«Попросите Путина, чтобы он разрешил детям ходить в Большой театр»: история 8-летней пианистки Агафьи Корзун
«Попросите Путина, чтобы он разрешил детям ходить в Большой театр»: история 8-летней пианистки Агафьи Корзун
«Попросите Путина, чтобы он разрешил детям ходить в Большой театр»: история 8-летней пианистки Агафьи Корзун

«Попросите Путина, чтобы он разрешил детям ходить в Большой театр»: история 8-летней пианистки Агафьи Корзун

От редакции

11

11.12.2020

Ровно два года назад маленькая пианистка Агафья Корзун вышла в финал конкурса детских талантов «Синяя птица» на телеканале «Россия». Мама Агафьи Лилия рассказала «Мелу», как нужно воспитывать дочь, чтобы к 8 годам она умела играть 23-й концерт Моцарта и занимала призовые места в международных музыкальных конкурсах.

Как заинтересовать ребенка классической музыкой?

Мне кажется, невозможно привести ребенка в музыкальную школу в 8 лет и сказать: «Вот сейчас мы еще и здесь учиться будем». Не захочет ребенок заниматься музыкой, если она не звучит у него в голове, если он не слушает ее каждый день, не любит ее. То есть привить, воспитать любовь к музыке могут только родители. И для этого им не обязательно быть музыкантами.

Я работаю юристом, но окончила музыкальную школу, которой руководил мой дедушка на протяжении 30 лет. Музыкантом я не стала, но при этом музыка во мне, я люблю музыку и как могу передаю эту любовь своим детям.

Классическая музыка всегда звучала у нас дома, под нее девочки (у Агафьи есть младшая сестра Софья, на год младше) всегда засыпали. Они с детства знали многие классические произведения, танцевали под них. Почти каждую неделю с 2,5 лет Агафья посещала симфонические концерты в филармонии.

В 3,5 года у нее появилась первая учительница музыки, которая познакомила ее с «Детским альбомом» Чайковского. В 4 года мы впервые привели Агафью в Мариинский театр — подарили ей на день рождения билеты на балет «Лебединое озеро». Она сразу в него влюбилась, потом мы много раз пересматривали его дома, а в Большом театре побывали на нем раз 18, наверное.

Как приобрести опыт выступлений

Незадолго до того, как Агафье исполнилось 4, она впервые сама захотела попробовать сыграть какие-то самые легкие, в одну строчку, пьески. И у нее сразу получилось — ненавязчиво, быстро, легко. Ей нравились нотные тетради с картинками, и она просила: «А давай „Дождик“ сыграем! И „Бабу-ягу!“» А рядом сидела сестра, которая на тот момент еще даже не разговаривала, но тоже с удовольствием во всем участвовала.

У Агафьи очень хорошая память — многие из этих пьес она буквально со второго раза играла наизусть. Потом начала пробовать что-то посложнее — Баха, например, или те самые детские пьесы Чайковского. Первый концерт Агафья сыграла в 4,5 года — в обычной музыкальной школе, где нам разрешили выступить. Она очень собранно все сделала, почти без волнения. К тому моменту мы уже нашли чудо-мастера из Казани, который изготовил для Агафьи специальную подставку для ног, чтобы нажимать на основную педаль рояля или фортепиано (сейчас ей 8, и сама до педалей она до сих пор не дотягивается).

К 5 годам мы начали разбирать фа-минорный симфонический концерт Баха, а когда Агафья научилась играть все три его части, состоялось ее первое выступление с оркестром. Это было в Школе акварели Сергея Андрияки. Зрителей было не очень много, там не очень большой зал — но был оркестр, дирижер, все по-настоящему.

Первый опыт получился заразительным, и Агафья поняла, что играть с симфоническим оркестром — это намного интереснее и увлекательнее, чем даже солировать, потому что оркестр помогает пианисту, он его ведет, и музыка воспринимается совершенно иначе.

Зачем участвовать в детских музыкальных конкурсах

Дальше в нашей судьбе довольно неожиданно случилась «Синяя птица». Мы про проект не знали, потому что телевизор не смотрим, но кто-то из наших знакомых предложил попробовать и отправить анкету. Я отправила, мне почти сразу перезвонили и пригласили на съемку. У Агафьи получилось достойно выступить, несмотря на то, что играла она достаточно сложные произведения: в первом туре «Адажио» Баха — Марчелло, а во втором — 3 часть концерта И. С. Баха на двух роялях с Елисеем Мысиным. Времени для репетиций было очень мало, но тем не менее все получилось, и ребята прекрасно справились.

Это было перед Новым годом. А уже в мае 2019 года мы решили попробовать свои силы на конкурсе Astana Piano Passion. Достаточно серьезный пианистический конкурс со строгим отбором и интересными турами. Мы прошли первый тур, попали на второй, который проводился в Астане. В группе до 10 лет Агафья была самой младшей — но все равно вышла в финал.

Мы на этом конкурсе болели за одного мальчика-тайваньца, который блестяще играл 23-й концерт Моцарта, сложнейшее произведение. Он занял первое место в нашей исполнительской группе, Агафья — третье. И когда мы вернулись домой, Агафья сказала, что влюбилась в 23-й концерт и сыграть его — главная мечта ее жизни.

Как организовать расписание, чтобы все успевать

Кроме музыки, Агафья профессионально занимается фигурным катанием и играет в шахматы. Фигурным катанием — тоже с трех лет в спортивной школе. Недавно вместе с сестрой они защитили первый юношеский разряд. За сезон у сестер порой бывает по 18 соревнований со своими произвольными программами. Еще есть любимые занятия живописью, хореографией, английским языком и математикой.

Мы просыпаемся в 6, в 7 уже выезжаем из дома на тренировки, их, как правило, бывает несколько: и фигурное катание, и хореография, и ОФП, и растяжка. Мы живем в загородном доме недалеко от Москвы, девочек возим на комфортабельном микроавтобусе со всеми удобствами. По дороге можно и позавтракать, и почитать, и поспать, если захочется. После тренировок девочки возвращаются домой, обязательно спят.

Во второй половине дня начинаются домашние предметы — занятия сольфеджио и музыкой. Девочки занимаются по очереди: одна читает или разучивает новую пьесу на рояле, другая делает по скайпу уроки по общеобразовательным предметам с учительницей или репетитором. У Агафьи и Софьи есть младший брат, которому всего полтора года, — он обожает проводить с ними время, они всегда с удовольствием с ним играют.

Дома мы практически никогда не смотрим телевизор: и времени нет, и не очень, если честно, интересно. Если предложить детям выбор между книгой и телевизором, они всегда выберут книгу. Когда у них появляется час-два ничем не занятого времени, они начинают скучать и приходят с вопросом «Что бы мне поделать?». Просто с 2–3 лет они привыкли жить так, чтобы постоянно заниматься чем-то интересным.

Весь день у девочек проходит в постоянной смене занятий. Такого, чтобы они совсем ничего не делали: не занимались, не играли с братом, не читали или не делали уроки, — не бывает никогда. Спать мы ложимся в 11. Перед сном обязательно «папин час»: он читает им интересные взрослые книги, которые хочется обсуждать. Например, «Робинзона Крузо». Сейчас он читает книгу «Чучело» Владимира Железникова, по которой снят довольно известный фильм с Кристиной Орбакайте. Там есть что обсудить.

Почему детям нельзя в Большой театр

После «Синей птицы» Агафья по своей инициативе подошла к Николаю Цискаридзе и спросила, почему детей до 10 лет не пускают в Большой театр. Это очень большой и важный вопрос, потому что ребенку, который впервые услышит классическую музыку в 10 лет, вряд ли она понравится. В этой атмосфере нужно расти. Ребенок должен этим жить и бредить, понимаете?

Это величайшая глупость и несправедливость, когда мы приходим в Большой театр, видим полный зал иностранцев и не видим ни одного ребенка, кроме наших. Для того, чтобы мои дети ходили в Большой театр, одухотворялись лучшими постановками и исполнительским искусством лучших представителей русского балета и оперы, я пользовалась служебным положением, обращалась к вице-премьеру правительства Российской Федерации, который писал каждый сезон письмо директору Большого театра с перечислением всего списка балетов и опер, запланированных к посещению в текущем сезоне. То есть в театр мы всегда попадали через служебный вход.

Понимаете, какой парадокс: для того, чтобы наши дети полюбили музыку, мы почему-то должны пользоваться служебным положением. Но у других мам детей, семей, нет такой возможности. И вот Агафья подошла к Николаю Цискаридзе и спросила: «А вы могли бы попросить Путина, чтобы он разрешил детям, которые умеют себя вести, ходить в Большой театр, когда они еще маленькие? Потому что нас с сестрой однажды не пустили на „Лебединое озеро“. Хотя мы учимся в музыкальной школе при Консерватории, сами выступаем на сцене и знаем этот балет наизусть».

Конкурс «Синяя птица» на телеканале «Россия», в котором участвовала Агафья, объединяет детей, талантливых в разных областях: танцы, музыка, вокал, акробатика, спорт и так далее. «Вся власть юным талантам!» — девиз нового сезона, в создании которого будущие звезды принимают непосредственное участие. Они придумали логотип, выбирают репертуар и устанавливают свои правила. Их выбор — отличная музыка, смех и искренние эмоции в каждом выпуске.

Читайте также
Комментарии(11)
А детство есть у этих детей?
Да, тоже подумала, интересно, сколько пройдёт времени, прежде чем это юное дарование с грустными глазами «пошлёт» все эти занятия и устроит студенческие волнения при военной диктатуре…
Девочку как бабку нарядили на концерт. От одежды что ли зависит как её принимать публика будет, явно же кто-то также и подумал.
Моя дочка (4 года) по утрам на 4 часа в развивашке, потом проводим время вместе дома, а вечером таэквондо и то через день. Мне капец как не хватает с ней общения, а тут столько секций. Шок контент для меня
Показать все комментарии