8 нестыдных российских комедий, которые можно смотреть всей семьёй
10.11.2017
Чтобы пересмотреть все классные советские комедии, понадобится, наверное, неделя. А вот с современными картинами немного беда. Шаг влево — разросшиеся до неприличия «Ёлки». Шаг вправо — сдувшиеся ещё раньше «Мамы» или вообще какой-нибудь «Карлосон». Без паники! Максим Гареев нашёл русские фильмы, которые можно смотреть всей семьёй и не краснеть (ну или почти).
1. «Орёл и решка» (Георгий Данелия, 1995)
Многие всеми любимые классики советского кино в эпоху смутного времени или не снимали вообще, или снимали что-то невнятное и даже дурацкое. Данелия умудрился ничем не испортить свою фильмографию и при этом не изменить своему фирменному стилю. Включишь «Орёл и решка» — сразу поймёшь, кто его снял. Это типичный фильм Георгия Данелия — остроумный, трогательный и непошлый. Да, с поправкой на эпоху, да, это далеко не «Мимино», но кино получилось хорошим. С хорошим сценарием, актёрами (от дебютанта Кирилла Пирогова до аксакала Ивана Рыжова) и честным изображением России середины 90-х. Детям-подросткам запросто можно показывать это кино с небольшим историческим экскурсом — до них дойдёт, не сомневайтесь. Уму непостижимо, как Данелия в условиях тотальной разрухи и безденежья, когда съёмки останавливались не раз, сумел не посрамить себя и не разочаровать зрителей.
2. «Сирота казанская» (Владимир Машков, 1997)
Ещё одно кино из 90-х, но уже почти без налёта эпохи. Это простая, камерная, но искренняя и добрая новогодняя сказка. У знаменитых актёров частенько не получаются их режиссёрские дебюты, а у Владимира Машкова получилось сделать вполне себе не стыдное и лёгкое кино для всей семьи с замечательными актёрами. Согласен, ничего особенного нет в истории о том, как сельская учительница под Новый год обретает сразу трёх отцов, но есть сразу два доказательства народной любви к этому фильму. Первое — рейтинг на «КиноПоиске». Второе — а вы просто ближе к новогодним каникулам полистайте каналы на телевизоре, как в старое доброе время. Если хоть раз вам на глаза не попадётся «Сирота казанская» — можете считать меня обманщиком.
3. «Бедная Саша» (Тигран Кеосаян, 1997)
Семейную криминальную комедию не заказывали? Перед вами ещё один завсегдатай пред- и постновогоднего телеэфира. Этот фильм легко можно обвинить в заезженности, в далеко не идеальном сценарии, в злоупотреблении криминальной темой (особенно актуальной на момент выхода). Не буду спорить, что из уст звёзд, а порой даже и легенд отечественного кино, которые там снимаются, специфический жаргон звучит как-то натужно и фальшиво — собственно, не одна «Бедная Саша» такая в нашем кино. Но это не раздражает. И вообще, недостатки перечислять можно долго и нудно, но фильм-то хороший получился. Борис Сичкин aka Буба Касторский зажёг в самый последний раз, как мог жечь только он. Да и кроме него здесь в кого не ткни, то в звезду попадёшь. Так что удовольствие гарантировано. А благодаря той-самой-песне от ЧиЖа в финале картины — ещё и хорошее послевкусие.
4. «Президент и его внучка» (Тигран Кеосаян, 1999)
И вновь сын создателя культовой трилогии о «Неуловимых» с новогодним кино из 90-х. Только уже не про ограбление, а про разлученных в детстве близняшек. Одна из них стала внучкой президента России в исполнении Олега Табакова, а вторая воспитывалась матерью-одиночкой. Разумеется, они поменяются местами. Разумеется, все в конце будут счастливы. Можете меня бить за спойлер, но в новогоднем фильме без этого никак. Да и не мешало бы ещё раз посмотреть год выпуска, вспомнить, как жила большая часть страны в то время и что творилось вокруг. Такое кино из 90-х, да ещё и симпатичное, нельзя забывать. Так что сдуваем пыль и пересматриваем.
5. «Каникулы строгого режима» (Игорь Зайцев, 2009)
Шагнем аж на десять лет вперёд и получим… ещё одну криминальную комедию, которая благополучно притворяется типичным блокбастером Первого канала. Вот смотришь, и кажется, что всё вокруг тебя раздражает. Загибаем пальцы. Типичноблокбастерные фишки (раз!), сценарий (два!), Сергей Безруков и Алёна Бабенко временами конкретно фальшивят (три!). По мне так уже достаточно, чтобы объявить кино плохим. Но вот незадача — частенько прямо или косвенно его пересматриваю. Фильм снят по роману Андрея Кивинова, который принимал участие и в написании сценария, а это всегда означает, что картина получится как минимум обаятельной. Если к этому добавить классных и очень живых Дмитрия Дюжева и Людмилу Полякову, то получим лучшую российскую семейную комедию нулевых. С огрехами, порой даже серьёзными, но лучшую.
6. «Пять невест» (Карен Оганесян, 2011)
Снимать комедию о Великой Отечественной — все равно что по лезвию ножа прогуляться. Тут недожал, там сфальшивил, здесь махнул рукой — и можно даже вылететь из кино. Настолько деликатная тема. Действительно неплохому армянскому режиссёру Карену Оганесяну удалось почти невозможное. «Пять невест» — это на редкость приличная, добрая и тёплая ретрокомедия, которую легко можно смотреть всей семьёй, даже со всеми бабушками и дедушками. И актёры все на своих местах, и музыка классная, и Лиза Боярская даже не раздражает ни разу, и у Валерия Золотухина здесь очень смешное камео. В общем, не проходите мимо.
7. «Призрак» (Александр Войтинский, 2015)
Правильно снимать детей и подростков у нас разучились примерно с развалом советского кино. За редкими исключениями. Потенциал рыжего дьяволёнка по имени Саша Лойе так и не выбрался за пределы «Ералаша». Мише Филипчуку достался лишь один звёздный час в виде фильма «Вор». А вот два года назад Александр Войтинский лихо запустил карьеру Семёна Трескунова своей фантастической комедией «Призрак». В этой местами даже неудобоваримой русской версии фильма «Привидение» с Патриком Суэйзи именно этот нескладный парнишка стал главной движущей силой. Убери его — и всё разлетится как карточный домик в один миг. При этом «Призрак» стал одной из самых успешных российских картин последних лет. Заслуженно или нет, решать точно не нам, а вот игру Трескунова хотя бы раз, да должны увидеть. Это того стоит.
8. «Хороший мальчик» (Оксана Карас, 2016)
А это пока что лучшая роль всё того же Трескунова. Победитель прошлогоднего «Кинотавра», местами нескладный и несуразный, но снятый искренне и душевно оммаж школьным фильмам 80-х, буквально покорил зрителей и критиков. Вот именно таких, слегка безумных и провокационных подростковых фильмов нам не хватало уже много-много лет, чуть ли не со времён культового «Курьера». И очень здорово, что работа Оксаны Карас хотя бы попыталась занять эту нишу, в сторону которой никто давно уже не смотрел. «Хороший мальчик» — это действительно нестыдное кино для родителей и их детей-подростков. Попадание в самую точку.