8 отличных мультсериалов, которые смогут заменить поход к психологу
07.08.2019
Мультфильмы давно перестали ассоциироваться только с детьми. Самые классные анимационные сериалы последних десятилетий с удовольствием смотрят в первую очередь взрослые. Вместе с психологом Анной Дандуджян мы посмотрели лучшие — от «Дарьи» до «Крайнего космоса» — и убедились: мультфильмы могут стать прекрасным способом разобраться в себе.
1. «Крайний космос» (2018 — наст. время)
Анимационный сериал, который можно посмотреть на «КиноПоиске», как минимум заставит смеяться. Главные герои — межгалактический лузер, астронавт с нелепым чувством юмора Гэри, отбывающий срок в космической тюрьме, и его домашний любимец Пряник, у которого есть полезный навык — уничтожать планеты.
Нарциссизм Гэри вырос до в буквальном смысле космических масштабов, а неуклюжесть и безбашенность превратили его в магнит для передряг. Но всё это маска, за которой Гэри прячет уязвлённое самолюбие: из-за нелепой случайности герой целых пять лет находился в заключении и за это время стал практически никем. Второй персонаж, Пряник, тоже не так прост, как может показаться. Этому милому созданию не чужда рефлексия над своей способностью стрелять лучами смерти, которая привлекает главного злодея сериала — Лорда Командующего. Так персонаж с невероятной силой, которую не выбирал, оказывается у неё в плену.
Комментарий психолога. Одна из причин формирования нарциссической личности — пережитое в детстве унижение. Ребёнок, достижения которого игнорировались, с большей вероятностью вырастет во взрослого, желающего дополучить признание. Унижая других, он возвышается сам.
Второй путь сформировать такого же нарцисса, как Гэри, — наделить его некоторым сверхкачеством, которым он в действительности не обладает. Получая похвалу от родителей за то, в чём он на самом деле некомпетентен, ребёнок считывает это как сообщение «Мы любим тебя только тогда, когда ты такой». Это приводит к необходимости постоянно играть роль, замещающую во взрослом возрасте истинные потребности человека.
2. «Конь БоДжек» (2014 — наст. время)
Мультсериал о коне, который переживает глубокий творческий кризис. Звезду ситкома 80-х «Ржём с конем» уже давно не зовут в новые проекты, так что БоДжек десятилетиями пьёт и прожигает свою жизнь. Привычный уклад меняется с приходом идеи выпустить автобиографию. Точнее, сборник вымышленных рассказов о лучшей версии себя.
Познакомившись с миром сериала, понимаешь, что эгоцентризм БоДжека — следствие не звёздной болезни, а родительской нелюбви. Но, как бы сильно БоДжек ни винил мать в своих комплексах и ужасном характере, он транслирует ту же модель поведения на собственных детей. «Конь БоДжек» — история о том, как комплексы одного взрослого ребёнка отравляют жизнь десяткам людей вокруг.
Комментарий психолога. Для любого осознанного родителя крайне важно уметь посмотреть на себя со стороны. Часто это становится первым шагом к тому, чтобы заметить и изменить что-то в своей жизни, в воспитании ребёнка. И сериалы вполне могут стать таким зеркалом, особенно если в главном герое ты узнаёшь самого себя.
«Конь БоДжек» наглядно иллюстрирует теорию: все сложности в отношениях с родителями, которые были у человека в раннем возрасте, обязательно будут транслироваться на его собственную семью.
3. «Стар против сил зла» (2014–2019)
Безбашенная и безответственная принцесса Звёздочка Баттерфляй из королевства Мьюни отправляется в ссылку на Землю за неуправляемость и сложный характер. Она попадает в мир, в котором нет магии и волшебных существ, зато есть её тихий и спокойный сводный брат Марко. По традиции герои сначала не ладят, но затем объединяются во всемогущий тандем уничтожителей монстров, которые преследуют принцессу на Земле.
На главную героиню с детства накладывались родительские ожидания, которые в силу возраста было сложно оправдать. Комплексы, культивированные родителями, породили в Звёздочке внутренний конфликт и постоянное чувство вины за любые действия. Взрослея, принцесса становится рассудительнее, но фантомный страх несоответствия продолжает преследовать её на протяжении всего сериала.
Комментарий психолога. В героине фильма многие узнают себя: чувство вины и комплексы часто переходят с человеком из детства в его взрослую жизнь. Задача — преодолеть их и прийти к наиболее правильной для себя модели жизни. Принцесса предлагает опираться на логику, разбирая проблемы детства, а зритель может выбрать для себя собственный способ. В любом случае столкновение с героем, испытывающим схожие переживания, может стать поддерживающим опытом.
4. «По ту сторону изгороди» (2014)
Вирт и Грег — родные братья, которые случайно забрели в Неизведанное. Вирт в этой паре — голос разума. Тревожный и боязливый, он руководствуется исключительно логикой. Парадоксально, но его хроническое недоверие к людям только увеличивает количество проблем, а не спасает от них. Младший, Грег, — полная ему противоположность. В силу возраста, характера или всего вместе он действует интуитивно, но именно его решения часто оказываются более взвешенными.
«По ту сторону изгороди» — мультфильм, понятный преимущественно взрослым. И не только за счёт одной из установок — наслаждаться жизнью, а не создавать проблемы самому себе. Картина — культурный сплав десятка веков, напичкана отсылками к классическим произведениям литературы и кинематографа, начиная с «Божественной комедии» Данте и заканчивая хитами Дэвида Боуи.
Комментарий психолога. Каждый взрослый человек ежедневно сталкивается с необходимостью принимать решения, руководствуясь либо логикой, либо своими желаниями. Этот внутренний конфликт по-разному развивается в людях. Всё зависит от их семейного и социального окружения.
Среди различных психотерапевтических приёмов иногда используется выведение двух противоположных точек зрения вовне
В кабинете психолога пациент придумывает двух вымышленных героев. Например, один считает, что надо потуже затянуть пояса и копить деньги на жильё. Другой, напротив, выступает за то, чтобы жить днём сегодняшним и ни в чём себе не отказывать. Человек проговаривает обе «роли», и продуктивность терапии возрастает. Иногда с этой задачей прекрасно может справиться и анимационный сериал.
5. «Гравити Фолз» (2012–2016)
Сериал о близнецах, приехавших на лето в город, полный аномалий. Диппер и Мэйбл Пайнс — очаровательные дети, которые только вступают в переходный возраст: одинаковые внешне, непохожие внутри. Шутки-отсылки к холодной войне и голливудским звёздам, криптограммы в каждой серии — это тщательно продуманное «второе дно» невероятно привлекает взрослую аудиторию.
Диппер смотрит на вещи изнутри, его аналитический взгляд на мир — полная противоположность восприятию Мэйбл, живущей эмоциями и ощущениями. Если главные проблемы Диппера — излишняя тревожность и постоянное надумывание проблем, то у Мэйбл это синдром недостатка внимания и постоянные поиски способов компенсировать отсутствие любви. В первую очередь её недодаёт увлечённый разгадыванием таинственных аномалий брат. Тем, у кого в семье двое детей противоположного пола, но одинакового возраста, смотреть в первую очередь.
Комментарий психолога. В подростковом возрасте происходит активное развитие половой идентичности ребёнка. Во многом это связано с физиологическими изменениями в его теле. Но персонажи сериала — это яркая иллюстрация гендерных различий людей в целом. Для родителей она может стать напоминанием, как важно обращать внимание на полоролевое развитие ребёнка, особенно если в семье есть дети противоположного пола.
6. «Время приключений» (2010–2018)
Мультсериал, который также можно посмотреть на «КиноПоиске», рассказывает о приключениях парочки друзей — мальчика Финна и его волшебной собаки Джейка. Странствуют они и сражаются со злодеями в вымышленной стране Ууу. В конце четвёртого сезона зрителям показывают следующий кадр: мальчик посреди деревенской глуши, подозрительно напоминающий Финна, и собака, вылитый Джейк, только без магических способностей. По сюжету Финну 13 лет — это время, когда ребёнок только вступает в осознанный возраст. Возможно, Ууу — мир грёз, где мальчик прячется от неминуемого взросления?
По одной из версий, в реальном мире Финн пережил ядерную катастрофу (зацепку дали сами создатели сериала, назвав трагедию, которая произошла с Ууу, «войной грибов»). Серьёзная травма могла стать ещё одной причиной, которая заставила подсознание мальчика выстроить невероятный по своей красоте, но всё же несуществующий мир. Отдельная сюжетная линия складывается вокруг поиска Финном своего отца.
Комментарий психолога. Уход в вымышленный мир — распространённый механизм защиты. Придумывание фантастических сюжетов в основном присуще детям дошкольного возраста, но может проявиться и у более взрослых детей-людей, если они травмированы. В некотором смысле это регрессивный механизм. Чтобы справиться с травмой, человек отключается от реальности и в придуманном мире набирается сил. Такой психический инфантилизм, с одной стороны, лечит. Но с другой — всё-таки не решает проблем.
7. «Дарья» (1997–2002)
Сериал о занудной отличнице по имени Дарья из провинциального американского города шёл на MTV в конце 90-х и начале 2000-х. В основе сюжета — конфликт между подростком и миром, погрязшим в плену потребительских ценностей. Главная героиня будто не способна испытывать эмоции. Она — наблюдатель, созерцающий разложение общества.
При этом за скептицизмом и сарказмом, как водится, скрывается целый ворох подростковых (да и человеческих) страхов и проблем. Темперамент героини не позволяет ей ни активно протестовать, ни прогибаться под стандарты всеобщего потребления.
Комментарий психолога. Подростковый возраст — время сепарации, он характеризуется активными попытками противопоставить себя обществу, поэтому поведение героини вполне логично.
Отделить себя от общества значит понять свои границы и иметь возможность взглянуть на мир, в котором живёшь, «со стороны»
К сожалению, для многих подростковые проблемы остаются актуальными и во взрослом возрасте, поскольку они так и не были решены. Посмотреть или пересмотреть «Дарью» — хороший повод вернуться в прошлое и заново задать себе давно волновавшие вопросы.
8. «Бивис и Баттхед» (1993–1997)
Анимационный сериал, который не мог пройти мимо вас, если вы выросли в 1990-е. Бивис и Баттхед из вымышленного города Хайленд в штате Техас — полоумные подростки, умственным превосходством над которыми может похвастаться даже самый отбившийся от рук школьник. По сюжету каждая серия — это короткая зарисовка об ещё одном дне, прожитом героями преимущественно перед телевизором.
Двое друзей стали собирательным образом всего самого ужасного, что бывает свойственно подросткам в период пубертата. Шутки ниже пояса (и отвратительный смех), отсутствие интереса к учёбе, любви, труду, тяга к культуре потребления — это всё про них. Это сериал о том, почему девиантность — вечный тренд среди подрастающего поколения и как на самом деле такие подростки выглядят со стороны.
Комментарий психолога. Сериалы «Бивис и Баттхед» и «Дарья», шедшие в конце 1990-х на MTV, иллюстрируют разное отношение подростков к реальности вокруг. Если Дарья противопоставляет себя социуму, то эти два героя находятся за его пределами и демонстрируют нарочито деструктивное поведение. Они не то чтобы пытаются встроиться, а, напротив, опускаются вниз. Для взрослых это возможность увидеть теневую, хоть и утрированную, жизнь подростков, услышать их язык, помочь найти выход из этого состояния и немного поностальгировать о своей молодости.