Сатана, масоны или книга совести: история «Чёрной курицы», самой загадочной повести для детей
Сатана, масоны или книга совести: история «Чёрной курицы», самой загадочной повести для детей
«Черная курица» была любимой книгой маленького Льва Толстого, но написана была для его троюродного брата — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. В чем только не уличали одну из первых оригинальных книг русской детской литературы: в нравоучительности и в безнравственности, в масонстве и инфернальности, но, несмотря на все обвинения, «Черную курицу» Антония Погорельского любят и читают вот уже почти 200 лет.
Русский Гофман
Начнем с автора: никакого Антония Погорельского не существовало. Было имение Погорельцы в Черниговской губернии, фамилию от названия которого и взял в качестве псевдонима Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. По обычаям того времени он воспитывался дома и блистал талантами: поступив в Московский университет в 1805 году, в 1807-м уже получил степень доктора философских и словесных наук, пройдя за два года весь курс. В то время Алексей увлекался ботаникой и системой классификации Карла Линнея и сделал несколько докладов о естествознании на немецком языке. Большой поклонник Карамзина, Перовский был дружен с Вяземским и Жуковским, в 20 лет перевел «Бедную Лизу» на немецкий.
В конце 1810-х он посещает научные и литературные общества (любителей природы, истории и древностей российских, российской словесности) и, как каждый порядочный юноша-идеалист, думает, что пользу обществу принесет служба на государственных должностях, а не литература.
В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Алексей на волне патриотизма вступил в действующую армию (в казачий полк, вопреки сопротивлению отца), был награжден за отвагу и храбрость в боях, в том числе партизанских, и окончил войну адъютантом губернатора Саксонии. В Дрездене Перовский прожил больше двух лет, познакомился с Эрнстом Теодором Гофманом и стал поклонником его творчества. Когда по возвращении в Россию Алексей Перовский тоже попробует себя в писательстве, на его литературных опытах будет лежать отблеск гофмановского влияния.
После возвращения из Дрездена Перовский служил чиновником особых поручений, был близок с масонами и будущими декабристами, дружил с арзамасовцами, приятельствовал с Пушкиным.
В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Толстого
Ходили слухи, поддержанные большим внешним сходством Перовского и Алеши Толстого, о романе Перовского с собственной сестрой, которая после рождения ребенка оставила мужа.
В 1820-х с сестрой и племянником Перовский переезжает на юг, в имение Погорельцы Черниговской губернии, и начинает писать фантастические повести — «Двойника» и «Лафертовскую маковницу» хвалил Пушкин, но публика их не оценила. В 1825-м Перовский ненадолго возвращается на службу, становится попечителем учебных заведений Харьковской губернии. Как и чему учить молодежь — вот что занимает его, и в 1826-м он подает Николаю I «Записки об образовании» — проект реформы школ, гимназий и университетов.
В это же время Алексей Перовский пишет прославившую его книгу — «Черная курица, или Подземные жители» — специально для своего племянника Алеши. Эта фантастическая сказка, одна из первых русских книг для детей и о детях, была опубликована в 1829 году и сразу стала очень популярна. Собственно, такой она и остается вот почти уже 200 лет.
«У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка „Черная курица“. Она у меня. Выпросите ее себе».
Жуковский — Дельвигу, издателю альманаха «Северные цветы»
Масонская сказка об инициации или роман воспитания? Нет, волшебная повесть
Неудивительно, что «Курица» стала так известна: в ней счастливо соединились увлекательный сюжет, глубокий смысл, ощущение волшебства мира и близкие каждому ребенку переживания. Есть ли в «Черной курице» автобиографические мотивы, неизвестно, но главного героя зовут так же, как автора (и его воспитанника Алешу Толстого, кому адресована повесть), так что мы можем дать простор воображению. По семейным легендам, отданный в петербургский пансион Перовский бежал из него к своему воспитателю и во время бегства вывихнул ногу, так что всю жизнь хромал, как Байрон, культовая фигура той романтической эпохи.
Припомнить сюжет книги не составит труда любому ребенку, читающему по-русски: в 1780-х годах мальчик Алёша учится в петербургском пансионе. Его дом далеко, на каникулы он остается в пансионе (мир знает еще одного такого героя, взорвавшего детскую литературу XXI века, — Гарри Поттера), Алеше грустно и тоскливо. Он бродит по дому, кормит кур, привязывается к Чернушке, которую спасает от смерти в бульоне, отдав за ее спасение кухарке свое единственное сокровище — золотую монету.
Так начинается дружба Чернушки и доброго Алеши; черная курица оказывается главным министром подземного королевства, где живут небольшие человечки, которые на поверхность выходят только в замаскированном виде.
Кто не радовался в детстве открытию, что мир полон чудес! Признайтесь, вы тоже думали, что ваша кошка — принц в изгнании, а в горшке с маминым алоэ спрятан портал для входа в королевство чудес?
Двойственность мира, обычного с первого взгляда, но волшебного по сути, придает книге особенное очарование
Король подземного мира благодарит за спасение министра и награждает Алешу исполняющим желания конопляным семечком. Алеша загадывает всегда знать урок, ничего для этого не делая (ах, Алеша!). Король видит Алешины недостатки, но исполняет его желание с условием никогда и никому не рассказывать о подземных жителях, иначе человечкам придется пуститься в бега.
Алёша становится лучшим учеником пансиона, но из-за того, что за этим стоит его хитрость, а не честный труд, характер мальчика меняется — становится заносчивым и эгоистичным. Алеша теряет друзей. Под страхом наказания он выдает учителю тайну подземных жителей и тем самым обрекает народ на изгнание, а Чернушку — на вечное ношение кандалов. Кто не плакал над падшим Алешей, раскаявшимся в своем проступке, кто не жалел Чернушку?
Алеша тяжело переживает произошедшее, но исправляется и становится хорошим мальчиком, несмотря на то, что и дар, и друга он навсегда потерял.
Именно с оригинальной и вдохновенной «Черной курицы» Погорельского начинается большая русская литература для детей. Именно тогда дети стали полноценными героями книг — таким уважением и любовью к ним полна повесть.
Масоны и Сатана
В книге сразу увидели множество мистических, религиозных и конспирологических параллелей: путешествия Алеши в подземное царство сравнивали с опытом сошествия в загробный мир, находили сходство книги с ритуалом посвящения в масоны, инициацией новых членов.
Главный герой, Алеша, мечтатель с нежной душой и незаурядными дарованиями, в книге узнает, что такое добро и зло, предает и исправляется.
Падение Алеши — в духе протестантских произведений для детей — стало примером литературы греха в русской детской книге
Дети совершали неосмотрительные или опрометчивые поступки, руководствуясь сиюминутными желаниями, а потом проходили путь исправления — этот нравоучительный паттерн воспитания будет многократно воспроизведен в дальнейшем, но не каждому автору достанет таланта, фантазии и такта Погорельского (Перовского), чтобы написать сказку такой волшебной силы, как «Черная курица».
С другой стороны, в образе Чернушки видели Сатану, черта или его приспешников: курица уводит мальчика в подземный мир (ну, вы поняли), а значит, стать хорошим Алеша сможет, только порвав с искусителем. Конопляное семечко подозревали в близости к гашишу, а бегство подземных жителей — в том, что так был изображен запрет масонских обществ в России…
Несомненно одно: «Курица» осталась одной из самых странных, поэтичных и загадочных книг в истории русской литературы. Больше Алексей Перовский ничего столь же популярного не написал; в 1836 году он скончался от туберкулеза по пути в Ниццу и был похоронен в Варшаве. Все свое имущество писатель оставил сестре и племяннику. После смерти поползли разговоры, что управляющий имением извел архив барина на пустяки: котлеты и папильотки, — и как знать, не было ли там второй «Курицы»?
Спасём чёрную курицу от кухаркиного ножа
Новая жизнь пришла к «Курице» во второй половине ХХ века, когда оказалось, что ее до сей поры толком не проиллюстрировали. Зато потом книге повезло: ее нарисовали лучшие мастера книжной иллюстрации Ника Гольц, Виктор Пивоваров, Георгий Юдин, Борис Дехтерев, Алексей Рейпольский, Геннадий Спирин, и список далеко не полон. Существовали кукольный мультфильм, художественный фильм и диафильм с рисунками, а число потрясающих иллюстраций к «Курице» росло.
В начале девяностых возникло объединение детских писателей «Черная курица»: в него вошли Лев Яковлев и Юрий Нечипоренко, Николай Ламм, Лола Звонарева, Борис Минаев и Владимир Друк. С «Курицей» сотрудничали Марина Москвина, Сергей Седов, Тим Собакин, Марина Бородицкая, Саша Торопцев, Олег Кургузов. «Черная курица» просуществовала недолго, но выпустила манифест, где объясняла, что детская литература должна стать иной. И приводила важные и понятные каждому объяснения, цитируя Антония Погорельского, начало начал.
«ПУСТЬ БУДЕТ жить молодая литература ― растрёпанной, немытой, не очень-то важной птицей ― чёрной курицей, которая ходит повсюду, глотает всякую дрянь, копошится под ногами у кухарки, а та её бранит и не знает про неё главное, что на самом деле это самый настоящий принц, важный и могущественный в своём царстве, с кодексом чести и благородства.
Спасём чёрную курицу от кухаркиного ножа!»
Из манифеста литобъединения «Чёрная курица», 1990 год