Она предвосхитила понятие «личный бренд» и проложила дорогу Джоан Роулинг, публикуя книги длинными сериями. Энид Блайтон занимает четвёртое место в рейтинге самых переводимых писателей и по-прежнему остаётся любимым автором детей и взрослых, а её книги издаются миллионными тиражами. Вместе с «Азбукой-Аттикус» рассказываем непростую биографию Блайтон.
Любимица отца или помощница по хозяйству?
11 августа 1897 года в лондонском доме номер 354 по Лордшип-Лейн, в двухкомнатной квартирке над магазином в Ист-Далидже появилась на свет Энид Блайтон. Впоследствии в семье Блайтон родилось ещё двое сыновей, но именно старшая дочь навсегда останется любимым ребёнком Томаса, отца семейства.
В молодости Томас работал продавцом столовых приборов, потом основал собственный бизнес, позволивший отдать троих детей в частную школу. Несмотря на прикладную профессию, он живо интересовался садоводством, театром, искусством, музыкой и литературой. Жажду знаний Томас разделил с Энид. В автобиографии «История моей жизни» она пишет: «…мой отец любил сельскую местность, любил цветы, птиц и диких зверей и знал о них больше, чем кто-либо из моих знакомых. Более того, он охотно брал меня с собой в экспедиции и делился своей любовью к знаниям!»
Насколько тёплыми у Энид были отношения с отцом, настолько холодно к ней относилась мать. Жизнь Терезы Мэри вращалась вокруг забот по дому. Она не разделяла интересов мужа и не понимала, почему Томас поощряет любовь дочери к чтению и прогулкам. В Энид она видела лишь девочку и настаивала, чтобы та перестала тратить время на глупости и помогала ей по хозяйству.
Самое счастливое время в жизни и окончательный разрыв с семьёй
Первые шаги в писательстве Энид сделала ещё в школе Святого Кристофера для девочек в Бекенхеме. Вместе с подругами Мирабель Дэвис и Мэри Аттенборо она создала журнал под названием Dab (по первым буквам фамилий участниц), для которого писала короткие рассказы. Энид считалась активной ученицей: организовывала школьные концерты, была чемпионкой по теннису и капитаном команды по лакроссу, блистала в искусстве и естествознании, а в последние два года её назначили старостой школы. У неё был талант к музыке, и родители думали, что она пойдёт по стопам тёти Мэй, сестры отца.
Но чем старше становилась Энид, тем чаще она предпочитала игре на фортепиано сочинение историй. В 1916 году она отказалась от места в музыкальной школе Гилдхолл и поступила в Ипсвичскую среднюю школу, чтобы стать учительницей.
Она знала, что хочет писать для детей, и профессия преподавателя позволила ей сблизиться с ними и изучить их интересы
Впоследствии она не только преподавала в подготовительной школе для мальчиков, но и на четыре года стала гувернанткой четырёх братьев Томпсон. Позже Энид призналась, что это было самое счастливое время в её жизни. А потом наступил 1920 год.
К этому моменту отношения Энид с матерью резко ухудшились. Будущая писательница навсегда вычеркнула её из жизни, перестав даже приезжать домой на каникулы. В будущем Энид поступала так с любым человеком, который переставал ей нравиться или не соответствовал её «идеальному» миру. Так произошло и с её первым мужем. Она предложила ему тихий развод с возможностью видеться с детьми, а позже просто удалила его из своей жизни навсегда.
С отцом у Энид тоже стало сложнее. Они периодически виделись, но между ними уже не было той близости, которая отчасти сформировала её писательскую судьбу. В 1910 году, когда ей было 12, Томас навсегда ушёл из семьи. В то время распад брака был скандалом, и Тереза заставила детей говорить, что отец уехал в командировку. Это событие сильно повлияло на жизнь Энид. Любимая дочь почувствовала себя ненужной. Ложь и притворство, в которых семья жила долгие годы, породило в Энид склонность скрывать всё неприятное и надевать маску. В 1951 году она вплела этот травмирующий опыт в роман «Шесть плохих мальчишек». Когда в 1920 году Томас скончался, Энид не поехала на его похороны.
Поиски своего пути: первые публикации и знакомство с Поллоком
Энид упорно продолжала писать и не сдавалась, раз за разом получая отказы. Наконец её рассказы и статьи начали публиковать в периодических изданиях, в том числе в «Мире учителя». В 1922 году вышла её первая книга «Детский шёпот» — тонкий томик стихов. Через год она опубликовала уже более 120 произведений.
Решающим в писательской карьере Энид Блайтон стало знакомство с первым мужем Хью Александром Поллоком, они поженились в 1924 году. Хью работал редактором книжного отдела в издательстве и взял на себя продвижение сочинений. Он научил жену пользоваться печатной машинкой, благодаря чему она развила невероятную скорость — на пике своих способностей Энид выстукивала около 10 000 печатных слов в день.
В одном из писем к своему психологу Питеру Маккелару Энид призналась, что всего за пять дней написала книгу «Река приключений», состоящую из 60 000 слов. Поллок научил Энид правильно презентовать себя как писателя и рассказал о деловой стороне работы: как составлять контракты и договариваться о выгодных гонорарах.
В начале пути Энид Блайтон пыталась нащупать собственный литературный стиль, характер, отчасти подражая уже состоявшимся авторам. Она придумала истории про двух кроликов, напоминающие рассказы другой британской детской писательницы и художницы — Беатрис Поттер. Но вскоре нашла свой голос, сделавший её одной из самых переводимых писателей в мире. По данным указателя переводов ЮНЕСКО, Блайтон — четвёртый по популярности автор переводной литературы.
Основы маркетинга — предвосхитить успех Джоан Роулинг
В 1926 году Блайтон основала собственный журнал Sunny Stories («Солнечные истории»). Он просуществовал 26 лет, пока писательница не отказалась от него в пользу журнала, названного её именем. Оба издания помогли ей сформировать преданную читательскую аудиторию и сделать своё имя брендом. Она публиковала рассказы, новостные передовицы, даже создала несколько клубов по интересам, куда могли вступить дети: «Занятые пчёлы» (помогали животным), «Клуб Великолепной пятёрки» (собирали деньги для детских домов), общество «Солнечный луч» (оказывали помощь слепым детям) и «Клуб журнала» (собирали деньги для детей, страдающих церебральным параличом).
Когда журнал «Энид Блайтон» закрылся, четыре сообщества насчитывали около 500 000 человек. За шесть лет они собрали около 35 000 фунтов стерлингов — огромная сумма в то время.
Настоящий успех пришёл к Блайтон в 1938 году, когда вышла первая повесть «The Secret Island» («Секретный остров»): четверо детей убежали из дома на остров, чтобы спрятаться от взрослых и вести самостоятельную жизнь. Возраст героев не назывался, поэтому любой маленький читатель мог примерить историю на себя. Эти приключения так понравились детям, что на публикацию книг не повлияла даже война, заморозившая почти всю издательскую деятельность Великобритании.
В 1942 году вышла одна из самых известных книги Энид Блайтон «На острове сокровищ» — первая в серии «Знаменитая пятёрка». Два брата, Джулиан и Дик, и сестра Энн поехали на летние каникулы к своему дяде Квентину в Киррин-коттедж. Там они познакомились с кузиной Джорджиной, которая хочет быть мальчиком и требует называть себя Джордж. Вскоре четверо детей вместе с собакой отправились на поиски сокровищ.
Словами своих героев Блайтон просто и забавно говорила о всевозможных детских проблемах: отношениях между мальчиками и девочками, родителями и детьми, недоверии к взрослым и так далее. Популярность была огромной, а имена персонажей стали в Великобритании нарицательными.
Маленьким читателям ужасно нравились истории про расследования, тайны, приключения и настоящую дружбу. И Блайтон продолжала их рассказывать уже в других сериях — «Секретная семёрка» и «Пять юных сыщиков».
Энид Блайтон оказалась той, кто проложил дорогу для популярности Джоан Роулинг и её «Гарри Поттера», где тоже есть детективный сюжет.
Кроме детективов, она написала волшебные повести: о чудо-дереве, о феях и троллях, о деревянном человечке Нодди, напоминающем Пиноккио. Существуют два популярных несказочных цикла о школах-интернатах: «Malory Towers» («Мэлори Тауэрс») и «St. Claire’s» («Сен-Клер»).
Успешная писательница, но не самая лучшая мать
В 1931 году у Энид Блайтон родилась старшая дочь Джиллиан, а в 1935-м — младшая Имоджен. Она продолжала много писать и в воспитании детей полагалась на прислугу. Актриса Хелена Бонем Картер, которая сыграла Блайтон в фильме, характеризовала писательницу так: «Она была невероятно современной. Она была полным трудоголиком и зависела от достижений, словно наркоман». За свою жизнь Энид Блайтон выпустила до 800 произведений, которые и сегодня переиздаются миллионными тиражами ежегодно.
Энид Блайтон была, безусловно, успешным автором, но не самой лучшей мамой. В противовес добрым, ласковым и заботливым матерям из её книг, она не была идеалом для своих детей. После её смерти Имоджен написала довольно язвительную автобиографию, где называла мать высокомерной и злобной, словно подросток, своеобразной женской версией Питера Пэна.
Почему книги Блайтон популярны и актуальны до сих пор
Энид Блайтон часто подвергалась нападкам критиков. Библиотекари, учителя, журналисты и родители обвиняли её произведения в посредственности.
Многие из её книг были признаны непригодными для чтения детьми и изъяты из учебных планов и публичных библиотек
С 30-х по 50-е годы Би-би-си фактически запретила ставить аудиоспектакли по книгам Блайтон на радио, назвав её работы лишенными литературных достоинств. Но Энид Блайтон не интересовали взгляды кого-либо старше 12 лет. Она утверждала, что половина нападок — это ревность, а остальные исходят от «глупых людей, которые не знают, о чём они говорят, потому что никогда не читали ни одной из моих книг».
В 2008 году по заказу оргкомитета литературной премии Costa Book Awards компания One Poll опросила более двух тысяч британцев, чтобы узнать, кто же их любимый писатель. Первое место заняла Энид Блайтон. В десятку вошли Роальд Даль, Джоан Роулинг — второе и третье место, и далее по убыванию Джейн Остин, Уильям Шекспир, Чарльз Диккенс, Джон Р. Р. Толкин, Агата Кристи, Стивен Кинг и Беатрис Поттер.
Легко объяснить, почему её книги стали популярными и остаются такими до сих пор. Психолог Майкл Вудс считал, что писательница отличалась от многих других авторов, пишущих для детей. Он предположил, что Блайтон «была ребёнком, она думала как ребёнок и писала как ребёнок… У Энид Блайтон нет моральных дилемм…». Но, помимо психологических, существуют и другие причины.
Блайтон сформировала преданную и заинтересованную аудиторию благодаря журналам «Солнечные истории» и «Энид Блайтон», как это происходит сейчас на страничках писателей-блогеров. Такое общение с читателями помогло ей лучше понять их интересы и потребности и, конечно, анонсировать выход новых книг.
Блайтон создавала большие серии книг. Дети могли расти вместе с героями и с их помощью решать присущие разному возрасту проблемы
При этом персонажи Блайтон живут в мире, где сразу понятно, что такое хорошо, а что — плохо. В её книгах нет многослойности, а прямолинейный, без излишеств сюжет действует успокаивающе и помогает детям спрятаться от хаотичного реального мира в логичной и понятной им истории.
В XXI веке игра на улице с реальными друзьями постепенно теряет свою актуальность. Книги Блайтон — прекрасное напоминание о свободе, о приключениях, когда игры на свежем воздухе или прогулки с собакой становятся захватывающими, если использовать своё воображение, желательно придумав какую-нибудь детективную загадку, чтобы было ещё интереснее.
Благодаря чувству ностальгии книги Блайтон популярны среди взрослых, а современным детям они дают самое важное — умение играть и фантазировать.
Лучшие и самые популярные книги Энид Блайтон — в том числе серии «Знаменитая пятёрка», Счастливая семёрка» и «Пять юных сыщиков» — можно найти на сайте издательства «Азбука-Аттикус».