25 песен Высоцкого, которые стоит включить детям: выбор Маликова, Долина, Пелагеи и других
25.01.2018
25 января исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого — актёра, поэта и исполнителя, который много лет подряд входит в тройку кумиров россиян (он второй после Юрия Гагарина). По просьбе «Мела» музыканты, критики и журналисты посоветовали песни Высоцкого, которые они бы дали послушать детям, и вспомнили, какие его песни слушали в детстве сами. Получился плейлист — для всей семьи и любого возраста.
Дмитрий Маликов, певец, композитор
Я бы выбрал песню «Я не люблю». В песнях Высоцкого вообще обострённое чувство правды и справедливости, а в этой собраны все моральные принципы взрослого, мудрого, честного и порядочного мужчины. Это абсолютно гениальное произведение, и я бы очень хотел, чтобы мои дети обладали качествами героя этой песни. Он сильный, великодушный, добрый, за его плечом может спрятаться женщина, он всегда протянет руку дружбы, никогда не предаст, с ним можно пойти в разведку.
Алекс Дубас, писатель, журналист
«Баллада о борьбе», которая звучала в фильме про рыцаря Айвенго. Там есть важная фраза, про «значит нужные книжки ты читал» или что-то вроде этого. Мне, советскому мальчику, росшему без отца, но много читавшему, эта фраза от дяди с авторитетным голосом была очень важна. Это был маркер: значит я всё правильно делаю, значит некий рыцарский кодекс чести и правил жизни, который я, подросток, себе придумал, — верный.
Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»
Я рос с постоянно звучащей в доме музыкой Высоцкого. Одно из ярких воспоминаний детства — как впервые услышал «Балладу о борьбе». Это было, когда я в первом или втором классе посмотрел фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» режиссёра Сергея Тарасова, а потом его же «Стрелы Робин Гуда». Я и фамилию Высоцкого тогда, наверное, не знал, но эта песня и эти фильмы определили мою систему ценностей и взглядов на мир. Уже в зрелом возрасте я понял, что в «Балладе» звучит моё жизненное кредо. Ещё, как сказковед и сказколюб, я бы порекомендовал «Лукоморья больше нет». В этой песне — ироническая, постмодернистская, при этом очень точная картина мира, из которого сказочное уходит и заменяется банальным.
Александр Архангельский, писатель, литературовед
Я бы дал «Письмо в редакцию» — потому что оно злое, весёлое и не пафосное; сегодня с пафосом надо быть осторожнее, чтоб не перебрать. Да и сюжет, слава телевизору, понятный. По той же причине «Жираф большой, ему видней». А уже только после этого — про «Коней привередливых». А на уроке послушал бы песни из «Алисы в Стране чудес» — и обсудил бы вперемешку со сказкой.
Ирина Богушевская, певица, композитор
Когда я училась в школе, Высоцкий уже был легендой и небожителем, и мне страшно нравились его песни. Помню, как в 9-м классе, когда мне на ночь дали самиздатовский сборник его текстов, до утра переписывала их на оранжевую миллиметровку для черчения; переписала сколько успела. Меня потрясло тогда, как фантастически крепко, мастерски сделаны его тексты — даже на фоне поэтов Серебряного века, которыми я увлекалась, было видно огромный талант и вкус. Плюс его голос, страсть, харизма!
Детям, особенно подросткам, поставила бы сначала «Я не люблю»: «я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют». Мне кажется, им это должно быть очень близко! Жить им трудно, личность и система ценностей только формируется, они должны понять, что любят и что не выносят; они ужасно нуждаются в ясных моральных ориентирах, а Высоцкий был именно таким. И ещё он — для меня — был идеалом мужчины и друга, поэтому дала бы послушать «Лирическую» и «Здесь вам не равнина». А вот песня «Про прыгуна в высоту», который прыгал не с той ноги, потому что у него другая толчковая, однозначно про меня. У меня во всём другая толчковая нога. И свою неправую правую не сменю на правую левую!
Пелагея, певица
Можно ставить все, любую. Чтобы рос ребёнок в среде хорошего слова. Начинать надо с простых, юмористических. С «Гимнастики» или «Алисы в Стране чудес». Потом лирику и про войну.
Борис Барабанов, музыкальный журналист
Мне было три-четыре года, когда я впервые услышал «Корабли» и «Утреннюю гимнастику» — у нас дома был проигрыватель, родители покупали винилы, хотя тогда их называли просто «пластинками». Эти песни играли по кругу. Сейчас, если бы я рекомендовал кому-то, с чего начать знакомство с Высоцким, я бы начал с любой песни из «Алисы в Стране чудес». Это гениальное произведение, оно останется в веках, это песни, которые в силу специфики материала не связаны с советской действительностью. Там ничего не надо специально объяснять. И ещё — «Песенка про жирафа», которую можно слушать и как сатиру, и как весёлую детскую песню. Потом можно послушать диски «Мелодии» из записей с оркестром Георгия Гараняна, но там уже по сегодняшним меркам много непонятного. Например, в песне «07»: кто такая эта телефонистка, которая соединяет героя с любимой женщиной? И почему нужно набирать «07»? Но есть и энергия, которая никуда не девается от того, что каких-то реалий мы уже не понимаем, в этой песне много такой энергии и любви.
Владимир Кристовский, музыкант, лидер группы «Uma2rman»
«07», «Дом хрустальный», «Корабли постоят и ложатся на курс», «Ещё не вечер» — это песни гениальные, как и многие его песни. Поэтому можно их ставить смело!
Юрий Сапрыкин, журналист, музыкальный критик
Наверное, я бы посоветовал песни, которые на меня самого в детстве производили самое сильное впечатление — «Канатоходец», «Мы вращаем Землю», «Белое безмолвие». Это всё песни о человеке в предельной ситуации, на грани человеческих возможностей и человеческого вообще, они в каком-то смысле как готический или приключенческий роман, как новелла Эдгара По или книжка о покорении неведомых земель. Они все построены на очень простых и эффектных образах, которые остаются потом на всю жизнь: и наградой нам за безмолвие обязательно будет звук.
Олег Гаркуша, рок-музыкант, солист группы «АукцЫон»
Мне всегда нравилась «Баллада о детстве» — где про коммунальную квартиру: «Все жили вровень, скромно так: система коридорная…». Если родители жили когда-то в коммуналке, то ребёнку об этом расскажут. Про баньку прекрасная песня, военный цикл. Высоцкий гений, конечно. Я в юности заслушал магнитофонные пленки с его песнями, какие дома были.
Александр Кушнир, журналист, писатель, медиапродюсер
Три песни: «Парус», «Охота на волков» и «Затяжной прыжок» из кинофильма 1979 года «Точка отсчёта». Мне Высоцкий импонирует не «блатными» и псевдонародными песнями, а теми, которые подтверждают теорию, что он — один из первых советских рокеров. Это человек, мощно повлиявший на весь так называемый «русский рок». Песни Высоцкого слушали все — и Гребенщиков, и Макаревич, и Градский, и Майк Науменко. Кому-то, наверное, может показаться, что я рекомендую тинейджерам слишком «взрослые» песни. Но я отношусь к школьникам как к нашему будущему, «самому революционному классу», ещё не испорченному бытовыми проблемами и политикой. Пусть у них в плейлистах вместо «пластмассовой» лабуды и гангста-рэпа будут эти настоящие гимны свободного человека. Там есть обнажённый нерв, жизнь, сразу видно, что это не только герой кинофильма «Место встречи изменить нельзя», но и личность. Человек без тормозов, который, что называется, «рвёт жилы».
Пётр Налич, певец, композитор
Думаю, я бы начал с пластинки «Алиса в Стране чудес» с песнями Высоцкого. Их там много! И весёлые, и грустные. И для детей, и для взрослых.
Варвара Визбор, певица
У Владимира Семёновича очень много замечательных песен и, в принципе, с любой из них можно начать знакомство с его творчеством. Но моя любимая — «Песня о двух погибших лебедях». Не помню, когда и где я впервые услышала эту песню, но она сразу меня зацепила. Почему? Много всего здесь сошлось. Это красивая и одновременно душераздирающая история трагической любви, которой не суждено сбыться, и гимн молодости, не знающей предрассудков, это стремление к высокой мечте. Да и сам текст, который прямо-таки просится в фанковый и джаз-роковый инструментал. Уверена, что в любой интерпретации это произведение Высоцкого никого не оставит равнодушным.