раз выкидывает неведому зверушку, совершенно ей не сочувствуя. Потом Чебурашка сталкивается с немым внуком Гены. Мальчик, увидев зверька, начинает говорить, а Гена таки обращает на Чебурашку внимание: ему как раз нужно наладить отношения с дочерью и внуком и зверь может оказаться в этом деле полезным. То есть симпатии к существу и потребности в дружбе он изначально вообще не испытывает, Чебурашка ему просто выгоден.

В итоге Гена Чебурашку вроде бы полюбил. Но тут по сюжету появляется Шапокляк и хочет зверька забрать. Что делает Гена? Пытается найти какой-то еще выход? Нет, он, как и много лет назад, берет за руку любимое создание и отводит его в дом к чужой тетке. И режиссёр, разумеется, проводит слезливую аналогию с брошенной дочерью, кричащей у ворот чужого дома. Весь зал рыдает, а я не могу понять, что автор хотел сказать детям? Смотрите, мол, дети, как взрослые умеют предавать и не умеют нести ответственность за тех, кто слабее. Но что, мол, с ними поделать. Такая вот она, взрослая жизнь.

4. Образ отца

Отцов в этом фильме у нас два. Первый — Гена, о нем мы уже поговорили. Такому человеку я, уж извините, в реальной жизни едва ли стала бы сочувствовать. И уж точно не называла бы его гарантом тех самых семейных ценностей, о которых сейчас так много говорят.

Но, может, второй папа — муж дочери Гены — не такой? Не такой, это точно. Этот добряк обладает словарным запасом Эллочки-людоедочки (даже сын, едва научившись говорить, называет его не «папа», а «этсамое») и какой-то неприятной трусливостью. Со всех серьезных тем он «сливается», постоянно прячется то за жену, то за Гену…

Я понимаю, что это фильм, в фильмах — образы. И вовсе не требую заселить всю киновселенную идеальными безгрешными людьми на розовых пони. Но почему же все так грубо и топорно? И почему образ просто нормального отца у вас так и не появился? Нет, нам не нужен супергерой и секс-символ. Вполне достаточно было бы пусть не идеального, но хотя бы взрослого человека — не подлого там, не трусливого, например. Женщина же у вас настоящая вполне получилась. А с мужчинами почему такая беда?

Кстати, к вопросу о женщинах. Интересно, что семейный бизнес в этом фильме тащат именно они. Мужчины — те все больше рефлексируют и блажат. Ну или так, на подхвате. А женщины сражаются в конкурентной борьбе. Очень по-нашему.

5. Сам Чебурашка (да и вообще)

Да простят меня поклонники и авторы новой версии этого персонажа, но кукла из советского мультика была более «одушевленной», трогательной и милой. А тут получился меховой лунтик с когтями и странной мимикой. И существовал он как-то отдельно от всего фильма, словно персонаж из дополненной реальности, который, после сканирования куаркода с шоколадки, появляется на экране твоего гаджета.

Я шла на этот фильм без негативного настроя, хотя и понимала, что на шедевр рассчитывать не стоит. Готова была к художественной условности, к неким гипертрофированным образам, к шуткам первого уровня. Но вышла из зала совершенно ошарашенная и с одной только мыслью: я хочу, чтобы моя дочь это развидела.

Дешевые манипуляции, «слезодавилка», странная мотивация персонажей, попытки выдать плохое за норму — все это лично для меня перевесило так называемые «позитив» и «доброту» этой ленты. Зачем все это было нужно? Чтобы малыши, которые пришли в кино (в зале было полно детсадовцев и младших школьников) сидели и рыдали? Вы уверены, что с детьми шести, семи, да даже десяти лет на важные и сложные темы смерти, предательства, слабости надо говорить именно так? И предлагать им такие образы и такие выводы?

И, кстати, а без этих тем фильм что, не получился бы? Расскажите это создателям «Петсона и Финдуса».


Своё мнение вы можете выражать не только в комментариях, но и в блогах «Мела» — поделитесь своим опытом, расскажите про школу, жизнь с ребенком, поступление в вузы или просто о том, что волнует вас в рамках образования и воспитания.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.