Я у мамы Супермен: как устроены отношения родителей и детей в кинокомиксах
Я у мамы Супермен: как устроены отношения родителей и детей в кинокомиксах
Супергерои в кинокомиксах обычно спасают человечество от инопланетных угроз и, конечно, защищают своих близких. Правда, семьи есть не у всех. К примеру, Тони Старк (Железный человек) и Брюс Уэйн (Бэтмен) потеряли родителей ещё в детстве. Но именно память о родителях помогла им стать супергероями.
«Стражи галактики»
Свежий сиквел хулиганского кинокомикса «Стражи галактики» подарил нам пару неординарных примеров отношений с родителями. Стражи галактики — самые странные персонажи самой большой и прибыльной серии фильмов по комиксам (да и просто самой прибыльной серии фильмов). В их мультипланетной команде весельчак-землянин, похищенный пришельцами, крутая зеленокожая женщина-киборг, тупой, но трогательный качок, циничный говорящий енот и милейшее разумное дерево. В первом фильме этим тогда ещё рецидивистам-неудачникам пришлось объединиться ради спасения родной галактики, а заодно ради второго шанса.
В сиквеле герои продолжают работать вместе. На очередной опасной миссии Питер Квилл a.k.a. Звёздный лорд, сирота с Земли, впервые встречает отца, которого всегда мечтал разыскать. Землянин почти сразу пожалеет, что его мечта не осталась мечтой: папаша хоть и бог со своей личной планетой, зато негодяй, расист, эгоист и нарцисс, относящийся к сыну не иначе как к инвестиции. Но Квилл — не единственный Страж, у которого проблемы с отцом. Фильм сообщает кое-какие подробности о детстве Гаморы, боевой подруги Питера, и приёмной дочери некоего Таноса, самого могучего и загадочного злодея киновселенной Marvel. Кстати, это первая деталь во франшизе, которая объясняет, почему он, собственно, злодей. В общем, фильм подталкивает к выводу, которого как-то не ждёшь от попсовой картины: не любых родителей нужно любить. Монстров не нужно.
«Бэтмен против Супермена»
Авторы кинокомиксов уверены, что в слове «сверхлюди» главное «люди», а не «сверх». В истории об исключительном человеке непременно должно быть что-то универсальное, иначе не видать ей зрительской эмпатии. Мама и папа как раз то, что нужно. К примеру, в фильме «Бэтмен против Супермена», где схлестнулись два самых знаменитых героя в плащах, ослабшего Супермена спасло упоминание о его приёмной земной матери. Только тогда Бэтмен (обычный человек без суперспособностей) увидел в криптонце себе подобного, а не летающую угрозу из космоса.
Далеко не всем героям так везёт на родителей, как Стражам галактики: обычно их всё-таки связывают более тёплые отношения. Самый хрестоматийный пример как раз Бэтмен, которому было восемь, когда он лишился родителей: убийца подкараулил чету богатых промышленников у кинотеатра и расстрелял на глазах у сына. Именно память о семье заставляет миллиардера Брюса Уэйна надевать маску и сражаться с преступностью. Главный мотив героя в фильме Кристофера Нолана «Бэтмен. Начало» — сделать город Готэм таким, каким его хотел видеть Уэйн-старший.
«Железный человек»
Вообще, преемственность поколений, передача ценностей от отца к сыну — частый сюжет супергеройского кино. Взять, например, первого «Железного человека», с которого началась та самая киновселенная Marvel: Тони Старк, изобретатель и наследник многомиллионного состояния, из кожи вон лезет, лишь бы не посрамить имени своего знаменитого отца. Собственно, и Железным человеком он стал, чтобы защитить репутацию семейного бренда.
Другого персонажа Marvel, Тора, и вовсе лишают магической силы до тех пор, пока он не докажет, что достоин быть наследником царя Одина. Недавно в киновселенной появился супергерой Чёрная пантера: пост воина-леопарда, защищающего государство Ваканда, передаётся в королевской семье из поколения в поколение.
«Человек-муравей»
Сами супергерои тоже бывают родителями. И это, безусловно, признак взросления жанра, который по-прежнему считается подростковым кино. В камерном, под стать персонажу, владеющему технологией уменьшения, блокбастере Marvel «Человек-муравей» героев мотивирует именно отцовство. Оба Муравья, старый и молодой, учитель и ученик, борются со злом, чтобы заслужить уважение и любовь своих дочерей. Одному мешает воссоединиться с семьёй эмоциональная глухота, другому — криминальное прошлое, и всё это придаёт истории про миниатюрного солдата совсем не игрушечный драматизм.
«Отряд самоубийц» и «Логан»
«Отряд самоубийц» — в целом дурацкий фильм о команде суперзлодеев, нанятых правительством для благой цели — тоже встраивается в эту тенденцию: киллер Дэдшот так хочет быть героем в глазах дочери, что становится им взаправду. А «Логан» Джеймса Мэнголда, самый необычный кинокомикс последних лет, который подвёл черту в серии фильмов о Росомахе, рассказывает о постаревшем герое, утратившем не только часть способностей, но и смысл существования. Практически случайно Логан узнаёт, что у него есть «дочь» — девочка-мутант, клонированная из его клетки. Именно забота о ребёнке помогает ему заново найти цель.