«Скажите, как вы задумываете свои сказки?»: история жизни и работы Владимира Сутеева

4 863

«Скажите, как вы задумываете свои сказки?»: история жизни и работы Владимира Сутеева

4 863

«Скажите, как вы задумываете свои сказки?»: история жизни и работы Владимира Сутеева

4 863

В июле исполнилось 120 лет со дня рождения Владимира Сутеева — одного из самых известных писателей и иллюстраторов детских книг. Он нарисовал Чиполлино и придумал бегемота, который боялся прививок. Кто-то считает его создателем советских комиксов, кто-то — настоящим волшебником, который раскрасил детство и подарил веру в чудеса. Вместе с издательством «АСТ» рассказываем о его жизни и творчестве.

Владимир Сутеев родился в 1903 году в семье врача, доктора медицинских наук Григория Сутеева. Григорий Осипович по работе вращался в естественно-научных кругах, а в свободное время пел на концертах в Благородном дворянском собрании, интересовался классической литературой и живописью, сам рисовал и учил сыновей — Владимира и Вячеслава. Мать будущего художника и детского писателя тоже жила культурой и не пропускала ни одной художественной выставки. Владимир стал детским писателем, иллюстратором и мультипликатором, а Вячеслав — режиссером документального кино.

Талант к рисованию у Вовы Сутеева проснулся рано. Начинал с воображаемых сюжетов и простых образов — представления в цирке, пейзажи, лесные животные… Затем перешел к карикатурам и шаржам на знакомых.

Когда ему было 14, в стране гремела революция, началась Гражданская война, денег у семьи не хватало, и подросток решил использовать свои художественные способности для заработка. Он рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. От «живописных» он переходил и на другие работы — был санитаром в красноармейском госпитале и учителем физкультуры у младшеклассников.

Понимая, что рисование вряд ли принесет много денег в кризисные времена, будущий художник решил поступить на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища (сейчас — университет имени Н. А. Баумана. — Прим. ред.). Однако на инженера Сутеев так недоучился, и в 1924 году будущий сказочник стал студентом Государственного техникума кинематографии.

При техникуме как раз в тот период возникла экспериментально-производственная группа мультипликаторов, которые хотели развивать мир советской анимации и создавать нечто самобытное. Владимир Сутеев был новичком в этой области и учился всему сам, вдохновляясь работами Уолта Диснея. В 1925-м, после множества творческих споров, поисков и плавания в потоке идей, экспериментаторы выпустили первый советский полнометражный мультик «Китай в огне». Каждый кадр рисовали на отдельных листах. Так Сутеев дебютировал в роли мультипликатора и погрузился в работу над другими лентами. В 1931 году вместе с режиссером Львом Атамановым он выпустил первый звуковой мультфильм «Улица поперек» о соблюдении правил дорожного движения.

Затем художник работал в «Союзмультфильме», выпустил свою версию «Колобка», рассказал всем про Дядю Степу и показал «Муху-Цокотуху». Правда, волшебство кончилось почти сразу после этого мультика: ночью 22 июня 1941 Владимир представил в Комитете кинематографии работу про именинницу Муху и злого паука, а уже 24 июня отправился добровольцем на Юго-Западный фронт. За годы войны он стал лейтенантом, выпустил несколько учебных фильмов на студии «Воентехфильм», но не забыл о своей главной работе и каждую свободную минуту рисовал для детей.

После войны Сутеев вернулся в «Союзмультфильм», преподавал на курсах художников-мультипликаторов и начал иллюстрировать детские книги. В те времена детям особенно сильно нужны были чудеса — и художник снова стал создавать их. Он стал для всех добрым волшебником. Он разукрашивал сказочные миры Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, а еще Редьярда Киплинга и Джанни Родари.

Потом стал сам придумывать добрые истории и иллюстрировать их. Считается, что он изобрел жанр «книжек-картинок», хотя сам Сутеев об этом писал так: «Эти книжки до сих пор почему-то упорно именуют „книжки-картинки“, хотя я не вижу в них ничего специфического. Может быть, потому что автор — художник! Вот почему мне часто задают вопрос: „Скажите, как вы задумываете свои сказки? Что рождается раньше — рисунок или текст?“ Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же как и на вопрос „Что было раньше — курица или яйцо?“».

Он рисовал на каждой странице, текст всегда сопровождался иллюстрацией, поэтому, если взять его книги и быстро перелистать, создастся впечатление, что вы держите в руках мультфильм. Рисунки Сутеева узнаются сразу: вроде бы простые, они цепляют своей живостью и красочностью — будто на каждой странице поселилось солнце и рассказывает нам о доброте и храбрости. Признайтесь, многим сказка «Про бегемота, который боялся прививок» помогла справиться со страхом врачей и уколов?

Сутеев вспоминал в письмах: «Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: „…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги“. Все эти письма — радостная и вдохновляющая награда — большое, настоящее счастье для художника».

Дети окружали художника, куда бы он ни шел. Он был рад такой компании и всегда был готов удивить детей: его коронным трюком была демонстрация способностей амбидекстра — он одинаково хорошо владел правой и левой рукой. Когда его приглашали выступить в школах с лекциями, он одновременно двумя рисовал на доске зеркальных собачек, приводя школьников в восторг.

«Чем больше улыбок, тем больше пользы»

«Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации», — так он говорил и творил.

«Две сказки про карандаш и краски»

Это одна из первых книг писателя и художника, где он будто приглашает читателей в удивительный мир красок и творчества. Здесь Мышонок может испугаться нарисованной кошки, а бесцветный Петушок — отправиться на поиски красок в реальный мир.

«Приключения Пифа»

Немногие знают, что Пиф на самом деле родом из Франции. Забавная история так понравилась Сутееву, что он перерисовал её на свой манер, придав Пифу больше детской непосредственности и теплоты. Текст для истории подготовил другой кумир детей — Григорий Остер.

«Под грибом»

По воспоминаниям современников Сутеева, он очень любил ходить в лес за грибами, когда приезжал на дачу. Возможно, одна из грибных прогулок и вдохновила писателя на историю о том, как гриб укрыл компанию зверюшек от дождя и от лисы.

В России эксклюзивные права на издание книг со сказками и иллюстрациями В. Сутеева принадлежат издательству «АСТ». Недавно в редакции «Малыш» вышли две серии: «Любимые сказки и картинки», куда вошли как сказки самого В. Г. Сутеева, так и его иллюстрации к текстам классических авторов, а также серия «Детские комиксы», которая расскажет о приключениях пса Пифа и Вовки в тридевятом царстве.

Фото на обложке: «ПроДетЛит» / Российская государственная детская библиотека. Иллюстрации в тексте Владимира Сутеева. Предоставлены редакцией «Малыш» издательства АСТ.