«Страшно смотреть на семьи, где дети глупее родителей»
Руководитель отдела спецпроектов «Таких дел», один из основателей книжного магазина «Маршак» Сергей Карпов рассказал «Новой газете», что до 18 ноября (открытие «Маршака») в Москве не было независимых детских книжных. В первый вечер магазин посетили около тысячи человек.
По словам Сергей Карпова, с проблемой, когда не можешь быстро выбрать литературу, его семья столкнулась после появления ребёнка.«Есть куча издательств, которые рассредоточены по Москве и Петербургу, при издательствах есть магазины, но нет места, где были бы агрегированы лучшие книги».
Моя идея очень простая — мы должны стать «Фаланстером» для подростков. Если подростку нужно что-то почитать, но он еще не готов читать Фуко и Дерриду, то он идет в «Маршак» и берет книжку «JavaScript для детей» или крутые комиксы, которые изучают тело, пубертат и каким образом из мира детей ты переходишь в мир взрослых. Подростки — никем не взятая аудитория, кроме ютуба.
Сергей Карпов, основатель книжного магазина «Маршак»
В ассортименте «Маршака» около 500 книг. Их выбирала жена Карпова фотограф Наталья Платонова по принципу «вот это нравится, вот это не нравится». Все книги взяты на реализацию, представлены больше 20 издательств. «Они редко так работают. Не знаю, почему сработало с нами. Видимо, мы правильно формулируем сообщение, почему мы нужны и важны. Мы искренне говорим людям: „Мы ужаленные в голову идиоты, мы знаем, что ни фига не заработаем, но мы возьмем на себя функцию растить вашу аудиторию“», — рассказывает Сергей Карпов.
По его словам, детская литература — это не то, что пишут для детей, а то, что читают дети. «И для меня, например, стихи Егора Летова — это детская литература. Потому что с 13 до 18 лет ребенку действительно интересны стихи Егора Летова. Почему это нельзя продавать в книжном магазине?»
Книжный магазин «Маршак» про то, что бессмысленно растить детей, которые не будут дотягивать до твоего уровня. «Наоборот, ты должен поставить их выше себя сразу же. Страшно смотреть на семьи, где дети глупее родителей».
Сергей Карпов выбрал пять лучших книг, представленных в «Маршаке».
Крейг Томпсон, «Одеяла».
«Один из главных комиксов планеты на сегодняшний день. Томпсон рисует про свою жизнь, про тот самый момент пубертата, когда у тебя была семья, ты был в религиозной общине, праздновал праздники, у тебя была школа, и вдруг — бам, и у тебя появляется девушка, ты уезжаешь в другой город, порываешь с религиозной общиной. Через эти образы Томпсон прорабатывает для ребенка, который в такой ситуации находится, очень важный момент принятия себя. Помимо всего прочего, тут стандартный набор проблематик для ряда наших книжек: свое тело, своя сексуальность, первый половой опыт, взаимоотношения полов — это такая комплексная штука. Прочитываешь за вечер и ощущение, что посмотрел фильм».
Эдвард ван де Фендел, «Собачка, которой у Нино не было»
«Мальчик Нино мечтает о собаке. Собаки у него нет, он ее себе придумывает и с вымышленной собакой может делать все, что хочет. Собака может разговаривать с бабушкой, может прыгать по деревьям, как белка, звонить папе, которого никогда нет, потому что папа пилот. А потом Нино дарят настоящую собаку, а она ничего не умеет. Обычное животное, которое делает свои обычные животные дела. И Нино придумывает себе целый зоопарк с носорогами, жирафами. Это про потенции, про то, каким образом ты можешь думать и действовать, когда тебе что-то хочется или тебя что-то не устраивает. Очень вдохновляющая книжка».
Тамара Эйдельман, «Наша эра. История России в картах»
«Тамара Натановна Эйдельман — заслуженный учитель России, дочь Натана Эйдельмана, который научил Советский Союз воспринимать XVIII–XIX века. Это ее изложение русской истории в мировом контексте, с крутыми иллюстрациями. То, что нужно для ребенка, который пошел в пятый класс и начинает изучать предмет».
Юлия Яковлева, «Краденый город»
«Это вторая часть серии „Ленинградские сказки“. В первой книжке (всего их будет пять) автор размышляет о сталинских репрессиях. Делается это в очень деликатной для ребенка манере. Это не травмирующая история, но тем не менее дающая понять, что родителей забирают насовсем. А в „Краденом городе“ дети решают свои детские нужды, оказавшись без родителей в блокадном Ленинграде со всеми его ужасами. Но все эти ужасы обрамлены в образы. Третья книжка будет про 46-й год, про возвращение из эвакуации, как семьи пытаются соединиться. Это такой „Гарри Поттер“ про середину XX века».
Дитер Браун, «Животные севера»
«Это просто катарсис. Это про визуальную эстетику. Ты показываешь ребенку, что может быть нарисовано вот так, а не только как в мультфильме «Маша и медведь».
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!