Здесь соседствуют языческие ритуалы и школьная демократия. Как живёт село Большая Коча в Пермском крае

5 332
Изображение на обложке: Никита Каменских

Здесь соседствуют языческие ритуалы и школьная демократия. Как живёт село Большая Коча в Пермском крае

5 332

Здесь соседствуют языческие ритуалы и школьная демократия. Как живёт село Большая Коча в Пермском крае

5 332

В трёхстах километрах от Перми есть село Большая Коча. Здесь живут коми-пермяки, которые говорят сразу на двух языках, а в школе работает система самоуправления. Благодаря проекту «Кружок» всё это можно узнать на сайте, который подростки из Большой Кочи посвятили своему селу. Рассказываем, как школьная демократия здесь уживается с языческими ритуалами, а учитель истории одновременно может быть местным шаманом.

В коми-пермяцком языке 17 падежей

Село Большая Коча расположено в трёхстах километрах от Перми. Впервые оно было упомянуто в 1579 году царскими переписчиками Ивана Грозного, то есть в 2019 году ему исполнилось 440 лет. Но, как рассказывает местный учитель истории и обществознания шаман Василий Гагарин, люди жили здесь задолго до Ивана Грозного.

Коми-пермяки, которые живут в Большой Коче, — один из древнейших финно-угорских народов, они входят в пермскую группу уральской языковой семьи. Изначально они жили на территории Пермского края, а также в частях Кировской и Свердловской областей. В Средневековье они образовали государство Пермь Великую со столицей в городе Чердынь.

В хорошие, сытые годы люди уходили из Большой Кочи: пахотной земли не хватало, потому что село расположено в центре пармы — тайги. Возвращались во время голода и революций, потому что только земля могла дать им пищу.

Жители Большой Кочи — билингвы, говорят одновременно на русском и на коми-пермяцком. В местном языке 35 букв и аж 17 падежей. «Это сложно представить, но мы можем одним словом описать, как добраться до чего-то: например, „до дома“ на коми будет „керкуöдз“», — объясняют жители села.

Список падежей в коми-пермяцком языке

Именительнöй, родительнöй, притяжательнöй, дательнöй, винительнöй, творительнöй, соединительнöй, лишительнöй, сравнительнöй, достигательнöй, местнöй, исходнöй, вступительнöй, приблизительнöй, отдалительнöй, переходнöй и предельнöй.

Возрождением культуры и традиций в Большой Коче занимается учитель истории в местной школе и шаман Василий Гагарин. Он изучает и проводит важные для коми-пермяков ритуалы. Знают его уже далеко за пределами села: например, в прошлом году он провёл ритуал в поддержку сборной России на чемпионате мира по футболу. По этому случаю пермский филиал «России-1» выпустил о нём сюжет.

Сам Василий Иванович относится к делу крайне серьёзно: «В каждом населённом пункте есть человек, который сохраняет традиции и транслирует их молодому поколению. Всех этих людей называют в народе Тӧдiсь — Знающий, Ведающий, Проводящий. Вот он-то и становится проводником для молодёжи и населения в тонкости обрядов, обычаев, ритуальных действий. И пока в коми-пермяцких деревнях сохраняются такие люди — сохранится и язык, культура, обряды и обычаи, да и сам народ», — объясняет он.

Коми-пермяцкий алфавит на кириллице

В 2019 году в Большую Кочу приехал проект «Кружок». Его команда раз в год выбирает несколько удалённых от столицы населённых пунктов и приезжает туда с бесплатной образовательной программой для подростков. Одна из самых известных среди них — недельная выездная школа по веб-разработке, в рамках которой подростки создают сайт о своём месте. В Большой Коче реализовали эксперимент, удлинив программу до двух недель. Чтобы получить такую возможность, местные жители должны сами проявить инициативу и написать мотивационное письмо на hello@kruzhok.io.

Заявку от Большой Кочи отправил сотрудник драматического театра из соседнего города Кудымкара Дмитрий Майбуров. Он объяснил, что знаком с местным историком и шаманом Василием Гагариным и что тот очень заинтересован в развитии этой территории.

«Это настоящая тайга, — рассказывает сооснователь „Кружка“ Сергей Нугаев. — Последние 30 километров нужно ехать по грунтовой дороге. Вокруг — леса, погода меняется, как на море или в горах, по утрам всё село в тумане».

Местный шаман и учитель истории ввёл в школе систему самоуправления

На сайте, который создали подростки из Большой Кочи в рамках проекта «Кружок», есть целый раздел про школу. Она была основана в 1887 году и считается старейшей в округе. Изначально школа была деревянной, но с годами стала разрушаться. Ученикам и учителям пришлось переехать в соседний детский сад и здание интерната.

Новая школа строилась семь лет и открылась в 2015 году. Авторы статьи на сайте рассказывают, что, по слухам, школу планировали сделать трёхэтажной, но в итоге получилось всего два этажа.

Когда стройка закончилась, сюда стали приезжать учиться дети из соседних населённых пунктов. Сейчас в школе учатся 87 человек, работают с ними 22 учителя.

Василий Гагарин не только преподаёт в школе историю, но и работает заместителем директора по воспитательной работе. Он ввёл в школе систему самоуправления — так называемую школьную федерацию. В неё входят три субъекта: союз старшеклассников, пионерская организация и детская организация «Добрята». «У пионеров я убрал все идеологические надстройки, у нас это чисто волонтёрское движение», — рассказывает Гагарин.

Школьные выборы максимально приближены к реальным: с регистрацией кандидатов, агитацией, программными речами

Ежегодно 22 сентября выбирают президента школы. «Как учитель обществознания я их просто готовлю к реальным выборам», — объясняет Василий Иванович.

Президент школьной федерации избирается большинством голосов на год. Он назначает министров по разным направлениям школьной жизни — спорта, труда, культуры, СМИ и правопорядка. Также президент проводит еженедельные линейки с награждениями и отчётами за неделю.

Есть в школе и верховный суд, который может не только наказывать нарушителей порядка, но и в исключительных случаях лишить президента власти.

«Система самоуправления — это замечательная возможность показать себя как лидера. Мне посчастливилось стать министром образования. Я собирала успеваемость со 2-го по 11-й классы и в пятницу объявляла общую успеваемость. Если было много двоечников, то я назначала ответственных за ребят, и за неделю они исправляли оценки», — рассказывает восьмиклассница Катя Герасимчик.

Конечно, в школе есть и проблемы: по весне с потолка капает вода и падает штукатурка, в спортзале в углах — мокрые стены. «Вода в коридоре может стоять до пяти недель», — описывает Катя.

Антоха МС, плохая связь и сельское хозяйство: как живут местные подростки

Родители Кати Герасимчик переехали из Перми в село после семейной трагедии. Девочка очень любит место, в котором выросла: «Село у нас тихое, все очень дружелюбные, всегда готовы прийти на помощь. Тут спокойная атмосфера».

Катя Герасимчик / Фото: Даниил Бяков

После окончания школы Катя тоже хочет переехать в город и поступить в вуз, а потом — путешествовать по миру. А пока её день выглядит так: «Утром мы с мамой и братом кормим кур, овец, индюков. Затем уборка, работа в огороде. Ближе к вечеру поливаю грядки, парник. Вечером я вышиваю, читаю, слушаю музыку».

Подростки серьёзно относятся к сельскому хозяйству, и сенокос — достаточное основание, чтобы уйти с занятий

Николай Рисков родился в Большой Коче. В 2019 году он окончил школу и поступил в пермский Политех. Но пока его расписание тоже зависит от количества дел по хозяйству: «Для меня это как альтернатива магазину. Можно выйти в огород и что-то взять оттуда, вместо того чтобы идти в магазин. К тому же это бесплатно и ты знаешь, что будешь есть, а в магазине не всегда бывает натуральная еда. В селе также держат кур, овец, коров… За всем этим нужно следить, и родители одни иногда не в силах с этим справиться. Вот подростки и помогают им».

Николай Рисков / Фото: Даниил Бяков

Николай рассказывает, что все его одноклассники поступили в университеты и уезжают из села учиться. «Наверное, после учёбы я останусь в Перми или в каком-то другом городе, ведь в селе уже нет перспективы и оставаться нет смысла. Но когда возвращаешься из города в Кочу, уезжать отсюда прямо не хочется».

Сооснователь проекта «Кружок» Сергей Нугаев описывает местных жителей как очень скромных людей: «Нас об этом предупреждали, но сами убедились, лишь когда приехали. Пришлось потратить больше времени, чем обычно, чтобы завоевать доверие. Скромность выражается во всём: в тишине, в уважении, в чувстве такта. В общении никто не перетягивает на себя одеяло. Наверное, чем ближе человек к природе, тем ближе к простым — в самом хорошем смысле — вещам».

Несмотря на это, подростки из села не оторваны от общего контекста. Конечно, у них много ограничений, которые связаны с финансовыми и техническими возможностями: некоторые приходили в школу на занятия «Кружка» только для того, чтобы посидеть в интернете либо поискать что-то в сети в перерывах.

Тем не менее у всех есть странички во «ВКонтакте», они знают обо всех трендах, популярных в интернете. А вот с сотовой связью есть проблемы: в селе работает только один телефонный провайдер. В качестве совета на сайте, что нужно взять с собой, если вы соберётесь в село, указано, что в обязательном порядке нужно взять с собой определённую сим-карту. Потому что другие просто не будут работать.

«Какие-то остросоциальные вещи мы не обсуждали, — рассказывает Сергей. — Слушали музыку, например Антоху МС, так что они в курсе культурных явлений. Но естественно, что истории о подбросах наркотиков и незаконных задержаниях в Москве не попадают в круг интересов сельского подростка. В селе всё-таки это может случиться с вероятностью меньшей, чем в большом городе. Оттуда всё видится далёким, это слишком сложная связь, российская».

На новый урожай землю благословляет леший, которому приносят жертву

На сайте о Большой Коче, который создали подростки, есть целый раздел, посвящённый ритуалам. Вообще, коми-пермяки очень бережно относятся к местным обычаям и обрядам. В их основе — культ предков. До сих пор не каждый коми-пермяк осмелится нарушить установленный предками порядок, прогневить их невнимательностью или непочитанием, объясняет учитель истории Василий Гагарин.

Большую Кочу крестили три раза, но местные жители всё равно сохранили языческие верования. Коми-пермяки верят в верховного бога Ена, но христианского бога и святых они тоже называют Ен или Еннэз — во множественном числе. Знак Ена — это Перна, знак солнца. Нательный крестик местные тоже называют Перной. «Рано утром бабушка может молиться святым в красном углу, но как только подходит к кромке леса, первый грибочек или ягодку кладёт на пенёк — дар Ягморту, хозяину леса», — рассказывает Василий Гагарин.

Некоторые обряды современному человеку могут быть непонятны, но они — часть культурного наследия коми-пермяков: например, Быкобой. Он проводится в конце августа в день покровителей домашних животных — Флора и Лавра. По традиции на реке в жертву приносят быка, а местные умываются кровавой водой, которая считается священной. Потом готовят и едят мясо. Считается, что если быка не принести в жертву, то год будет голодным.

Есть и более гуманные обряды: например, во время Турун вежан лун, что в переводе значит «День смены травы», местные готовят землю к новому урожаю. На этот праздник съезжаются коми-пермяки из разных мест России. Его смысл в том, чтобы принести подношение лешему — задобрить его и получить благословение.

«Бабушки из фольклорного ансамбля «Мича асыв» с гостями из разных сёл молча идут в лес собирать травы с корнями и семенами. Мужчины остаются возле леса и охраняют их. Когда женщины соберут травы и услышат голоса птиц, они возвращаются в село. Затем проходит концертная программа, а гости и хозяева отправляются на берег реки. Там разводят костёр, варят уху, чай.

После женщины подходят к костру и собирают тепло подолами юбок, мужчины — так же. Затем прыгают через костер. Когда он почти догорит, мужчины берут головни и кидают в реку», — рассказывает школьница Катя Герасимчик. Помимо этого, есть обряды, связанные с посещением кладбища, а также омовением из святых источников — такие, впрочем, встречаются во многих культурах.

Насчёт языческих обрядов местные подростки высказываются по-разному. Кто-то в подробностях знает о деталях каждого ритуала, а кто-то наотрез отказывается об этом говорить: «Про ритуалы я не очень много знаю, так как ими не интересуюсь. Поэтому извините», — говорит Николай Рисков.

Сейчас проект «Кружок» собирает деньги на фильм о Большой Коче — о том, чем живёт село, кто хранит его традиции и почему это место и его жители неповторимы. Все, кто участвует в сборе, получат приглашение на показ фильма в Москве и в Перми.