Не только одинаковые Колобки: как сделать так, чтобы дети любили театр
Не только одинаковые Колобки: как сделать так, чтобы дети любили театр
Ковидные ограничения постепенно снимаются — мы снова (и с удовольствием) ходим на выставки, в кино, театр. В последнем, к слову, прямо сейчас происходит много всего интересного. В эфире нашей «Радиошколы» куратор программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска» Анна Казарина рассказала, какие именно постановки впечатлят детсадовцев, школьников и подростков.
Зачем современным детям театр
Сейчас очень много детей ходят в театр, и самая интересная тенденция, что ходят они туда в основном с родителями, а не классами. Конечно же, есть культ похода с классом, и, как правило, это выходы на определенную постановку по литературе, которую проходят в школе. Но если показывать детям театр как продолжение школы, как обязаловку, то он в их сознании таким и останется.
Поэтому важно ходить в театр просто для удовольствия, с родителями, с семьями друзей. Я работаю в Московском театре кукол и вижу, что к нам приводят детей всех возрастов: младенцев даже приносят на руках, а дети от одного года уже приходят с родителями за ручку. И потом они остаются в этом театре — растут вместе с нами. А когда приходят на наши постановки с классом, уже не сопротивляются, для них поход в театр — это здорово, это отличный шанс хорошо провести время.
При этом я не считаю, что каждый ребенок обязан ходить в театр на протяжении всего своего детства. Кому-то там может быть просто неинтересно, есть дети, которые театр не воспринимают. А есть, наоборот, те, кто не любит в кино, а в театре им нравится, их захватывают живые постановки. Все, безусловно, зависит от воспитания и традиций семьи, но при этом и совершенно нормально то, что, походив с родителями до 8 лет на спектакли, потом ребенок откажется от этого вида досуга.
Готов ли театр к переменам
Даже в современном театре довольно много Колобков, гусей-лебедей и прочих традиционных героев, поэтому в постановках легко запутаться. Можно посмотреть все подобные спектакли и не найти между ними ни одного принципиального отличия. Но дело в том, что отчасти этому способствуют зрители.
Как правило, взрослые хотят вести своих детей на то, что они когда-то смотрели сами. Более того, они желают видеть спектакль, поставленный тем же языком и в той же форме, который смотрели в своем детстве. Отчасти из-за этого театры боятся делать что-то новое, боятся идти на какие-то экспериментальные вещи. Не все режиссеры готовы видеть в старых текстах связь с современностью и нынешними поколением. Как и браться за новый материал.
Но, к счастью, постепенно этот страх все-таки уходит. И связано это не только с московскими и петербургскими театрами, но и с региональными. Сформировалось много лабораторий и экспериментальных постановок, на сценах театров появилась современная проза, а для детей и подростков ставится современная драматургия.
И это очень здорово, потому что новое время, конечно, требует нового языка и историй
Конечно же, классические спектакли все еще существуют — те, где актеры на сцене, присутствует 4-я стена, а гости сидят в зрительном зале и опасаются пикнуть или достать телефон. И это тоже хорошо. Но в дополнение к ним появляется и много интерактивных постановок, где нет традиционных сцены и занавеса, зато есть элемент интерактива, с актерами можно взаимодействовать.
Например, «беби-спектакли» — постановки для самых маленьких, предполагающие включение малыша в театральную среду. В этом случае нет разделений между зрительным залом и сценой и момент тотального интерактива — одна из основ концепции такого театра.
Недавно в Хабаровске я была на спектакле про космос по книге Стивена Кинга — это «Тайна Вселенной» режиссера Олега Христолюбского. Постановка проходила на первом этаже театра, прямо в фойе. Каждое помещение, в том числе и гардероб, были задействованы — там что-то происходило. На протяжении двух часов зрители бегали по этим пространствам вместе с актером, исполняющим роль ребенка. Между ними не было никакой дистанции. И это было потрясающе — через полчаса дети начинали воспринимать высокого, явно взрослого актера как своего друга.
Конечно, тут очень важно видеть разницу между театром и какой-то анимацией, но это уже работа режиссеров и актеров, чтобы все-таки театр оставался театром, а спектакль — спектаклем.
Актуальны ли сейчас кукольные постановки
Я уверена, что театр кукол — это лучший театр, который есть на свете. Он очень неочевидный, многогранный, непредсказуемый. И он также не стоит на месте, развивается — как и все остальные. Хотя многим до сих пор кажется, что в кукольном театре так и остались только ширмовые спектакли, спектакли с ростовыми или с перчаточными куклами и что это уже никого не интересует.
А ведь сейчас, например, есть планшетная кукла, которая ходит по столу и двигается, ею управляют несколько человек. Но и ей скоро может прийти на замену что-то новое.
Театр кукол метафизический, он самый глубинный из всех театров. Потому что, когда тебя захватывает движущаяся деревяшка и в тебе что-то просыпается эмоциональное, глубокое, это очень необычно и дорогого стоит.
Сейчас в Москве появился театр предмета — Object Theater, в Европе уже довольно известное направление, где героем может стать любой совершенно обычный предмет. Театр кукол берет совершенно неочевидные темы и отсюда.
А еще сейчас в театре кукол много спектаклей ставится и для взрослых. И порой они не только не уступают драматическим спектаклям по эмоциональному воздействию, задумкам, качеству, но и даже превосходят их во многих вещах.
Как увлечь подростка театром
Про подростков говорят много разного и в том числе нехорошего. Но если они приходят и видят хороший спектакль, то сразу же забывают, что выросли на тиктоке, на алгоритмах социальных сетей. Потому что театр, в отличие от других видов искусства, говорит с подростками напрямую о том, что у них болит. Он быстро реагирующий, актуальный, моментально меняющийся. Например, в спектакль, которые играется сегодня, можно интегрировать какую-нибудь актуальную новость, в нем можно отразить текущую повестку.
Пролистывая ленту в инстаграме, вряд ли подросток думает о своих тревогах. А когда он приходит и видит, как на сцене разыгрывается трагедия (спектакли для подростков в основном довольно проблемные), то чувствует, что его внутреннее беспокойство в определенный момент превращается в оголенный нерв или кровоточащую рану.
Театр дает возможность поговорить на темы, которые подросток, возможно, сам не поднимет
Во время постановки, обмениваясь энергией с актером и с теми, с кем пришел, начинаешь испытывать общие эмоции, происходит эмпатия, зарождается новая взаимосвязь. То, о чем потом можно говорить, над чем можно вместе плакать или смеяться.
Я часто слышу от родителей, что после совместного похода в театр они начали разговаривать со своим ребенком о том, что только что увидели. И это сложные темы: развод, смерть близкого человека, потеря друга.
А самое потрясающее, когда ребенок приходит на спектакль уже сам, без родителей, потому что хочет. Это считается большой победой и радостью. С 14 лет это можно делать, и вот с этого возраста подростки покупают билеты на свои карманные деньги. И когда они приходят одни, то кажутся уже более сдержанными, официальными, лучше вовлекаются и даже отключают телефоны — а это дорогого стоит.
Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
На обложке: спектакль «Подвиг Геракла» из программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска». Молодежный театр, Челябинск. Фото: Игорь Шутов