Насекомые и супружеская измена: как российский режиссёр придумал кукольную анимацию
Жанр мелодрамы был и будет актуален во все времена, и кукольная анимация не исключение. А когда в основе сюжета лежит супружеская измена и главные герои (внимание!) — жуки, кузнечик и стрекоза, — это особенно интересно. Именно с этого мультфильма Владислав Старевич начал снимать игровые постановки.
«Месть кинематографического оператора» (Россия, 1912)
Когда Маккей ещё только анонсировал свой мультфильм о древних монстрах, Владислав Старевич уже вовсю делал анимационные короткометражки с законченным сюжетом. Тем не менее его главным достижением считается создание кукольной анимации.
«Месть кинематографического оператора», которую называют первым кукольным мультфильмом, затрагивала совсем не детские темы — супружескую измену. В те времена мультфильмы не были развлечением только для детей, и сам по себе сюжет никого не удивил. Но детализация, реалистичные муляжи, крохотные декорации и кропотливая работа Старевича впечатляла даже самую искушённую публику.
От образовательных лент к мини-комедиям с насекомыми в главных ролях Старевич перешёл благодаря случаю. Он планировал снять новый документальный фильм о жуках-оленях, но студийное освещение делало его героев пассивными. Режиссёр вышел из ситуации с помощью муляжей и покадровой анимации. Тогда Старевич понял, что может создавать и игровые постановки. Его комические мультфильмы о насекомых пользовались огромным успехом во всем мире. А журналисты гадали, каким образом русскому режиссёру удалось так выдрессировать обыкновенных жуков.
Уолт Дисней признавал, что Старевич «обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». Поспорить с этим сложно: спустя много лет кукольная анимация стала популярной и подарила нам «Крокодила Гену», «38 попугаев», «Кошмар перед Рождеством» и «Бесподобного мистера Фокса».
У «Мела» есть отдельный телеграм-канал и группы в фейсбуке и во «ВКонтакте», в которых мы рассказываем о самых интересных мультфильмах. Подписывайтесь!