Что посмотреть в выходные: лучшие экранизации романов Агаты Кристи
На этой неделе мы уже рассказывали о жизни королевы детектива Агаты Кристи и даже делали подборку детективных мультфильмов в честь её 130-летия. А наш блогер Анна Ремиш вспоминает лучшие и любимые экранизации по мотивам произведений писательницы.
Я жутко люблю Агату Кристи. Мне импонирует её стиль, интеллигентность, «старая добрая Англия», которой так и веет от каждой книги. Люблю не за лихой сюжет или неожиданную развязку (читатели, которые хорошо знают её стиль, обычно уже где-то к середине действия могут ткнуть в преступника пальцем), а за атмосферу и… неизменную человечность. Агата Кристи никогда не пересекала грань, за которой семейная драма превращается в бойню.
Сейчас это безнадёжно устарело: нам нужны суперэмоции, суперэффекты, суперлюди. Добрались даже до самого Эркюля Пуаро! Актёр и режиссер Кеннет Брана, экранизировавший в 2017 году «Убийство в «Восточном экспрессе», посчитал, что Пуаро, который ловко бегает по крыше вагона и жёстко допрашивает подозреваемых на морозе, интереснее «оригинала». Но в итоге получилось ужасно. Неужели современному зрителю необходимо, чтобы герои были неврастениками или молниеносно кидались в рукопашную? Как будто интриги, сюжета, драматургии, настроения уже недостаточно. На мой взгляд, это худшая экранизация романа Агаты Кристи. Не стоит тратить на неё время, поэтому перейдем к лучшим.
1. «Десять негритят» (1987, режиссёр Станислав Говорухин)
Зловещий советский фильм с Александром Абдуловым, Александром Кайдановским и Владимиром Зельдиным в главных ролях (кстати, Зельдин снялся в ещё одной экранизации — «Тайне черных дроздов» Вадима Дербенёва). Очень точно передает мрачную атмосферу романа и, даже если вы знаете концовку, будет держать в напряжении до последней минуты. Съёмки проходили в Крыму в легендарном замке-ресторане «Ласточкино гнездо».
2. «Смерть на Ниле» (1978, режиссёр Джон Гиллермин)
Красивый фильм, получил Оскар и BAFTA за лучший дизайн костюмов. В роли Пуаро — Питер Устинов (в общей сложности он играл бельгийского сыщика в шести фильмах). По-моему Устинов — не самый удачный выбор, зато остальные актеры на высоте: астеничная Миа Фэрроу (Жаклин де Бельфор), незабываемая Бетт Дэвис (Мари ван Шёллер), Джейн Биркин (Луиза Бурже) и Мэгги Смит (мисс Бауэрс).
Фильм снимали в Египте и Судане на раритетном круизном пароходе «Memnon» в крайне тяжёлых условиях: съёмки проходили ранним утром с 4 до 6 утра и продолжались лишь поздним вечером. По причине невыносимой жары от роли Пуаро отказался Альберт Финни, а Питер Устинов нарушил канон, став единственным в истории блондином, сыгравшим эту роль. Кстати, в этом фильме снималась Анджела Лансбери, которая через пару лет сыграет саму мисс Марпл!
3. «Зеркало треснуло» (1980, режиссер Гай Гамильтон)
Тот самый фильм, в котором Анджела Лансбери перевоплотилась в мисс Марпл. Ей тогда было всего 54 года — маловато для пожилой леди — но продюсеры хотели, чтобы мисс Марпл играла именно Лансбери, и даже отложили съемки фильма на год из-за её занятости на Бродвее. Другие роли исполнили не менее знаменитые актёры: Элизабет Тейлор (Марина Грегг), Джеральдин Чаплин (Элла Зелински), Тони Кёртис (Мартин Финн). Несмотря на жутковатые костюмы, этот фильм мне нравится больше, чем экранизация с Джоан Хиксон — лучшей мисс Марпл всех времён и народов.
В основе сюжета лежит реальный случай из жизни кинозвезды 1940-х годов Джин Тирни. Во время беременности первой дочерью она случайно заразилась от поклонницы краснухой (причём, женщина знала, что заразна, так как сбежала из-под карантина, чтобы увидеть любимую актрису). Из-за внутриутробной инфекции девочка родилась недоношенной, глухой и умственно отсталой. Практически всю свою долгую жизнь она провела в пансионе. «Пустота внутри меня была как пещера, — говорила Джин. — Она была милой девчушкой с золотыми кудряшками и нежной кожей — внешне выглядела как обычный ребёнок. Я оплакивала её и оплакивала себя, пока не узнала причину несчастья».
4. «Свидетель обвинения» (1954, режиссёр Билли Уайлдер)
Билли Уайлдер снял шедевр, не меньше! Шесть номинаций на Оскар, пять — на Золотой глобус. Но в итоге всего одна награда — Золотой глобус Эльзе Ланчестер за роль второго плана. Обидно, но Марлен Дитрих, исполнившую главную роль, с наградами «прокатили» по полной: на Оскар её вообще не номинировали, а Золотой глобус ушёл Джоан Вудвард за фильм «Три лица Евы».
Главная особенность этой пьесы Агаты Кристи — неожиданный финал, поэтому Билли Уайлдер приложил огромные усилия, чтобы актёры оставались в неведении: последние страницы сценария они получили лишь во время съёмок финала. Рекламная кампания фильма тоже призывала хранить развязку в тайне. Один из плакатов гласил: «Вы обязательно будете обсуждать это, но, пожалуйста, сохраните интригу».
5. «Мышеловка» (1990, режиссёр Самсон Самсонов)
«Мышеловка» — одна из самых успешных пьес Агаты Кристи. Впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор не сходит с театральной сцены. Как и у «Свидетеля обвинения», у неё довольно неожиданная развязка, которую зрителей каждый раз просят держать в тайне. В 1980-х годах знаменитый советский актёр Владимир Басов написал по этой пьесе сценарий, но снять фильм ему было не суждено (в 1987 году он скончался). Работу закончил Самсон Самсонов и посвятил её памяти Басова.
«Мышеловка» в советском прочтении получилась камерной, в простых декорациях, по настроению чем-то напоминающей «Ищите женщину» Аллы Суриковой. Роль сержанта полиции Джорджи Троттера исполнил Никита Высоцкий, а миссис Бойл сыграла Елена Степаненко, которую, честно говоря, трудно узнать.
Хотя сериалы практически невозможно пересмотреть за выходные, не могу не упомянуть замечательный 12-серийный телефильм ВВС «Мисс Марпл» (1984–1992 годы) с незабываемой Джоан Хиксон в главной роли. Между прочим, сама Агата Кристи на премьере пьесы «Встреча со смертью», написала актрисе пророческую записку: «Надеюсь, в один прекрасный день вы сыграете мою дорогую мисс Марпл».
И, конечно же, британский сериал «Пуаро Агаты Кристи» (1989–2013 годы) с Дэвидом Суше в роли бельгийского сыщика. Что интересно, он к этому времени уже успел сняться в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть лорда Эджвера» «Тринадцать за обедом» (1985 год), сыграв… Кого бы вы думали? Инспектора Джеппа (Пуаро исполнил Питер Устинов)! Впрочем, Джепп получился у него не очень вразумительным. А вот к образу Пуаро актёр подошел более тщательно. «Я проделал огромную работу, — рассказывал Дэвид Суше в интервью. — Прочёл все романы и рассказы, посмотрел, как другие воплощали его на экране. В некоторых постановках, к сожалению, он предстаёт как шут, клоун…». Так же ему пришлось заниматься с преподавателем, чтобы придать речи лёгкий бельгийский акцент. Но результат того стоил! Невозможно представить себе другого Пуаро, и даже Альберт Финни, исполнивший эту роль в культовой экранизации Сидни Люмета «Убийство в «Восточном экспрессе» (1974 год), в подмётки не годится полненькому, самовлюблённому, но всегда справедливому, Эркюлю Пуаро Дэвида Суше.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.