Дрессировщик, не укротитель. История «Уголка дедушки Дурова», где с животными работают без хлыстов и прутьев
Дрессировщик, не укротитель. История «Уголка дедушки Дурова», где с животными работают без хлыстов и прутьев
«Уголку дедушки Дурова» — первому в мире театру, где наравне с людьми в спектаклях выступают звери, — в этом году исполняется 110 лет. Рассказываем, как Владимир Дуров создал династию, в которой животных дрессируют с любовью.
На экзамен вверх ногами
Мальчик 14 лет вошел на территорию заброшенной дачи, где жил огромный ульмский дог. Хозяин давно оставил собаку, она одичала и была готова броситься на всякого незнакомца. Ребенок поспорил с друзьями, что от дога он выйдет целым и невредимым — пес не посмеет его тронуть. Было страшно, но зайдя к собаке, мальчик сразу взглянул на нее, и та вдруг перестала скалиться и спокойно посмотрела на подростка в ответ. Мальчика звали Володя Дуров — именно он впоследствии станет основателем знаменитой династии.
Аристократ по происхождению — по преданию, прабабкой ему приходилась кавалерист-девица Надежда Дурова, — Владимир остался сиротой в 5 лет. Шестерых братьев и сестер отдали на воспитание друзьям и родственникам семьи. Володю и его младшего брата Анатолия определили к их крестному отцу, адвокату Николаю Захарову. Тот был человеком чопорным, важным. Мальчикам он прочил военную карьеру, определил их для этого в военную гимназию. Но учиться там ни Анатолию, ни Владимиру не хотелось — их привлекал, как сказали бы сейчас, шоу-бизнес.
Братья часто проводили время в балагане на Девичьем поле, куда их водил Захаров. Уже втайне от него они договорились об уроках акробатики с заведующим цирковой конюшней цирка Соломонского. На занятия уходили все карманные деньги, но дело того стоило. Вскоре Владимир и Анатолий уже показывали трюки и легко ходили на руках. Такой «походкой» старший брат прошелся и к столу экзаменаторов военной гимназии на экзамене по «закону божьему» — «циркача» исключили.
Цирк и «Крошка»
После отчисления из гимназии Владимир, позвав с собой брата, сбежал в Тверь — в бродячий цирк Ринальдо, где мальчикам предстояло освоить и клоунаду, и жонглирование, и акробатику. Юноши несколько раз уходили из цирка, возвращались в Москву, но потом убегали обратно.
Повзрослевшие Дуровы нашли себя в клоунаде с уклоном в сатиру. При этом оба умели выступать с животными. У Анатолия мелкие звери дополняли комические сюжеты, а Владимир со временем и вовсе переключился на дрессуру. В какой-то момент братья рассорились — будто бы из-за женщины. Анатолий Дуров стал писать на своих афишах: «Дуров-единственный».
Владимир Леонидович продолжал выступать уже без брата. Со своей звериной труппой — гусем Сократом, свиньей Чушкой и собакой Каштанкой (по словам самого Дурова, именно он подал идею рассказа Чехову), а затем Бишкой, — дрессировщик путешествовал по большим и губернским городам, давал представления, часто комически высмеивающие имперскую власть.
Дела шли хорошо: Дуров ездил за границу, был известен в России и любим публикой. К 1908 году он смог накопить достаточную сумму для покупки особняка с садом и конюшней в районе тогдашней окраины центра Москвы, на улице Старая Божедомка.
Сначала Дуров открывает «Театр Крошка». На сцене шли представления, с которыми Дуров и его звери некогда путешествовали по стране. Через несколько лет, 8 января 1912 года, открывается и «Уголок дедушки Дурова». Откуда такое название? Сам Дуров говорил так: «В этом большом доме я хоть и хозяин, а все занято животными, и мне остался один маленький уголок».
Дуровская железная дорога
Со временем в «Уголке дедушки Дурова» становилось все больше представлений. Самым известным из всех до сих пор остается один из первых номеров — «Дуровская железная дорога», которую демонстрировали на гастролях и в съемках. На сцене самого театра она появилась уже в XXI веке.
Поезд для номера изготовили в начале прошлого века на Путиловском заводе. Паровоз заправлялся настоящим углем и ездил на пару, а в составе было несколько вагонов первого, второго и третьего классов — там размещались разнообразные животные. На задней площадке ехал заяц — он, конечно же, был без билета. Всего в номере было занято около 100 разных животных.
Сегодня «Дуровскую железную дорогу» можно увидеть в музее при театре. Впрочем, есть и действующие «маршруты»: в 2013 году открылась «Мышиная железная дорога», придуманная еще в 1980 году. Она работает в отдельном зале театра. Живые мыши 25 минут ездят на поезде и летают на самолете, отправляясь в сказочные миры.
«Зайцы всех стран, соединяйтесь!»
Слава и репутация Владимира Леонидовича сохранили ему жизнь в годы революции. Ее он принял с восторгом. Во время восстания он въехал в город на слоне Бэби, выкрикивая лозунги и провозглашая себя отныне не клоуном, но в первую очередь — артистом. Правда, вскоре первый восторг сменился разочарованием: из собственного особняка Дурова переселили в гостиницу, а его животных забрали в зоосад. Там умер слон Бэби, под угрозой оказались и остальные артисты «Уголка дедушки Дурова».
Помог Луначарский: в 1919 году Нарком просвещения дал охранный статус «Уголку» и назвал его объектом, представляющим научный и культурно-просветительский интерес. Дрессировщику было разрешено вернуться домой вместе с животными. Говорят, Дуров еще несколько раз обращался к Наркому просвещения, причем приходил он туда в компании крысы — Луначарский ужасно боялся грызунов и бумаги в их присутствии подписывал крайне быстро.
При советской власти Дуров прекратил ставить острые сатирические номера на политические темы. Впрочем, в программе нет-нет, но проскакивала шутка, которую легко было бы адресовать новому режиму. Например, в спектакле «Зайцы всех стран, соединяйтесь!» зайчата сначала читали «Капитал», а затем захватывали дворец, охраняемый кроликами с ружьями. Зайцы стреляли из пушек и ликовали. Маленькие зрители тоже были в восторге, к тому же им разрешали кормить зверей заранее выданными морковками.
«Владимир Леонидович Дуров объяснил мне с самого начала, что хочет опровергнуть неправильные представления о животных. Принято, например, считать, что заяц трус и что заяц косой; значит, нужно показать, как ловко заяц стреляет из пушки», — вспоминал писатель Илья Эренбург.
Зоопсихология и телепатия
Метод работы с животными, который использовал Владимир Леонидович, принципиально отличался от тех способов, к которым привыкли так называемые укротители, а не дрессировщики. В своих животных он видел в первую очередь партнеров и следовал девизу «Забавляя — поучай!».
Дуров отказался от хлыстов, прутьев. «Путем ласки, путем установления взаимного доверия, я старался довести психику животного до состояния обезволивания», — писал он в своем труде «Дрессировка животных». В основе метода лежала выработка условных рефлексов через поощрение, то есть получение лакомства за каждый удачный трюк — Владимир Леонидович вдохновлялся исследования академика Павлова и профессора Сеченова.
Сам Дуров также был увлечен наукой, но не столько биологией, сколько ее совершенно новым ответвлением, создателем которого он по сути и стал — зоопсихологией. Знавшие Владимира Леонидовича считали, что он точно владеет гипнозом и может давать животным команды, вовсе не показывая того внешне. Дуров осознавал свои навыки и рассказывал: «Я подзываю собаку Лорда, беру его голову в свои руки и тем символически подчеркиваю ему, что он всецело в моей власти, что он должен стать автоматом, быть не рассуждающим исполнителем моей воли. Для достижения цели я впиваюсь строгим взглядом в его глаза, которые словно срастаются с моими».
Через десяток лет после открытия театра в особняке появилась и лаборатория зоопсихологии
Там проводились работы по изучению влияния внешней среды на психику животных, по применению гипноза. В лабораторию часто заглядывали интересовавшиеся экспериментами психиатр Владимир Бехтерев, энтомолог Григорий Кожевников.
Профессор Александр Чижевский создал в лаборатории Дурова «люстру Чижевского» — прибор, обогащающий организмы животных аэроионами кислорода. С его помощью он смог вылечить слониху Нонну и обезьяну Люлю. Последнюю Владимир Леонидович обожал: обезьяна ела за общим столом вилкой и ножом, ездила на велосипеде, мыла полы, пользовалась горшком и даже курила.
Постоянным коллегой по лаборатории для Дурова стал инженер-электрик Бернард Кажинский, который активно исследовал «биологическую радиосвязь». Ученый пытался изучить электромагнитные колебания мозга во время взаимодействия экспериментатора с животными. Опыты, проводившиеся в лаборатории, закончены не были, хотя с их предварительными результатами пытался работать Владимир Бехтерев в Институте мозга.
Наши дни
Получив звание первого Заслуженного артиста цирка, Владимир Леонидович Дуров умер в 1934 году. Он хотел, чтобы в последний путь его провожали все его животные. Сделать это было невозможно — на катафалке сидела только любимица, шотландская овчарка Рыжка. Она смотрела на тысячи людей, которые пришли попрощаться с главным советским дрессировщиком.
«Уголок дедушки Дурова» осиротел, но не попал в чужие руки. Сначала его возглавила жена дрессировщика, бывшая цирковая наездница Анна Игнатьевна. После нее за управление театром взялась младшая дочь Владимира Леонидовича, Анна Владимировна Дурова-Садовская. В 1978 году обязанности руководителя переняла Наталья Юрьевна Дурова, правнучка Владимира Леонидовича Дурова.
Конечно, не все представители династии работали в «Уголке дедушки Дурова». Всего 11 членов династии, включая нынешнее ее поколение, посвятили себе дрессуре. Среди них был Юрий Владимирович Дуров, сын одной из дочерей Владимира Леонидовича, усыновленный дедом. В традициях Дуровых, в свои номера он неизменно вставлял элементы сатиры. Юрий Владимирович работал с морскими львами, слонами, мангустами, страусами, зебрами, попугаями и многими другими экзотическими животными.
С 2007 года «Уголком имени Дурова» управляет правнук Владимира Леонидовича и сын Юрия Владимировича — Юрий Юрьевич Дуров. «Лично я родился и вырос на гастролях, а впервые вышел на манеж в неполные 6 лет. Сначала ассистировал отцу, а позже работал с первыми своими питомцами — слоненком и шимпанзе! В семье принципы воспитания для всех поколений были одни — с детства прививать любовь к животным, общаться с ними на правах друга».
Театр продолжает развиваться. В конце марта 2022 года для зрителей откроют еще одно здание на территории «Уголка дедушки Дурова» — трехэтажную Новую сцену. Здание готово — туда, на счастье, уже запускали кота Ивана. Сейчас в комплекс, кроме Новой сцены, входят изначально приобретенный Владимиром Леонидовичем особняк 1984 года постройки, здание большой и малой сцены.
Все они, в том числе и новое здание — цилиндрической формы. Это оммаж шатровому цирку
Новое здание театру было необходимо — в труппе постоянно появляются новые, не всегда миниатюрные животные. В 2018 году правительство Мьянмы подарило «Уголку дедушки Дурова» сразу трех азиатских слонят, которые уже зимой 2019–2020 годов появились в спектакле «Новогоднее приключение Султана».
Новые постановки появляются постоянно. Сейчас в театре ставятся сюжетные спектакли, возвращающие «Уголок дедушки Дурова» к своим истокам — в них совмещают клоунаду, иллюзионизм и, конечно, дрессировку. Многие спектакли на Малой сцене ставит дочь Юрия Юрьевича, Наталья Юрьевна Дурова-младшая. «Наша театральная деятельность завязана на основателе Владимире Леонидовиче и дальше по его линии. Все так постепенно принимали управление театром. Сейчас руководит мой папа, а впоследствии, видимо, буду я».
И Юрий Юрьевич, и Наталья Юрьевна удивляются комментариям зоозащитников. «Иногда в соцсетях нам пишут, что мы издеваемся над животными. Но таких людей единицы — это те люди, которые никогда не были у нас в театре. В нашем театре животные живут в несколько раз дольше, чем в зоопарке, у них есть все необходимое для жизни, — говорит Наталья Дурова. — К нашим артистам мы относимся с любовью и трепетом».
Юрий Юрьевич поддерживает слова дочери: «У Владимира Леонидовича был девиз: „Забавляя — поучать!“ Мы приучаем юное поколение к гуманному отношению к животным, к доброте в целом. И этим приносим гораздо больше пользы „братьям нашим меньшим“, чем те, кто выступает против нашего театра».