«Парни уходили в истерике». 3 истории о дополнительных испытаниях в вузах

3 812

«Парни уходили в истерике». 3 истории о дополнительных испытаниях в вузах

3 812

Очевидный плюс ЕГЭ — поступление в вуз без экзаменов. Ты просто приносишь результаты и надеешься, что пройдешь по баллам на нужный факультет. Но работает эта схема не всегда. Поступая на творческие специальности, выпускники по-прежнему проходят через дополнительные испытания. Наш блогер Александра Тарасова поговорила с тремя студентами и узнала о сложностях, подготовке и страхах перед ДВИ.

По данным Минобрнауки, за 2022 год абитуриенты подали около 6,3 млн заявлений в российские вузы. В топе предпочитаемых специальностей — IT, экономика, менеджмент, юриспруденция. На них выделяется больше бюджетных мест, и у поступающих нет необходимости сдавать дополнительные экзамены.

Другие же выпускники — как правило те, кто решил связать свою жизнь с творчеством — проходят вступительные испытания. Творческий конкурс вызывает множество вопросов: как будет проходить, ходить ли на подготовительные курсы, сложно ли вообще и как сильно влияет на поступление? О своем опыте рассказали 3 девушки — они сдавали ДВИ совсем недавно.

Аполлинария Белоусова

Академия индустрии красоты ЛОКОН, визажист-стилист, 2-й курс:

Я начала ходить в художественную школу за два года до поступления. Думала, на экзамене буду писать портрет с натуры. К такой работе нельзя готовиться по теоретическим материалам, только постоянная практика. Скажу честно — я ненавидела своего преподавателя по живописи и графике: выходные проходили за работой в мастерской, отвлекаться толком было нельзя, я даже иногда забывала поесть. Это были самые ужасные два года в моей жизни.

Сам творческий конкурс выглядел так: 15 человек в одном кабинете пытаются написать картину на свободную тему. Как выяснилось позже, из них только двое или трое умели рисовать академически. Причём при подаче заявлений нам обещали, что научат живописи, но уже на вступительных судили как мастеровитых художников. Самое проблематичное — жюри оценивало не техническую сторону работы, а смысловую.

Напряжение было невероятным. Парни уходили в истерике, другие ребята стояли и нервно курили у колледжа. Я пару раз чуть не упала в обморок. Преподаватели никак не поддерживали.

Единственное, что мы слышали: «Не нарисуешь на 5 — не поступишь»

В итоге — нежелание рисовать и постоянная апатия. Сейчас я снова рисую, но только потому что у нас начался курс живописи и анатомии. Делаю это через силу, хотя вообще-то обещала себе, что больше не возьму в руки бумагу и карандаш. Но всё это опыт. Я поняла, что нельзя творить через насилие. Если есть возможность, надо искать адекватного преподавателя. Кроме того, у абитуриента есть несколько попыток поступить, не надо про это забывать. Да, на следующий год, но, возможно, этот год поможет сохранить вам нервы и желание заниматься творчеством.

Надежда Попова

РХГА им. Ф. М. Достоевского, искусствовед, 1-й курс:

У нас был конкурс портфолио. Требования самые стандартные: живопись, рисунок и композиция. Я готовилась онлайн с преподавателем около полугода. Материалы найти достаточно легко: много как платных, так и бесплатных курсов, уроков и пособий для художников.

Экзамен проходил онлайн, и мне это понравилось. Правда, от волнения не избавило. Близкие, конечно, советовали не переживать, говорили, что я сделала все возможное. Но подобные советы обычно не помогают: многое зависит от решения проверяющих, а оно может быть абсолютно непредсказуемым.

Большая проблема творческих конкурсов, с которыми я сталкивалась, — несоответствие заданий уровню знаний выпускников школы. Например, в одном из вузов были такие требования, будто я уже отучилась на желаемую специальность и пишу дипломную работу. Да и задания могут выложить примерно за две недели до экзамена. Как вот успеть подготовиться? Тем более, в школе таких знаний не дают.

Я считаю, вступительные экзамены — это лотерея. Даже если абитуриент выложится на 100%, никто не гарантирует, что его работу оценят справедливо. На творческие специальности большой конкурс и мало бюджетных мест (да и платных немного). А еще есть льготники и олимпиадники, которые претендуют на половину из них.

Люди тратят своё время, силы и здоровье, чтобы поступить в вуз мечты. В итоге приходят они туда опустошенными и нервными. Некоторые разочаровываются в выбранном направлении. Конечно, есть хорошие университеты с профессиональными преподавателями, но и они не смогу вернуть нервы, потраченные за весь период подготовки к ЕГЭ и творческому конкурсу. Нужно беречь себя и стараться поддерживать огонь внутри, иначе вся работа будет бессмысленна.

Алиса Федоренко

СПбГУ, журналист, 1-й курс:

Творческий конкурс у меня проходил онлайн в два этапа: эссе и собеседование. На собеседовании надо было обсуждать что-то из школьного курса по обществознанию, но не только. Мы должны были ориентироваться в мире медиа и СМИ. Готовиться к такому экзамену сложно — в интернете практически нет доступной профильной информации о медиа, поэтому я ходила на курсы от вуза. Это помогло — я набрала 96 баллов из 100.

Думаю, задания экзамена должны быть направлены на креативность, индивидуальность и оригинальность, а не на чёткое знание определенной области. Но в целом творческое испытание показывает реальный уровень знаний и способностей человека. Если ты умеешь интересно писать и формулировать мысли, то эссе не будет проблемой.

Я очень переживала перед экзаменом. От конкурса напрямую зависело поступление: ЕГЭ я сдала не очень хорошо, надо было добирать баллы. Семья и друзья поддерживали, верили в меня.

После всех экзаменов силы заниматься творчеством не иссякли. Оно спасает от тревоги, успокаивает и наполняет меня. Я отучилась первый семестр и, оглядываясь назад, понимаю: я стала сильнее, другие ребята — тоже. Наши старания окупаются.

Фото: Valeri Vatel / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.