Обращение к выпускникам: идите туда, куда зовёт вас дуэнде
Блоги27.06.2017

Обращение к выпускникам: идите туда, куда зовёт вас дуэнде

Образ дуэнде / Фото: Wikimedia Commons (godo)

Колумнист и корреспондент «Русского репортёра» и «Правмира» Алеся Лонская — о том, что оказывается важнее таланта, способностей и даже вдохновения.

На этой неделе у тысяч выпускников встает жизненный выбор: куда идти. Ни в одной книге по личностному росту, ни в одной статье «как найти своё призвание», ни в одном тесте профориентации нет того, что дало мне в жизни понимание испанского слова «дуэнде». Как понять ваше место в жизни? Ваше место там, где вы сражаетесь с дуэнде. Это всё.

«Дуэнде» в Испании — это душа исполнения фламенко, без которой это искусство становится невозможным. Дословно это испанское слово переводится как «дух», «невидимка», «домовой», но применительно к искусству оно приобрело другой смысл, и могло бы быть переведено как чувство, огонь, энергия творчества. Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка считал, что понятие «дуэнде» должно быть применено к любому искусству. Я же добавлю, что мой пост об искусстве в широком смысле. Ведь если вы делаете любое дело с дуэнде — оно становится искусством.

Лорка разделяет музу (у нас сказали бы вдохновение) и дуэнде тем, что муза — нисходит (её, как вдохновение, надо ждать). Однако с дуэнде надо сражаться. Его можно вызвать, но тот, кто сможет вызывать дуэнде в своём искусстве, никогда не сделает это в каком-то другом.

Вот, что говорит о дуэнде Лорка

«По всей Андалузии — от скалы Хаэна до раковины Кадиса — то и дело поминают дуэнде и всегда безошибочно чуют его. Изумительный исполнитель деблы, певец Эль Лебрихапо говорил: „Когда со мной дуэнде, меня не превзойти“. А старая цыганка-танцовщица Ла Малена, услышав, как Брайловский играет Баха, воспликнула: „Оле! Здесь есть дуэнде!“ — и заскучала при звуках Глюка, Брамса и Дариуса Мийо».

«Приближение дуэнде знаменует ломку канона и небывалую, немыслимую свежесть — оно, как расцветшая роза, подобно чуду и будит почти религиозный восторг. В арабской музыке, будь то песня, танец или плач, дуэнде встречают неистовым „Алла! Алла!“ („Бог! Бог!“), что созвучно „Оле!“ наших коррид и, может быть, одно и то же. А на испанском юге появлению дуэнде вторит крик души: „Жив господь!“ — внезапное, жаркое, человеческое, всеми пятью чувствами, ощущение бога, по милости дуэнде вошедшего в голос и тело плясуньи, то самое избавление, напрочь и наяву освобождение от мира, которое дивный поэт XVII века Педро Сото де Рохас обретал в семи своих садах, а Иоанн Лествичник — на трепетной лестнице плача».

«Если свобода достигнута, узнают её сразу и все: посвящённый — по властному преображению расхожей темы, посторонний — по какой-то необъяснимой подлинности. Однажды на танцевальном конкурсе в Хересе-де-ла-Фронтера первый приз у юных красавиц с кипучим, как вода, телом вырвала восьмидесятилетняя старуха — одним лишь тем, как она вздымала руки, закидывала голову и била каблуком по подмосткам».

Из лекции Федерико Гарсиа Лорки, прочитанной им в 1930 году в Гаване.

Собственно, Лорка сказал за меня почти всё. Я могла бы ещё рассказать о суперталантливой девочке, которую без экзаменов взяли на филфак МГУ. Она хотела и туда, и в музыку, и мучилась выбором. Ей говорили: куда с твоими мозгами в училище! Закончилось тем, что она «выгорела» в МГУ, бросила филфак и пошла выступать на сцену. Только ей не понадобилось для этого кончать училище. Недавно она давала концерт на 30 неделе беременности.

На самом деле, у неё не было выбора. Дуэнде сделал выбор за неё. Её талант выше училища

Я могла бы ещё рассказать о мальчике, который очень хотел заниматься журналистикой, но поступил в Университет леса, потому что инженер по деревообработке в 90-е — это стабильно, а «кто такой журналист». Первое, что он сделал там — пошёл в редакцию университетской газеты и устроил там шурум-бурум своими сатирическими публикациями. Очень скоро парень оказался на журфаке МГУ, бесплатно. Это дуэнде. Дуэнде помог ему создать собственное направление в журналистике, написать учебники и сделать огромное количество учеников. Не его учили на журфаке МГУ, нет. Дуэнде вёл его к тем знаниям, которые он получал, в обход популярных учителей, в обход тех, кто достиг потолка, но не мог полететь в космос.

Я могла бы ещё рассказать о себе, как чуть не пошла в музыку, старательно (но безуспешно) зубрила сольфеджио, которое мне никогда не давалось, несмотря на желание и любовь к музыке. И как однажды на уроке литературы нам дали задание закончить отрывок из «Братьев Карамазовых» (его окончание мы не знали, разумеется). Я писала всю перемену и когда я зачитывала его, класс замер. Как ночами я писала романы и поэмы, тренируясь вбивать в ворд буквы всеми десятью пальцами вслепую, потому что иначе не успевала за мыслью, и этот навык дался легко и автоматически — потому что иначе нельзя было работать. Как я безуспешно зубрила учебник по сольфеджио и как с первого раза вызубрила весь энциклопедический справочник по литературе, начиная от анафоры и заканчивая эпифорой просто потому, что было нечего делать. Любила ли я литературу? Не скажу, что особенно. Скорее даже нет. Экзамен по русскому я вообще провалила. Но именно язык был областью моего творчества, а не музыка. Любила ли я музыку? Да. Но дело оказалось не в любви. Тогда я сказала «какого чёрта» и бросила сольфеджио и фортепиано.

Все говорят: идите за способностями, за интересом, за желанием, за талантом. Я говорю: идите за дуэнде и только за дуэнде

Желания вас запутают, способностей бывает много. Сколько способных людей были подающими надеждами принцами, но никогда не стали королями. Там, где у вас просто способности, вы рано или поздно достигнете потолка. Потому что только дуэнде прошибает бетон и улетает в космос.

Там, где ваш дуэнде, у вас может не быть способностей и знания. Двоечник с дуэнде сильнее отличника, который имеет способности везде, но дуэнде потерял или не научился его слушать. Я вовсе не хочу сказать, что человеку с дуэнде не нужно учиться. Обязательно нужно, просто нужно учиться с дуэнде, потому что учиться без дуэнде всё равно, что ехать без бензина: придётся толкать машину или цеплять на буксир.

Там, где есть дуэнде, нет страха. Вы не боитесь осуждения, злословия, экзаменаторов, ошибок, конкурентов. Весь мир перестает для вас существовать. И даже если вы провалите экзамен, даже если вас не возьмут в универ, вы скажете: да пошли вы, у меня есть дуэнде. С дуэнде вас не может не заметить ваш настоящий работодатель — тот, у кого тот же дуэнде, что и у вас (у меня, кстати, диплом журфака нигде ни разу не спросили и, думаю, не спросят). С дуэнде вас не могут не заметить ваши ученики, ваша публика, ваши клиенты. Потому что если вы сражаетесь с дуэнде (читаете в этот момент лекцию, делаете букеты, играете на барабане, делаете операцию, ведёте машину, чините унитаз — не важно что, но в области вашего дуэнде) — вас нельзя не заметить. Окружающим будет казаться, что происходит какое-то чудо. Вы и сами не сможете объяснить, что именно вы делаете, чтобы получалось так.

Это дуэнде, дружище. Вдохновение нисходит, с дуэнде сражаются, дуэнде всегда за вашей спиной, он не уйдёт, как муза или вдохновение, его не нужно ловить и ждать

Вызывать свою энергию творчества — это ваша работа. Но дуэнде тяжёл, он крест, с ним сражаются с потом и кровью, и только сильный может справиться с ним в схватке. Но его нельзя победить, обуздать, оно всегда будет дразнить, увлекать, удирать, подставлять подножки. Следы сражения с дуэнде всегда будут на вашем лице следами недосыпа, недоедания, и в то же время горящие глаза будут выдавать в вас человека, который совершает сёрфинг на самой высокой волне.

Со своим дуэнде умер Джордано Бруно. Со своим дуэнде выжил Виктор Франкл. Дуэнде — больше чем жизнь. За него умирают и им живут. Там, где ваш дуэнде, потолка вы не достигнете никогда. Там только космос.

Летите в космос.

Читайте также
Комментарии(2)
Статья написана под шепот Дуэнде)))) Читала на одном дыхании, чуть позже перечту, смакуя. Легкость, вдохновение, какой-то летучий слог. Удивительно.
Стоит ли говрить, что полностью с Вами согласна. Наш выпуск музыкального училища был особенным, на курсе — 11 красных дипломов. Все яркие, талантливые… И памятен мне один случай, паренек-гитарист. В свое время он сбежал от мамы, занимавшей высокий весьма пост прокурора города, чтоб стать гитаристом. Но тут 90-е. И музыка оказалась очень ненадежным кормильцем. Парень таки прошел путь обучения в юридическом вузе. Стал адвокатом, умер он в 36 лет, от рака кожи, нелепая болезнь, которая считается женской. Мы встречались с ним, уже когда стало ясно, что ничего не изменить. Я помню его слова «Не по той дороге я пошёл, вот Бог мне её и сократил» Все же нельзя предавать Дуэнде… Надо идти за ним, раз ведет.
«ни в одной статье „как найти своё призвание“, ни в одном тесте профориентации нет того, что дало мне в жизни понимание испанского слова „дуэнде“». не нужно голословности, вся книга Барбары Шер «О чем мечтать» об этом)