«Русская литература тосклива только для недалёких людей»
манифест
«Русская литература тосклива только для недалёких людей»
Андрей Бильжо — о том, как не бояться классики и растить психически здоровых детей
3 484
6
Андрей Бильжо / Фото: Агентство городских новостей «Москва» / mskagency.ru
«Русская литература тосклива только для недалёких людей»
Андрей Бильжо — о том, как не бояться классики и растить психически здоровых детей
3 484
6
«Русская литература тосклива только для недалёких людей»
Андрей Бильжо — о том, как не бояться классики и растить психически здоровых детей
3 484
6

XIX век русской литературы в школьной программе преподаётся практически без изменений уже многие десятилетия. Но всегда находятся люди, которым кажется, что его нужно кардинально реформировать. Ведь многие классики слишком трудны для восприятия, ну и вообще — слишком мрачные. Художник и психиатр Андрей Бильжо убеждён, что если что-то и нужно менять, то самих учителей литературы. Бильжо рассказал корреспонденту «Мела» Софье Давыдовой, как заинтересовать детей классикой, сохранить их психическое здоровье и воспитать гармоничными личностями.

Об уроках литературы в школе

Говорят, что Достоевский слишком тосклив, как и вообще русская классическая литература. Так говорят недалёкие люди. Важно, как преподавать Достоевского и как разбирать его произведения. Мне с учителем литературы очень повезло — у нас была студентка старших курсов педагогического института Екатерина Алексеевна. Мы читали и Ахматову, и Цветаеву, и читали совсем другого Маяковского — не патриотического Маяковского, а «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах» и так далее. Она нам давала литературу из внешкольной программы. Через неё мы и узнали гораздо больше, и полюбили поэзию, полюбили Серебряный век, о котором в учебниках литературы не было сказано ни слова. А у моего сына наоборот — учительница от него узнала, что есть такой писатель Кафка и кто такой Хармс. И таких «педагогов» очень много.

В целом русская классическая литература печальна, безусловно. Но смотря какую её часть мы возьмём

Можно найти печального Чехова, а можно найти весёлого, можно найти печального Гоголя, а можно найти весёлого. Почти весь Гоголь — безумно остроумный и тонкий писатель. Если в течение года преподавать исключительно Достоевского и его философские идеи, то, наверное, можно сойти с ума и возненавидеть Достоевского. Все зависит от меры.

Я бы убрал из школьной программы по литературе весь пафос, показывал писателей как живых людей, склонных к страданиям, изменам, любвям, возлияниям и так далее

Тогда через жизнь писателя можно полюбить и его литературу. Например, у Крылова была потрясающе интересная жизнь, гораздо интереснее, чем его басни, которые в основном — перевод Лафонтена. И лучше рассказывать школьникам про него самого, чем читать басни весь урок.

Об экранизациях произведений из школьной программы

Советский кинематограф успел за довольно короткий период экранизировать почти все произведения русской классической литературы, за что ему большое спасибо. Почти все рассказы Чехова, почти весь Достоевский, почти весь Толстой. Причём это классные режиссёры и великолепные актёры.

Можно придираться, но как через желудок мужчины лежит путь к его сердцу, так через кино можно проникнуть к сердцу ученика

Так можно полюбить русскую классическую литературу. Тем более экранизации существуют не только советские — американские, французские — от Вуди Аллена до Би-би-си. Я думаю, что таким образом можно преподавать и литературу, и кинематограф, и вообще много всего.

Как сохранить психическое здоровье школьников

Ребёнок будет психически здоров, если его учат здоровые люди. Важно помнить, что школа — это не просто пятиэтажное или трёхэтажное здание. Это прежде всего личности. Если в школе работают такие личности, как, например, директор Класс-Центра Казарновский — это хорошая школа. А если в школе отвратительные учителя, несимпатичные люди, которые заботятся только о реализации «линии партии и правительства», то дети будут воспринимать школу как на наказание.

Сергей Казарновский — о том, чем должна быть школа для ребёнка

Я был в одной школе, где учился мой внук (сейчас он, слава богу, учится в другой). Это была страшноватая школа с какими-то странными стенгазетами и псевдопатриотическими плакатами. На девятое мая под песню «А нам нужна всего одна победа…» Булата Окуджавы почему-то маршировали девушки в коротких платьях и в головных уборах драгунского полка. Из той школы внука забрали и перевели его в другую, куда он ходит с удовольствием и где ему интересно учиться.

О самом важном в воспитании

Сложно гармонично воспитывать ребёнка в обществе, где не может быть никакого базового доверия к миру. Где идут войны, террор и убийства. Не может быть базового доверия к обществу, потому что общество разрозненно, и в нём живут ублюдки, идиоты, хорошие люди, отвратительные.

Я думаю, если родитель будет относиться к ребёнку с младенческого возраста сразу как к личности, если будет взращивать в нём чувство свободы и чувство некой внутренней раскрепощённости, то есть шанс, что он будет формироваться в правильном направлении.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Литература в школе: 10 вещей, которые бесят

6 детских писателей, которые не любили детей

Юрий Сапрыкин: Что происходит, когда дети становятся религией

Комментарии
(6)
Отправить
Мои мысли.
Показать полностью
Отправить
Ну то есть ни о чем сказал Бильжо. Смотрите фильмы и рассказывайте про писателей, потому что "в целом русская классическая литература печальна, безусловно".
Показать полностью
Отправить
Ах, если бы можно было так просто. Федеральная программа не даст проходить те "другие" произведения. Так что хочешь - не хочешь, а "линию партии" проводить придется.
Показать полностью
Отправить
Не любит русскую классику — недалекий. По-моему, недалекие — это ты, кто вешают ярлыки. Мне, например, не нравится т.н. русская классика. Я действительно считаю ее унылой. В то же время я обожаю весь 20-ый век русской литературы. Получается, Я полунедалекий?
Показать полностью
Отправить
С Андреем Бильжо согласен полностью. Лишь хочу добавить, что при преподавании литературы хорошо бы говорить о неоднозначности и разнообразии оценок ее героев. Различная трактовка в кино и в театре - это я рассказываю своим внукам. А в своем блоге я написал, почему это важно для их будущих профессий, в целом для жизни.
Показать полностью
Отправить
Тривиальности наговорил. А после его выходки с З.Космедемьянской о нём вообще можно забыть.
Показать полностью
Отправить
Показать все комментарии
Больше статей