От деревенского отчаяния до советского оптимизма: как менялся образ учителя в живописи

10 205

От деревенского отчаяния до советского оптимизма: как менялся образ учителя в живописи

10 205

От деревенского отчаяния до советского оптимизма: как менялся образ учителя в живописи

10 205

Про учителей пишут не только книги, но и картины. Мы собрали самые известные полотна русских художников, на которых изображены педагоги, и попробовали понять, как с течением времени менялся образ учителя в живописи.

Василий Перов. «Учитель рисования». 1867 год

Государственная Третьяковская галерея

Эта картина написана на деревянной дощечке размером всего 25 на 20 сантиметров. Прообразом главного героя современники называли художника Петра Шмелькова — талантливого живописца, который не сумел построить карьеры и зарабатывал на хлеб уроками. Больше 40 лет он преподавал рисование в кадетском корпусе, надеясь когда-нибудь вернуться в большое искусство, но этого не случилось. Уже после смерти Петра Михайловича был опубликован фототипический альбом его рисунков и эскизов, который впечатлил публику и увековечил Шмелькова в истории живописи как мастера жанрово-сатирической графики.

Вероятно, пожилой учитель на картине Перова, как и Шмельков, осознал под конец жизни, что он не реализовал свой творческий потенциал и амбиции. Потому его фигура пронизана отчаянием, обреченностью и трагизмом. Эта картина, как многие произведения Василия Григорьевича Перова, отражает судьбу «маленького человека».


Константин Трутовский. «Сельская учительница». 1883 год

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Эта картина, посвященная трагической судьбе сельских учительниц, — полотно крупнейшего мастера жанровой живописи XIX века Константина Александровича Трутовского.

Перед нами молодая учительница, которая сидит за столом над стопкой тетрадей, укутавшись в плед. Девушка выглядит еще молодой, но очень уставшей и болезненной. Рядом с ней, держа молочник и самовар, стоит крестьянин — возможно, хозяин избы, в которой ей выделили комнату. Он с сочувствием смотрит на учительницу, но учительница не замечает старика. Она смотрит сквозь стол, глубоко задумавшись о чем-то, будто сдерживая слезы.

В комнате скудная обстановка и легкий беспорядок: у печи валяется сено, половик под стулом скомкан, книги на полке стоят в хаотичном порядке, наваливаясь друг на друга. Очевидно, что девушке неуютно и тоскливо находиться в селе и она опустила руки.


Константин Трутовский. «Приезд учительницы», 1889 год

Государственный музей искусств Узбекистана

«Приезд учительницы» — это своего рода приквел к картине «Сельская учительница». Не исключено, что на нем изображена та же самая молодая учительница, которая проверяла тетрадки в холодной неуютной избе. И хотя девушка со второго полотна еще не работала в селе ни дня, она будто бы уже знает, что ничего хорошего ее здесь не ждет.

Главная героиня одета по городской моде — мы видим плиссированный подол юбки, пальто с оборками. Поэтому можно предположить, что она выпускница гимназии или епархиального училища, которая не сумела удачно выйти замуж.

В то время семьи среднего класса часто отдавали дочерей в гимназии, чтобы дать им профессию. Барышни рассчитывали найти после выпуска подходящую партию, но женихов всегда было меньше, чем невест, и выйти замуж удавалось не всем. Если до 23–24 лет брака так и не случалось, девушкам приходилось устраиваться на работу домашними гувернантками или школьными учительницами.

Сельским учителям платили мало, общаться им в деревне было не с кем — разве что с земским доктором, фельдшером или волостным писарем, поэтому с каждым годом шансы вернуться в город или найти мужа, стремительно уменьшались.

Главная героиня картины, вероятно, уже успела подумать обо всем этом в дороге — она ехала со станции даже не на санях, а на дровнях, и приехала к ветхой школе с покосившимися ставнями. Деревенским учителям в то время полагалась бесплатная комната с кухней и отоплением, поэтому, возможно, девушку поселили в самой школе.

На учительницу прибежали посмотреть крестьянские дети в лаптях и залатанных тулупах, но девушке не до них. Она обреченно смотрит под ноги, готовясь к тому, что в этом селе ей, возможно, предстоит провести всю оставшуюся жизнь.


Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». 1895 год

Государственная Третьяковская галерея

Одна из самых известных картин о школе — это «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» Николая Петровича Богданова-Бельского. На полотне изображен урок арифметики в деревенской школе конца XIX века. Учитель, которого можно заметить в левом углу — это реально существующий человек Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета.

В 1872 году С. А. Рачинский проникся идеями народничества и вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей. Педагог разработал уникальную методику обучения устному счету, которому придавал большое значение. По воспоминаниям учеников, он часто говорил: «С поля за бумагой и карандашом не побежишь. Задачи надо решать в уме».

Художник Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского, запечатлел на картине процесс вычисления в уме задачи, которая вошла в учебники как «последовательность Рачинского».


Владимир Маковский. «Приезд учительницы в деревню». 1896–1897 года

Государственная Третьяковская галерея

Перед нами типичный двор крестьянской усадьбы на юге России. Центральная фигура картины — учительница, которая приехала в деревню из города: на ней блуза сложного кроя, кружевное жабо, шляпка, а у ног саквояж и плетеная дорожная корзинка. Перед девушкой гостеприимно накрыт стол, но девушка даже не притронулась к еде. Хозяйка стоит за ее спиной и, подперев подбородок смотрит на бывшую гимназистку — то ли переживает, то та ничего не ест, то ли просто сочувствует молодой барышне.

Как и на картине К. А. Трутовского, на учительницу пришли посмотреть любопытные дети — они жмутся на пороге избы, издали наблюдая за новым человеком. Но девушка их не замечает, она грустно глядит куда-то вдаль — по ее позе и выражению лица можно догадаться, что она вовсе не рада тому, что оказалась здесь, и, скорее всего, предпочла бы блистать на балах и устраивать приемы.


Борис Кустодиев. «Земская школа в Московской Руси». 1907 год

Государственный Русский музей

Земская школа — это самый распространенный тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов до 1917 года. Школы предлагали трехлетний курс, в рамках которого детям преподавали русский язык и чистописание, арифметику, церковнославянский язык, а также Закон Божий и церковное пение (их преподавал священник).

На картине Бориса Кустодиева изображен стандартный урок в земской школе, где на одного учителя обычно приходилось по 6–12 учеников. Пятеро детей что-то пишут, еще двое читают книги вслух, стоя на коленях, — художник изобразил популярную практику наказания того времени. Осанка и поза пожилого учителя указывают на его строгий нрав и волевой характер, а отсутствие лишних предметов в избе и натертый до блеска пол — на серьезное отношение к процессу обучения.

И хотя учитель выглядит суровым, а ученики сосредоточенно смотрят в книги, картина не вызывает у зрителя чувства страха. Она наполнена теплым светом, коричневыми и зелеными тонами, которые создают атмосферу уюта. А еще обстановку «одомашнивает» черный кот, мирно спящий на подоконнике.


Ефим Чепцов. «Школьные работники (Переподготовка учителей)». 1925 год

Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки

Имя Ефима Михайловича Чепцова многим незнакомо, но он был талантливым живописцем и прожил увлекательную жизнь: много путешествовал, дружил с Максимом Горьким, преподавал в институтах. В основном он работал в жанре пейзажа и бытовой картины, а также соцреализма.

Картина «Школьные работники (Переподготовка учителей)» написана в традиционном стиле бытового жанра, где в облике каждого героя отражается новая советская эпоха. Известно, что Чепцов написал коллективный портрет своих знакомых — преподавателей села Медвенка Курской области. Но даже не зная этого, можно было бы догадаться, что перед нами сельские, а не городские учителя — женщины в косынках и длинных платьях и юбках, мужчины одеты в косоворотки и рубашки с поясом, обуты в высокие сапоги.

Картина написана в 1925 году, когда стартовала плановая работа по переподготовке учительства — с этого времени страна берет курс на формирование образа учителя-общественника, проводящего политику государственных структур.

Центральный персонаж и мужчина в правом углу читают одну и ту же методичку. Очевидно, они готовятся держать экзамен после прохождения краткосрочных курсов переподготовки и повторяют материал. Также на картине есть другие пособия: в левом углу на парте лежат книги «Третий фронт» и «Красная зорька». Что это может быть? «Третьим фронтом» социалистической революции А. В. Луначарский называл просвещение. Исходя из этого, можно предположить, что через книгу художник обозначает, что перед современным педагогом стоит задача бороться за нового человека и воспитывать его в рамках социалистической культуры. А «Красная зорька» — это книга для чтения в сельской школе, хрестоматия с рассказами о жизни и быте работников сельского хозяйства, которая указывает на то, что работать педагогам предстоит в деревнях и селах.

Помимо графиков и таблиц, на заднем плане мы видим плакат с пионером на фоне советского флага — еще одну примету нового времени.

Интересно также, что две женщины изображены на полотне курящими — в 1920-е годы в СССР активно пропагандировалась польза курения и папиросы даже рисовали на агитационных плакатах.


Игорь Раздрогин. «Сельская учительница». 1958 год

Государственная Третьяковская галерея

К 1950-м годам в СССР уже в каждой деревне была хотя бы одна школа, а учителя обрели достаточно высокий социальный статус представителя интеллигенции, который просвещает население. Про педагогов писали книги и снимали кино, восхваляя их высокие моральные качества: самоотверженность, энтузиазм, любовь к ученикам и заботу о них, а также скромность.

На картинах 1950–80-х годов учителя чаще всего изображаются опрятно одетыми, с высоко поднятой головой, твердой осанкой и кроткой доброжелательной улыбкой. Одна из самых известных работ этого периода — «Сельская учительница», которую Игорь Александрович Раздогин написал к Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».

Полотно принесло художнику известность, государственную премию, а также серебряную медаль Международной выставки 1959 года в Вене. В отличие от своих предшественниц, сельских учительниц К. А. Трутовского и В. Е. Маковского, главная героиня Раздогина ни о чем не печалится — она спешит на урок с книгой в одной руке и портфелем в другой. Она скромно одета: в красный платок, простое пальто и вязаные рукавички. Весь ее облик подчеркивает, что наряды девушку не заботят: ей гораздо важнее внутренне, чем внешнее.

Любопытно, что в 1990-е годы Раздогин написал новый вариант картины «Сельская учительница», где у героини более суровое выражение лица, а с заднего плана пропало целое село — вместо домов на противоположном берегу реки остался лишь заснеженный пустырь.