Почему подростки попадают в плохую компанию и как им помочь из этого выбраться
Когда подросток попадает под дурное влияние, у взрослых редко получается помочь одним только разговором. В ход идут наказания и нотации. Ксения Рубанова участвует в разработке игр, которые помогают подросткам осознать истинные причины своего поведения и понять собственные нормы морали.
Банда, фанатская группировка, секта дают то, чего молодому человеку в бурный период его взросления так остро не хватает в жизни.
5 психологических выгод подростка от присоединения к деструктивной группе
- Ощущение силы и защиты.
- Чувство собственной важности и нужности.
- Ощущение сопричастности большому делу.
- Ощущение общности, благодаря тайнам и секретам.
- Ощущение принадлежности к большой семье.
Ситуацию осложняет то, что в деструктивную группу очень легко попасть: сюда принимают всех, кто изъявит желание, и здесь любому новичку рады.
Лишь позже окажется, что внутри группы «некоторые более равны, чем другие». Но к моменту, когда это выяснится, неофит, скорее всего, увязнет в происходящем.
Изменения, которые происходят с молодыми людьми в такой группе, не так уж и очевидны для самого подростка. Они происходят медленно, как в той истории про лягушку, которая плавала в кастрюле и не замечала, что вода постепенно нагревается, и в итоге сварилась.
Разговор о происходящем: пять правил для взрослого
Надо помочь подростку ясно увидеть, что его привлекает в группе, почему он ей так дорожит и продемонстрировать ему ситуацию с обратно стороны.
1. Нельзя говорить с подростком из позиции обвинителя — скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты. Вы лишь убедите подростка в уже известной ему печальной истине — кроме как в той самой компании, его нигде не принимают таким, какой он есть.
2. Нужно провести разговор с ребёнком так, чтобы он сумел посмотреть на себя, на события и на свои поступки со стороны. Тогда он увидит какие-то вещи, которые на самом деле осуждает. При этом важно, чтобы к этим вывода подросток пришёл самостоятельно, только так он сможет считать их своими.
3. Нужно предоставить ребёнку альтернативу. Покажите группы, которые дают то же, что ценит ребёнок в своей нынешней компании, но в которых при этом не будет дурного влияния. К примеру, почувствовать себя защищённым он может в клубе фехтования, а обрести популярность — в школьной музыкальной группе. Чтобы понять, что именно стоит предложить, нужно правильно поговорить.
4. В ходе беседы надо задавать наводящие вопросы, но не предлагать ребёнку готовых ответов. Чтобы откровенно поговорить, нужно максимально отойти от оценочных суждений и дать ему возможность самому делать выводы. Вам нужно помочь ребёнку в безопасном пространстве разобрать ситуацию, а не убедить его, что он плохой и не умеет самостоятельно думать.
5.Воспользуйтесь языком метафор. Он поможет вести разговор о проблеме. Сюжетно-ролевая игра — один из вариантов его использования.
Игры, которые помогают трудным подросткам сделать правильный выбор
Я принимала участие в разработке двух игр для программы социальной адаптации «Полдень» про плохие компании — «Клан Вивальди» (в соавторстве с Александром Минкином) и «Корсары» (авторства Евгении Патаракиной и Евгения Барышева). Программа одобрена государством и проходит в 22 регионах нашей страны в детских домах.
Первая игра «Клан Вивальди» очень хорошо показывает, почему так сложно выйти из плохой компании. Мы проводили её сотни раз для детей из детских домов, и каждый раз результаты были одинаковы. В этой игре дети становятся членами мафиозной группировки и несколько раз делают выбор в пользу мафиозного клана или в пользу закона и морали. Идея в том, что после выборов они сталкиваются с последствиями своих действий, а после обсуждают всю ситуацию с ведущим, преподавателем и психологом. На разборе игры дети составляют список причин остаться в клане. Их оказывается в среднем в четыре раза (!) больше, чем причин покинуть клан и поступать по совести. «Там друзья, там безопасно, уходить страшно, клан обеспечивает, в клане можно вырасти в должности».
Подросткам из детских домов есть что рассказать про плохие компании, они моментально узнают в воссозданной игровой реальности свой жизненный опыт. На разборе всем становится понятно: пока мы не работаем с причинами остаться в клане, не ищем вместе с ребёнком альтернативу, из плохой компании он просто так не уйдет. Уходить надо не откуда-то, а куда-то. Эта игра также объясняет детям, как помочь другу, если он попал в плохую компанию или в секту, как поддержать его и дать возможность посмотреть на ситуацию со стороны.
Наша новая игра «Корсары» разработана совсем недавно, мы запускаем её в августе в лагерях Московской Смены — 2017. Она имеет другой фокус. Мы говорим в ней об изменениях, которые происходят с человеком внутри плохой компании. В игре ребята разбиваются на две пиратские шайки. Они путешествуют, совершают вылазки и грабежи, а потом вынуждены публично голосовать и выбирать в пользу морали или в пользу кодекса пиратов. Казнить ли пленных, например.
В ходе игры становится понятно, как мнение большинства и система поощрений внутри компании могут поменять нормы морали у тех, кто изначально и не был настроен деструктивно. Например, пираты боятся того, кто вызывает на бой своих и побеждает. Это проще и приносит больше уважения, чем, например, честная работа на команду.
Изменения внутри игрока могут быть незаметны сначала, но на разборе мы показываем, как именно то, с чего подростки начинали, может измениться под давлением правил коллектива. Поддержать проведение наших игр о психическом здоровье можно у нас на сайте. Мы очень нуждаемся в вашей помощи!
Кроме работы через язык метафор и безопасности игрового пространства, у игры есть еще одно огромное преимущество. Игра — это то, что ты пережил сам. Только свой опыт и умение оценивать его могут помочь подросткам бороться с деструктивным поведением и склонностью попадать в плохие компании. Даже экскурсию в тюрьму можно забыть, а вот сделанный лично выбор оставляет не просто память. Он формирует ценностное убеждение. А убеждения — это надёжный щит на нашем жизненном пути, даже когда мы остаёмся одни, без родителей и друзей.