Кто такая Елизавета Лихачёва: что известно о новом директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина
Кто такая Елизавета Лихачёва: что известно о новом директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина
21 марта стало известно о том, что в ГМИИ им. А. С. Пушкина меняется директор — после 10 лет работы в учреждении свой пост покинула Марина Лошак. Новое назначение произошло сразу: музей возглавит бывшая директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева.
Что произошло
21 марта 2023 года стало известно об очередной смене руководства в российском музее. Пост директора ГМИИ им. А. С. Пушкина покинула Марина Лошак, занимавшая эту должность с 2013 года. Тогда она пришла в учреждение на замену Ирине Антоновой, которая работала в ГМИИ с 1961 по 2013 годы. Под руководством Лошак музей «находился в непрерывном развитии», в его стенах прошло более 60 выставочных российских и международных проектов.
Слухи о том, что Марина Лошак покинет должность директора, появились еще в феврале 2023 года. Тогда она опровергла новости об увольнении и заявила, что ее контракт действует до 2 апреля 2023 года. Информация о том, что Лошак написала заявление об увольнении по собственному желанию, появилась 20 марта — соответствующий пресс-релиз был опубликован на сайте Минкульта.
Накануне объявления о смене руководства ГМИИ, Елизавета Лихачева, тогда директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, заявила «Интерфаксу», что ничего не знает о возможном назначении на должность. «Мой контракт завершается завтра. И мне не известно ни о каких новых контрактах», — уточнила Лихачева. Марина Лошак тогда от комментариев отказалась.
21 марта на должность директора ГМИИ им. А. С. Пушкина официально назначили Елизавету Лихачеву. Новым директором Музея архитектуры, который она возглавляла до этого, станет Наталья Шашкова, ранее занимавшая должность заведующей отделом учета и пополнения музейных фондов в том же музее.
Карьера Елизаветы Лихачевой
Елизавета Станиславовна Лихачева родилась 20 июля 1978 года в Москве, в семье искусствоведов. В 2000-х она училась на юридическом факультете Московского университета МВД, работала в органах Федеральной миграционной службы и, по данным заблокированного решением Роскомнадзора издания «Агентство», участвовала в молодежном движении «Идущие вместе».
Лихачева была вовлечена в культурную жизнь Москвы благодаря матери, которая долгое время работала искусствоведом в музее Мельникова. Соответствующее образование сама Лихачева получила в 2014 году, с отличием окончив исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова на отделении истории и теории искусства, где изучала раннее итальянское барокко.
В 2006 году на работу в Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) Лихачеву пригласил тогдашний директор учреждения Давид Саркисян. В 2010–2012 годах она была заведующей научным отделом популяризации архитектуры, где занималась развитием экскурсионного направления музея и разработкой маршрутов по Москве. В 2014–2017 годах работала заместителем директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых (филиал МУАР).
В марте 2017 года Елизавета Лихачева была назначена директором МУАР по итогам конкурса концепций развития музея, в котором она победила.
Кто и за что критикует Лихачеву
Назначение Елизаветы Лихачевой на должность директора МУАР в 2017 году вызвало недовольство со стороны экспертов в области архитектуры. Во многом протест общественности был вызван ролью Елизаветы Лихачевой в скандале, который случился вокруг Дома Мельникова в 2014 году — тогда она занимала должность заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых (филиала МУАР) и активно участвовала в музеификации пространства.
На тот момент половина Дома Мельникова, согласно завещанию сына архитектора Виктора Мельникова, уже принадлежала государству, а вторая должна была перейти к нему при соблюдении ряда условий, в том числе сохранения мемориальной обстановки и открытия музея Виктора и Константина Мельниковых неподалеку. В доме, которому в 2014 году присвоили статус федерального памятника, продолжала жить внучка архитектора Екатерина Каринская.
В итоге в августе 2014 года Каринскую выселили из Дома Мельникова в принудительном порядке. Позднее Елизавета Лихачева рассказала, что музею также удалось добиться аннуляции регистрации Каринской.
«Я подошла к ней и сказала: „Екатерина Викторовна, вы не можете находиться в этом доме, у вас нет на это оснований“. Мы были готовы перевезти все ее вещи, куда она пожелает. Она отказалась, и нам пришлось действовать иначе — когда Каринская вышла покурить, мы просто закрыли дверь, предварительно оставив ей теплые вещи», — рассказывала Лихачева «Известиям» о выселении внучки архитектора.
В 2017 году, когда стало известно о назначении Елизаветы Лихачевой на должность директора МУАР, часть сотрудников Музея архитектуры опубликовали на платформе Change.org петицию с требованием не допустить ее назначения на пост директора.
Авторы петиции писали: «Лихачева получила высшее образование в 2014 году, не имеет ученой степени, научного опыта и веса, не обладает опытом руководящей работы и ведения административно-хозяйственной деятельности <…>. Скандал с „Домом Мельникова“, спровоцированный Е. С. Лихачевой под руководством директора филиала П. В. Кузнецова, нанес существенный репутационный урон Музею архитектуры, от которого отвернулась значительная часть профессионального архитектурного сообщества».
Нота протеста набрала 1416 подписей и не была удовлетворена.
За что хвалят нового директора
«Московский комсомолец», опубликовал текст о назначении Лихачевой еще вечером 20 марта. В нем сказано, что новая директор музея находится «в приятельских отношениях» с Мариной Лошак и является довольно известной фигурой в культурной среде.
Журналисты, освещающие культурную повестку, называют Лихачеву открытым, демократичным управленцем. Искусствовед Ксения Коробейникова, например, в своем телеграм-канале пишет о ней, как о человеке, которого «все любят», а админ канала «Антиглянец», журналистка с архитектурным образованием Наталия Архангельская называет ее женщиной очень конкретной, самоироничной, харизматичной, с реальными знаниями.
«Мы желаем Елизавете успехов, а коллег из Пушкинского искренне поздравляем, вам очень повезло!», — говорится в сообщении Музея архитектуры о новом назначении их уже бывшего директора.
За время работы директором Музея архитектуры Елизавета Лихачева значительно приумножила аудиторию учреждения — она выросла, по данным Минкульта, с 27 до 110 тысяч человек в год.
При ней в Музее архитектуры было организовано более 80 выставочных проектов, среди которых выставки «Архитектура стадионов», «Матвей Казаков и допожарная Москва», «Эпоха Модерна», «Шухов. Формула архитектуры», «Профессия — реставратор», а также временная экспозиция «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF».
Кроме того, в 2021 году по инициативе Лихачевой были начаты работы по реставрации и сохранению экспериментального дома-мастерской архитектора К. С. Мельникова в Кривоарбатском переулке — работы планируют завершить к концу 2024 года.
«Для меня Музей архитектуры — это место, которое сформировало меня как профессионала, — приводятся слова Елизаветы в официальном канале Музея архитектуры, — место, которое я бесконечно люблю, и место, которому я всегда буду помогать. Я никогда не забуду ни свою работу в музее, ни своих коллег, которым я безмерно благодарна за то, что они поверили в меня 6 лет назад, пошли на поводу у совершенно безумных, на первый взгляд, идей, и помогли. Во многом, без них то, что произошло в музее за последние 6 лет, было бы невозможно».
Елизавета Лихачева известна не только как директор Музея архитектуры, но и искусствовед, регулярно выступающий в качестве лектора, эксперта в медиа и так далее.
В комментарии «Подъему» Елизавета Лихачева заявила, что пока не строит конкретных планов о будущих проектах в ГМИИ им. А. С. Пушкина: «Пока не готова говорить о каких-то идеях, не готова говорить о своих планах. Сначала надо разобраться с тем, что происходит в Пушкинском музее сейчас».
Фото на обложке: Вячеслав Прокофьев / ТАСС