Почему Нобелевка Боба Дилана это правильно
Почему Нобелевка Боба Дилана это правильно
После объявления нобелевским лауреатом по литературе рок-музыканта Боба Дилана у этого награждения появилось неожиданно много противников. В соцсетях стали шутить, что скоро премию дадут микроблогеру, имея в виду и прошлогоднее награждение Светланы Алексиевич за почти журналистскую прозу. Ну и заодно припомнили всех не награждённых великих поэтов.
Именно поэтому придётся объяснить, почему премия Дилана — лучшее решение Шведской академии за долгие годы. В XX веке Нобелевскую премию по литературе во многом справедливо обвиняли в чрезмерном увлечении политикой. Действительно, тот же Солженицын, нисколько не уменьшая его литературные таланты, получил премию через восемь лет после первой публикации, а большинство писателей её ждут десятилетиями. Писателя Генриха Бёлля подчеркнуто награждали за послевоенное возрождение немецкой литературы. Финн Франс Силланпяя получил премию в 1939 году — в год советского вторжения в Финляндию. Список таких примеров можно продолжать долго.
Поэтому последние 20 лет Шведская академия максимально избегает решений, которые ассоциировались бы с политикой, зато имели бы большее отношение к литературе
Но это увлечение академиков, как выяснилось, тоже не пошло премии на пользу. Академиков стали упрекать в «эстетстве»: все больше в последние годы награждались авторы, чьи литературные достоинства могут оценить во многом лишь литературоведы и критики.
В 2015 году наградили Светлану Алексиевич, которая создала серию книг, состоящую из записанных ее воспоминаний других людей. Критики этого награждения упрекали шведских академиков за то, что они опустились до награждения фактически журналистики. А в этом году они наградили рок-поэта. И это награждение нам говорит, кажется, о перезагрузке литературного «Нобеля».
Второй год подряд премия вручается по-настоящему значительному и известному автору, который работает в форме, не удостаиваемой ранее столь высокой награды. Тем самым Шведская академия расширяет понятие литературы и идёт навстречу, прежде всего, читателю.
В последние 60 лет не было более популярного жанра лирики, чем рок-поэзия
Отрицать это уже больше невозможно, особенно в эпоху, когда чисто текстовый жанр хип-хоп окончательно становится главным жанром популярной музыки, а сама «профессиональная поэзия» для читателя маргинализирована.
Разворот в сторону массового потребителя литературы позволяет нам немножко погадать о будущих награждениях. И после Дилана очевидно, что награду получит рано или поздно автор самой популярной детской книги современности — Джоан Роулинг. На «Гарри Поттере» уже выросло целое поколение будущих нобелевских лауреатов. И вряд ли у шведских академиков найдутся слова против Роулинг, когда она будет все-таки выдвинута на премию. В 1962 году Джону Толкину не дали премию за «Властелина колец», потому что, по словам академиков, «это только сказка».
Награда Дилану и Алексиевич полностью уничтожает такие аргументы. Приходят тексты, которые читают, любят и помогают людям, — и кажется, именно это имел в виду сам Нобель, когда говорил, что премия в области литературы должна вручаться за выдающееся произведение идеалистической направленности.
Автор — Сергей Простаков, создатель проекта «Последние 30», сотрудник «Открытой России».