Читая детям такие привычные народные сказки, мало кто задумывается, что изначально у них мог быть совсем иной смысл. «Мел» и проект Google «От мала до велика» рассказывают, какое продолжение было у «Курочки Рябы», зачем Маша ходила к медведю и почему история про Колобка — одна из самых архаичных.
1. «Курочка Ряба»
Сюжет. Курочка Ряба сносит золотое яичко. Дед и баба пытаются его разбить, однако преуспевает в этом нелегком деле лишь пробегающая мимо мышка.
О чём была изначально. Дед и баба, безуспешно пытающиеся разбить золотое яичко, очень расстраиваются, когда это удаётся сделать махнувшей хвостиком мышке. В полной версии сказки, построенной в виде цепочки эпизодов, главные события случаются уже после того, как яичко разбивается. К плачущим деду и бабе присоединяются другие жители деревни, которые начинают громко вопить и совершают необъяснимые поступки (рвут книги, звонят в колокола). Повествование заканчивается пожаром, в котором гибнет церковь или вся деревня. Таким образом, разбитое золотое яичко и сетования стариков становятся лишь началом последующей катастрофы.
Чему учит. Даже самое незначительное действие приводит к серьёзным последствиям, а с хрупкими предметами нужно быть поаккуратнее.
2. «Волк и семеро козлят»
Сюжет. Мама-коза уходит в лес и велит козлятам никого не впускать в дом. Они послушно сидят дома, и хитрому волку приходится идти на обман, чтобы утолить свой ненасытный голод. Остросюжетная история с счастливым концом.
О чём была изначально. Не совсем обычная сказка о животных, которая по своей структуре напоминает волшебную сказку: в ней есть ряд непременных условий для развития событий (уход из дома матери-козы; нарушение запрета козлятами; последующая беда; наказание волка; счастливый финал). В основе сказки — повторение ситуации встречи козлят с волком, который выманивает их из дома с помощью изменённого голоса. Съеденных козлят спасает мать-коза. Их пребывание во чреве у волка приравнивается к испытанию, после которого они вправе перейти в следующую возрастную категорию.
Чему учит. Детям, оставшимся дома без взрослых, нельзя открывать дверь незнакомым людям. Не следует даже разговаривать с ними или сообщать, что взрослых нет дома.
3. «Василиса Прекрасная»
Сюжет. Сказка описывает взаимоотношения мачехи и падчерицы. Мачеха ссылает рукодельницу Василису к Бабе-Яге, однако девушка не унывает и (не без помощи волшебства) преодолевает все невзгоды.
О чём была изначально. Девушка, оказавшись у Бабы-Яги, проходит ряд испытаний. Она делает добро и приобретает чудесных помощников. Пребывание у Бабы-Яги готовит девушку к возможному переходу в следующую возрастную группу и способствует развитию необходимых человеческих качеств (умения общаться, выполнять задания по дому, уважительно относиться к испытателю). Терпение и скромность падчерицы противопоставляются злобе мачехи. Это близко христианской традиции, поэтому подобные сказки получили широкое распространение.
Чему учит. Оказавшись один на один с трудностями, нужно попытаться выйти из сложной ситуации. Уважение творит чудеса.
4. «Гуси-лебеди»
Сюжет. Гуляя с подругами, девочка напрочь забывает о просьбе присмотреть за своим младшим братом. Мальчика уносят злые гуси-лебеди, и сестра отправляется на его спасение.
О чём была изначально. Это женская сказка, в основе которой лежат испытания девушки. Она строится в соответствии с древнейшей композиционной схемой пути-дороги. Преодоление девушкой испытаний, её путешествие в иной мир расценивается — снова — как необходимое условие перехода из одной возрастной категории в другую. Ей удаётся справиться с трудной задачей, оказывая необходимую помощь и выполняя различные добрые дела.
Чему учит. За свои поступки нужно нести ответственность, а если всё-таки ошибся, то постарайся всё исправить.
5. «Теремок»
Сюжет. В небольшой заброшенный теремок друг за другом въезжают разные лесные жители — чтобы влезли все, обитателям приходится неслабо потесниться. Очерк о трудностях сожительства и важности взаимовыручки.
О чём была изначально. Сказка относится к числу кумулятивных (цепных), она строится на последовательном появлении животных, желающих поселиться в тереме мухи. Цепевидная структура — очень древняя. Звери появляются в порядке нарастающей величины (от меньшего к большему), каждый из них обычно характеризуется каким-нибудь зарифмованным определением, чтобы привлечь внимание к художественной стороне сказки. Последним приходит медведь, который разрушает маленький домик, просто сев на него. В этой сказке накапливание однотипных эпизодов приводит к катастрофе.
Чему учит. Если постоянно совершать одну и ту же ошибку, то в итоге даже добрые намерения могут привести к плачевным результатам.
6. «Лиса и Волк»
Сюжет. Ради собственного блага хитрая Лиса использует недальновидного деда-рыбака и простодушного Волка — те ведутся на обман и попадают впросак, а рыжая сестричка пытается уйти безнаказанной. Популярный сказочный сюжет без единого положительного героя.
О чём была изначально. Сказка отличается комическим характером. Появление лисы-плутовки связано с происхождением животного эпоса, в основу которого легли мифы о трикстерах. Животные здесь не теряют своего облика, но поступают, как люди. Волк, использующий хвост для лова рыбы, может быть заменён медведем. В этих случаях сюжет сохраняет древнее объяснение, почему у медведя нет хвоста.
Чему учит. Малознакомые люди редко хотят бескорыстно вам помочь или бесплатно дать рыбу.
7. «Колобок»
Сюжет. Дед с бабой пекут невиданное произведение кондитерского искусства — колобок, который, к всеобщему удивлению, оживает и сбегает в лес навстречу неожиданным знакомствам. Приключенческий триллер для самых маленьких.
О чём была изначально. Эта цепная сказка с простым сюжетом строится на повторении встреч колобка, сбежавшего из дома, с животными, которые поочерёдно угрожают его съесть. Повествование сопровождается песенками колобка и зверей, которые усиливают художественность и являются признаком архаической композиции. Такие песенки обладали раньше магическим значением.
Чему учит. Чтобы приготовить какое-либо блюдо, не всегда требуются сложные ингредиенты. А хвастовство может привести к плачевным результатам.
8. «По щучьему веленью»
Сюжет. Деревенский парень Емеля ловит щуку, которая исполняет любые желания и в корне меняет жизнь вчерашнего дурачка и лентяя.
О чём была изначально. Главным героем сказки является Емеля, обладающий поначалу «низкими» качествами: он оказывается дураком, лентяем, соней, неряхой. Печь, на которой он перемещается, выступает эквивалентом родного очага. Случайное приобретение чудесного средства (щуки) меняет образ жизни Емели. Ситуации, в которые попадает герой, позволяют раскрыть его положительные качества (ум, смелость, находчивость). В сказке истинная сущность Емели скрывается за его условной пассивностью.
Чему учит. Лень можно победить, нужна лишь мотивация.
9. «Маша и Медведь»
Сюжет. Девочка Маша по ошибке попадает в лесной домик Медведя, выбраться из которого помогут только ум и смекалка.
О чём была изначально. Оказавшись в жилище медведя, девочка становится хозяйкой; она учится убирать, готовить. Освоив все премудрости, она покидает избушку, применив хитрость. Пребывание у медведя — это испытание, позволяющее девочке вырасти.
Чему учит. Из любой безвыходной ситуации можно выбраться. Главное — не паниковать и научиться готовить.
10. «Каша из топора»
Сюжет. Голодный солдат хитростью выманивает еду у скупой старушки, которая соглашается поделиться маслом и крупой, только чтобы отведать мифическую «кашу из топора». Бытовая зарисовка о жадности и находчивости.
О чём была изначально. Солдат, символизирующий в русских сказках мудрость, иногда попадает в анекдотические ситуации. Этот знающий человек, который отдал службе в армии четверть века, может хитростью выпросить у жадной хозяйки всё для приготовления блюда.
Чему учит. Быть жадным и глупым — не только плохо, но и невыгодно.