11 сериалов, которые редакция «Мела» смотрела в 2023 году: для родителей, но совсем не про детей
11 сериалов, которые редакция «Мела» смотрела в 2023 году: для родителей, но совсем не про детей
В новогодние каникулы у многих из вас появится свободное время. Это будет непривычно и ново, но не пугайтесь: мы знаем, чем это время можно будет заполнить. Встречайте — сериальный план на выходные от редакции «Мела».
«Большая секунда» (Россия, 2023)
Елена Акимова, главный редактор:
«Он и она — сценаристы и бывшие любовники — встречаются на новом проекте: им нужно придумать сериал про служебный роман в музыкальной школе. Это что-то вроде рамки истории: за тем, как эти двое весь сезон сидят в одной и той же переговорке, прорабатывают сюжет, разбираясь параллельно с претензиями друг к другу, наблюдать довольно любопытно. Но еще интереснее смотреть сериал, который у них в итоге получается — он занимает большую часть экранного времени, редактируется на наших глазах и его героям мы в итоге сопереживаем даже сильнее. В общем, перед нами такой роман в романе, но немного рушащий законы жанра. Потому что на первый план тут выходят не герои-авторы и их история, а произведение, которое у них получилось.
Про этот сериал почти не говорили, его точно никто не пытался запретить или как-то порицать, актеры в нем снялись не самые раскрученные (но классные и талантливые) — и это огромное преимущество. Если вы еще его не смотрели, то смотреть пойдете без предвзятости и груза чужих мнений. И, скорее всего, включив первый эпизод, так и не сможете выключить, пока не досмотрите до конца.
Фан-факт: Виктор Шамиров и Ольга Мотина-Супонева, исполнившие роли сценаристов вымышленного сериала, — реальные сценаристы «Большой секунды»».
«Библиотекарь» (Россия, 2023)
Анастасия Никушина, специальный корреспондент:
«Я не могу назвать себя фанатом жанра фэнтези, а о Михаиле Елизарове — чуть ли не культовом авторе, по книге которого и снят сериал, — узнала уже после просмотра первой серии. «Библиотекарь» — явно нишевая история, которая, впрочем, смогла выйти и на новые аудитории. Сериал точно не без изъянов: бои хочется поэпичнее, съемку — поизобретательнее, костюмы — покруче. И чувство, что речь идет о ролевиках, все-таки есть. Но это не мешает, закрыв глаза на пару ляпов в сценарии, увлечься историей героев и пройти ее с ними до конца, получив неординарно пафосный, непростой вывод в финале.
Отпугнуть может слишком уж незамысловатая картинка для такого уровня пафоса, лицо второго по популярности непо-бейби российского кинематографа (хотя у меня нет вообще никаких вопросов к игре Никиты Ефремова) и определенный идеологический заряд. Но если вы готовы к условностям, «Библиотекаря» посмотреть точно стоит.
Тем более, как показал прокат, фэнтези нам ближе, чем кажется: в сентябре уже «Кинопоиск» объявил о том, что запускает в производство сериал по вселенной «Дозоров». Возможно, впереди ренессанс городского фэнтези в российских декорациях».
«Грызня» (США, 2023)
Екатерина Иосифова, редактор:
«Американская студия независимого кино А24 в 2021 году выпустила фильм «Всё, везде и сразу», победивший в семи номинациях премии «Оскар», а в 2023 — сериал «Грызня», который получил 13 номинаций на премии «Эмми».
Как и в нашумевшем фантастическом боевике, в сериале «Грызня» режиссеры и актеры — люди азиатского происхождения, которые отходят от каноничных американских типажей и клише.
Сюжет начинается с небольшого дорожного конфликта, который с течением времени превращается в большую вражду. А главные герои, которые кажутся полными противоположностями, под конец становятся одним целым, как инь и ян. Встреча друг с другом, с одной стороны, разрушает героев, а с другой — дает им шанс вновь обрести себя и вернуться к истокам.
Помимо динамичных сюжетных тропов, в сериале много необычных художественных аудиовизуальных приемов, которые раскрывают характеры персонажей и помогают их понять. Так, к примеру, каждая серия имеет свое название: цитату из Сильвии Плат, Карла Юнга, Джозефа Кэмпбелла, Кафки, — которое намекает на внутренние изменения, происходящие в героях. С каждым новым эпизодом накал эмоций усиливается, наружу прорываются истинные чувства героев, сюжет все дальше отходит от рамок комедии и становится сначала драмой, а затем экшеном».
«Захваченный рейс» (Великобритания, США, 2023)
Анастасия Широкова, редактор:
«О чем: адреналиновая история про захваченный самолет, который пытаются спасти и в небе, и на земле. Неожиданные повороты обеспечены.
Я даже не знаю, с чего начать: с потрясающей игры актеров, саундтрека, который будет преследовать вас вечность, или с сюжета, где сочетаются катастрофа и детектив. Идеальный вариант для тех, кто устал от позитивных/волшебных/одних и тех же историй и хочет попытаться распутать дело и понять, кто виноват в захвате самолета, где летит гениальный Идрис Эльба.
«Убийства в одном здании» (США, 2021)
О чем: два скучающих деда и их молодая соседка расследуют убийства в их доме и запускают об этом подкаст. На вечный вопрос «Кто убийца?» получится ответить только ближе к концу.
Потрясающий детектив, который начинался как пародия на жанр, а теперь продолжается как отличный сериал про убийства. За трио Селены Гомес, Стива Мартина и Мартина Шорта, которые, как Гарри, Рон и Гермиона, всегда оказываются не в том месте не в то время, но переигрывают это в свою пользу и начинают записывать тру-крайм подкаст, безумно интересно следить».
«Беса» (Сербия, 2018)
Андрей Тестов, заместитель главного редактора:
«Сериалы про убийства много лет назад стали для меня одновременно и способом отключить голову, и возможностью посмотреть мир и людей. Сначала был «Мост», который помог узнать Швецию и Данию, потом английские «Незабытые», исландский «Капкан», австро-германский «Перевал», турецкая «Личность» и «Край», действие которого происходит на Фарерских островах.
В современных сериалах про убийства, как правило, бодрые качественные сценарии, потрясающие съемки природы, и, главное, из них можно узнать, в какой квартире живет честный коп из маленького городка в Исландии или что едят на завтрак пожилые состоятельные жители Стамбула.
В 2023-м моим главным открытием в рамках жанра стал мощный, плотный и очень красивый сербский сериал «Беса». Это история о том, как живущий в центре Белграда таксист, совершенно этого не планируя, становится успешным наемным убийцей. И ездит по своим киллерским делам то в прекрасную солнечную Хорватию, то в не менее прекрасную Албанию, про которую когда еще вообще вспомнишь, как не в сериальный вечер.
Да, «Беса» — это не про чертей и Достоевского, в переводе с сербского это слово переводится как «клятва»».
«Пищеблок» (Россия, 2021)
Лала Шарафян, редактор спецпроектов:
«Стыдно признаться, но я не люблю сериалы. На мое детство пришелся миллион бразильских мыльных опер, которые мы с бабушкой смотрели каждый вечер (да, я до сих пор помню, как звали героев «Клона»). И, кажется, они отбили у меня желание наблюдать за развитием сюжета больше 10 серий подряд.
Пару раз в год у меня все же появляется интерес к новинкам стримингов. Тогда я устраиваю сериальный марафон: смотрю один сериал или сезон за выходные. Так случилось с «Пищеблоком», и он — моя однозначная рекомендация! История про вампиров в пионерском лагере понравилась даже моему мужу, который совсем не любит фэнтези. Второй сезон советовать не буду, хотя там есть интересные сюжетные твисты, но первый получился просто отличным».
«Укрытие» (США, 2023)
Елизавета Луговская, ведущий редактор:
«В центре сюжета — люди, живущие в огромном постапокалиптическом бункере. Они убеждены, что внешнего мира больше нет, а выходить наружу смертельно опасно. Поэтому занимаются рутиной (насколько это возможно) — строят отношения, учатся, ходят на работу. При этом их уровень жизни зависит от этажа, на котором они живут. В бункере 144 этажа. На нижних — бедняки и рабочие, на верхних — элита и руководство. Которое, кстати, довольно активно контролирует все происходящее. Например, чтобы завести ребенка, нужно получить официальное разрешение от главного врача.
Конечно, в таком мироустройстве не обходится без бунтарей, задающихся логичными вопросами: как долго просуществует бункер? Хватит ли ресурсов на всех? Почему в убежище так много правил и запретов?
Среди них и главная героиня, которую играет Ребекка Фергюсон. Расследуя таинственное убийство близкого человека, она начинает находить улики, подсказывающие, что в устройстве их бункера все не так однозначно. Возможно, жизнь за его пределами все-таки есть. И кто-то тщательно пытается это скрыть.
Этот сериал не несет какой-то высокой интеллектуальной нагрузки, но он увлекает с первой серии и отлично разгружает голову. Мне кажется, он точно понравится любителям «Остаться в живых» или сериала «Сотня». Но учтите, что он еще не доснят до конца, а обрывающийся сюжет на самом интересном иногда оставляет не очень приятное послевкусие».
«Падение дома Ашеров» (США, 2023)
Данил Плеснявый, руководитель отдела спецпроектов:
«В этом году вышла очень удачная адаптация рассказа Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». История осталась примерно такой же: Родерик Ашер, владелец фармацевтической компании, находится под следствием за продажу опасных препаратов. Информацию об этом сдал кто-то из членов семьи, поэтому Родерик решает собрать всех близких людей и объявляет награду тому, кто вычислит информатора.
Создатели перенесли сюжет из викторианской Англии в современный мегаполис, при этом почти не изменив события. Мрачный, загадочный и готический, прямо как первоисточник, сериал захватывает все внимание. Персонажи хорошо прописаны, у каждого есть мотивация к предательству, поэтому в какой-то момент начинаешь подозревать каждого из них. Да и посмотреть его можно за пару дней, идеально для новогодних каникул».
«Струны» (Россия, 2021)
Людмила Чиркова, редактор
Каждый музыкант мечтает выиграть конкурс Чайковского, а тот, кто не мечтает, просто нагло врет. В центре сериала четверо талантливых студентов-виолончелистов из Музыкального училища им. Гнесиных. И каждый из них мечтает не только сыграть на конкурсе, но и попасть к новому преподавателю, которого со скандалом выгнали из Нью-Йоркского симфонического оркестра. Интересно все-таки почему?
Наблюдать за мальчиком-паинькой, играющим очень технично, но без души, девочкой, которая сбегает от отца по простыням с виолончелью наперевес, чтобы не выходить замуж и за виолончелистом-хакером — сплошное удовольствие. А последняя героиня естественно окажется не так проста.
Много прекрасной классической музыки, еще больше роскошных аранжировок и вот уже квартет «Струны» завирусился в сети. Спойлер: много любовных линий и еще больше изнанки мира музыки, о которой вы бы хотели узнать.
«Хор» (Россия, 2019)
Кеша — мальчик-мажор из семьи дипломата, у Кати мама уехала жить к любовнику, оставив их с папой — обычным физиком из НИИ, а Юра ютится в комнате в коммуналке с младшей сестренкой, мамой и дедушкой. Всех их объединяет детский хор Грачева. Хор, который репетирует Ave Maria под сводами храма и поет Вивальди вместо патриотических песен. На дворе 1972-й год, и это, естественно, немыслимая история.
Один год из жизни хора и его учеников с интригами в партийных верхушках, жизненными неурядицами обычных детей и их родителей и бесконечным количеством препятствий, которые приходится преодолевать, чтобы просто петь.
Каждая серия заставляет вспомнить свое детство, по-другому посмотреть на своих родителей и порадоваться тому, что сейчас всё совсем иначе.
Фото на обложке: 20th Century Fox Television / 20th Television / Rhode Island Ave. Productions / 40 Share Productions / Another Hoffman Story Productions