Почему русские мультфильмы — самые душевные

Создатель «Смешариков» — о том, почему они так популярны, чего не хватает нашей анимации и чего хотят современные дети
13 388
Анатолий Прохоров и Пластилиновая ворона, 2007 год / Изображение на обложке: РИА Новости (Алексей Даничев)

Почему русские мультфильмы — самые душевные

Создатель «Смешариков» — о том, почему они так популярны, чего не хватает нашей анимации и чего хотят современные дети
13 388

Почему русские мультфильмы — самые душевные

Создатель «Смешариков» — о том, почему они так популярны, чего не хватает нашей анимации и чего хотят современные дети
13 388

В России не так много вещей, которые высоко ценят за её пределами. Мультипликация — одна из них. Анатолий Прохоров, один из основателей студии «Пилот» и художественный руководитель проекта «Смешарики», рассказал «Мелу», почему русские мультфильмы глубже, чем зарубежные. Но почему их пока так мало (пусть даже они очень хорошие).

Почему наша мультипликация отстаёт от американской

За 50 лет «Союзмультфильм» сделал около 1500 десятиминутных мультфильмов, из которых около 300 — действительно интересны, и их продолжают смотреть сегодня. Среди них культовые — «Ёжик в тумане», «Каникулы Бонифация», «Жил-был пёс». Так работает закон Парето: 20% продукции стоят того, чтобы быть замеченными, остальные 80% — это балласт, который никого особо не интересует.

Сейчас, после сложных 90-х годов, наше мультипликационное кино снова замечают на фестивалях, но по объёмам производства мы занимаем очень скромное место. В Китае выпускают около тысячи часов анимации в год, в то время как мы рисуем только 30-40 часов. Уже полвека в США и почти тридцать лет в Европе анимация — это огромная индустрия, настоящий промышленный комплекс.

Современный анимационный рынок — третий по денежным оборотам после космического и фармацевтического

Условно говоря, российская анимация пытается перейти от первой промышленной революции ко второй, когда во всём мире грядёт уже четвёртая. Причина в том, что нам катастрофически не хватает качественного профильного образования.

Анатолий Прохоров и Крош

В Америке сложился мощный институт профессионального анимационного образования. В каждом крупном городе есть киношкола с отделением анимации при гуманитарном университете, и таких университетов в городе — минимум два. Современное образование — это ручная работа над каждым студентом, но в промышленных масштабах.

У нас ничего подобного пока нет. Мультипликаторов готовят только во ВГИКе, единственная школа в регионах — кафедра анимации факультета дизайна Уральской художественной академии. Нехватку кадров студии восполняют сами — это классический американский подход, который практиковал Дисней. Мы, конечно, переняли этот опыт, в этом нет ничего зазорного. Свои школы открыли мультипликационная студия «Шар» и студия «Пилот», которая сняла «Смешариков». Работают небольшие частные школы, но, как правило, только в Москве. Поэтому мы не можем достигнуть такого масштаба производства, как во всём мире.

Чем русские мультфильмы нравятся иностранцам

Союздетмультфильм образовался в 1936 году благодаря комсомольскому работнику и фанатику мультипликации Виктору Смирнову. Он поехал в Америку и договорился со студиями Диснея и Флейшера, ещё одного гиганта ранней американской анимации, что они привезут в Советский Союз необходимое оборудование и учителей, которые объяснят, как им пользоваться. Так что корни «Союзмультфильма» — в «Диснее» и Флейшере.

Советский режиссёр и сценарист Виктор Смирнов (1896–1946)

Французский поэт Поль Валери произнёс однажды гениальную фразу: «Лев состоит из хорошо переваренного барана». Россия — уникальная страна, которая очень многое перенимала из-за рубежа, вольно или невольно. Но потом так переваривала всё это в своём сумасшедшем национальном организме, что всегда получалось нечто новое. То же самое произошло с анимацией.

За рубежом студенты в основном изображают то, что нетривиально, эпатажно и провокационно, а наши мультипликаторы всегда говорят о душе. Иностранцы не без оснований считают, что русские — резкие и неотзывчивые, но русские мультипликаторы — это нежные люди. Нежные ко всему, что они видят — соседям, действительности, кошкам, даже начальникам.

В этом смысле коммерчески успешный, в том числе за рубежом, мультсериал «Маша и медведь» — настоящая российская мультипликация, несмотря на то, что это классическая клоунада по законам «Тома и Джерри». Её выпускают бывшие и настоящие сотрудники студии «Пилот», где нарисовали «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег». «Маша и Медведь» унаследовала комическую атмосферу этих мультфильмов, и это отличает её от иностранных коммерчески успешных мультиков.

В чём секрет популярности «Смешариков»

Изменений в образе жизни сегодня слишком много. Любой прогноз сегодня — это прогноз на вчера. Поэтому, когда мы рисуем мультфильм, то не учитываем особенности восприятия информации у современного поколения. Можно бежать впереди паровоза, но очень трудно оказаться быстрее скорости звука, с которой идут цивилизационные изменения. При этом мы серьёзно прорабатываем педагогическую основу мультфильмов.

16 ноября Анатолий Прохоров вместе с другими экспертами примет участие в круглом столе «СМИ для детей — за или против?», который пройдёт в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. На форуме жители и гости Петербурга смогут послушать открытые лекции, поучаствовать в мастер-классах, посмотреть концерты и спектакли.

Проект «Малышарики» готовили восемь лет, и за это время сменилось три развивающих концепции, на «Смешариков» ушло полтора года. Любой экранный продукт, мультфильм или игра, последние сто лет делается по одному правилу: в нём должно быть много событий, динамичный и насыщенный сюжет. А теперь задумайтесь, в состоянии ли обыденный мир ребёнка составить ему конкуренцию? Мы создали мир, в котором хочется находиться, и жалеем, что наша жизнь протекает не там. Никто не знает, как выйти из этого противоречия, кроме, пожалуй, трансгуманистов, которые предлагают создать себе компьютерное тело и целиком уйти в виртуальную реальность.

Фрагмент первой серии «Смешариков»

Заслуга «Смешариков» в том, что сериал, который начинался как исключительно детский, спустя время превратился в семейный. Это несказочные истории про взрослый мир, сложность человеческих отношений, семью и команду, но без насилия, кулаков и менторства.

Больше всего мне нравится, что в нём нет одного злодея, против которого все борются. «Смешарики» — это мультфильм на вырост, с двойным дном, когда ребёнок и подросток смотрят одну серию, но для каждого она о своём. Недавно один подросток сказал мне: «Я пересмотрел „Смешариков“, да это же совсем про другое!».

В мультике взрослые идеи и герои фильма. Поэтому некоторые родители категорически против, чтобы их дети смотрели «Смешариков». Наверное, им нравится ограждать ребёнка. Потому что они сами так воспитаны, им не хватает родительского профессионализма. Я встречал отцов, которые приходят в школу и просят открыть авиамодельный кружок: «Я помню, как мне это было интересно». Так это тебе было интересно 20 или 30 лет назад, а не твоему ребёнку сегодня!

Недавно моя дочь заявила: «Мне надоел папа, этот большой ребёнок». Меня поражают современные дети: уже в пять-шесть лет у них формируется личность, и они гораздо более требовательны к окружающему миру, чем предыдущие поколения. Они говорят не «Купи мне куклу», а «Посмотри на меня, поговори со мной и почувствуй меня». Наша роль в воспитании детей за последние десять лет кардинально изменилась. Теперь быть родителем — это профессия, которая требует большой работы над собой.

Полную запись интервью с Анатолием Прохоровым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16.00 на радио «Говорит Москва».