«Собирали деньги у метро»: как работает цирк, в котором выступают воспитанники детских домов
Цирк «Монгольфьери» — социальный проект, в котором профессиональные артисты помогают детям справиться с проблемами в настоящем и найти себя — в будущем. Директор цирка Лариса Маркина рассказала, как «Монгольфьери» работает с детьми, где находит финансирование и какие у цирка планы.
Нас часто спрашивают, что это за название такое, говорят, что его невозможно выговорить. А на самом деле всё очень просто. Много лет назад мы с другом гуляли и слушали на повторе итальянскую песенку «Траектория Монгольфьеров» — про воздушные шары-монгольфьеры, которые летают в небе и оставляют за собой красивые следы. Я подумала, что и мы с детьми, как эти шары, можем очень высоко летать. Поэтому мы так цирк и назвали.
В этом сентябре «Монгольфьери» будет 11 лет. А начиналось все еще в 1999-м году, когда я в качестве режиссера ставила спектакли с подростками на Рождество при храме Иоанна Крондштадтского в Петербурге. В основном это были интересные эксперименты с клоунадой, акробатикой и цирковыми элементами. На спектакли ходили не только прихожане, но и просто жители Питера.
Через 8 лет мы поняли, что переросли эту историю, решили сделать отдельный проект при подростковом клубе на Петроградке. Там мы и начали заниматься с детьми из многодетных семей, с детьми с трудной жизненной ситуацией, с сиротами. Много выступали в детских домах и реабилитационных центрах. Позже решили, что пора все поставить «на рельсы»: зарегистрировали организацию и начали подаваться на гранты.
Мы работаем с разными учреждениями — они нас сами находят и просят приезжать, а мы, так уж получилось, на все соглашаемся, а потом думаем: «А на какие деньги-то мы будем это делать?» Например, когда мы ставили спектакль «Максим, аплодисменты» с детьми из реабилитационного центра в Кронштадте, наши тренеры выступали «на шляпу» у метро Горьковская — просто чтобы были деньги на бензин и мы могли ездить к детям каждую неделю.
Самое сложное в нашей работе, наверное, — административный геморрой
Детей из приюта вывезти на тренировку где-то нельзя, где-то можно, но сами организовывайте машину и привезите всех потом обратно, а в другом месте — вы полгода тренировали одних детей, а потом кого-то нужно заменить, потому что его перевели в другое учреждение. Это сложно.
В наших спектаклях задействованы разные дети, «домашние» в том числе. Все ребята, с которыми мы работаем, отличаются друг от друга: у детей из детского дома одна энергия, а у детей из приюта для беженцев, например, — совсем другая, они более тихие и домашние. У первых энергия жестче, они очень прямолинейные и особо ни с кем не церемонятся. Но если сильно постараться, даже к ним можно найти подход.
Нам, наверное, помогает то, что в нашей команде тренеры разного возраста и бэкграунда: например, есть представители советской школы — профессиональные тренеры с опытом преподавания 30 лет, а есть молодые люди — выпускники Упсала-цирка, которые сами были когда-то «трудными» подростками.
Сейчас мы хотим поставить спектакль с детьми из приюта «Транзит». Это перевалочный пункт для детей и подростков, большинство из которых — беженцы, не имеющие на данный момент определенного места жительства в Санкт-Петербурге. Мы познакомились с ними год назад, их здание находится по соседству с «Республикой ШКИД» на Курляндской улице — мы там как раз ставили спектакль.
Сейчас дети из детского дома, с которым мы работаем, уехали в лагерь, а вот эти дети никуда не уедут на лето, у них нет такой возможности. В «Транзите» очень много «беглецов», их, в целом, почти никогда никуда не выпускают.
В спортзале у них даже матов нет, мы все им самостоятельно для занятий привозим
У нас есть тренеры, готовые заниматься только этим проектом, но для этого нужна финансовая поддержка. Чтобы провести для детей летний лагерь, мы объявили краудфандинговую кампанию на Planeta.ru: если у нас получится собрать заявленную сумму, то у ребят из «Транзита» этим летом будет активный цирковой отдых с мастер-классами по жонглированию, акробатике, клоунаде, вечеринками и фестивалем.
Но, если честно, мы запустили крауд-кампанию не только для того, чтобы сделать для «Транзита» летний лагерь. Скажу вам по секрету: мы все равно не сможем оставить детей без него. Просто то, что мы сделаем, будет довольно ограниченно — средств на регулярные поездки у нас нет. А если наш сбор закончится успешно, мы организуем для них тренировку с артистом Cirque du Soleil и самое главное — финальный спектакль.
Ведь всем нам на самом деле важен не только процесс, но и результат. А по отношению к этим детям это еще более справедливо. Для них спектакли — это один из немногих способов увидеть, что мир не настолько хаотичен, и почувствовать контроль: что-то взять в руки, ну или встать на руки или еще что сделать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: MAHIJO / shutterstock / fotodom
ИСТОРИИ
Как устроена шотландская школа XVII века, где уже 400 лет бесплатно учат сирот. А ещё она считается прообразом Хогвартса
ИСТОРИИ
«У меня была мотивация: стать сильным, чтобы помогать другим». История Максатбека из Киргизии, который сдал девять ЕГЭ, отслужил в армии и открыл школу для детей мигрантов
КНИГИ
«Дети умирали — их никто не считал»: Гузель Яхина — о детях, героях романа «Эшелон на Самарканд»