Некрасов, которого мы не знали: талантливый медиаменеджер, первый феминист и успешный игрок

6 227

Некрасов, которого мы не знали: талантливый медиаменеджер, первый феминист и успешный игрок

6 227

Некрасов, которого мы не знали: талантливый медиаменеджер, первый феминист и успешный игрок

6 227

Если смотреть на Николая Алексеевича Некрасова через призму школьной программы, он кажется серьезным «крестьянским поэтом», стихи которого не очень понятны детям. Но если бы Некрасов жил сейчас, он бы точно стал кумиром подростков. Рассказываем почему.

1. Некрасов был феминистом

Николай Бестужев. «Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме». 1830 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domain

Конечно, самого понятия феминизм во времена Некрасова не существовало, но идеи эмансипации уже начинали витать в воздухе, и молодой Некрасов их разделял и пропагандировал. Не в манифестах и выступлениях, а через свои произведения.

Главным женским образом в творчестве Н. А. Некрасова была мать. Она предстает перед читателем высокообразованной и изысканной аристократкой, которая влюбилась в тирана и вынуждена страдать от его грубости и жестокости. Исследователь творчества и биографии поэта Михаил Макеев писал: «Непременная черта ее поэтического образа — постоянное безгласное, покорное страдание от жизни, невыносимой для такой утонченной натуры, естественным и ужасным результатом которого представляется ранняя (в 38 лет) смерть».

В других женских персонажах тоже можно увидеть отражение материнского образа: почти все они умные и добрые, но бесправные и угнетенные, и вызывают сочувствие. Некрасов уделяет большое значение жертвенности и благородству дворянок и крепостных девушек, жен декабристов и даже проституток, которые несмотря ни на что сохраняют совесть и сердце. Поклонник Жорж Санд, Некрасов одним из первых в русской литературе поднимает вопрос о том, что женщины лишены свободы и находятся в зависимом положении от мужчин.


2. Некрасов не получил высшего образования, но стал успешным медиаменеджером

Постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Толстой несут в журнал свои сочинения. Шарж. 1857 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domain

Мы привыкли к тому, что у многих поэтов и писателей были свои имения и большое наследство, но Николай Алексеевич Некрасов происходил из семьи бедных помещиков. Его отец долгие годы расплачивался с доставшимися ему долгами и судился с родственниками за землю.

В 16 лет Некрасов покинул родовое гнездо в Ярославской области и поехал в Петербург — поступать в кадетский корпус. Однако уже на месте Некрасов узнал, что набор закрыт, и, никогда не мечтавший о военной карьере, не стал просить за себя, а решил поступить в будущем году в университет. Предполагалось, что готовиться к поступлению он будет дома, но юноша захотел остаться в столице и попросил отца выслать ему денег. Но отец отказал.

Через год Некрасов не смог набрать нужное количество баллов для поступления на философский факультет, и стал вольнослушателем. За это курс тоже надо было платить, но отец прислал Николаю Алексеевичу «свидетельство о бедности», подтверждающее, что обучение оплачивать некому. Благодаря этой справке и покровительству преподавателя Петра Плетнева, Некрасову разрешили посещать занятия бесплатно.

Через год Н. А. Некрасов еще раз попытался поступить в университет, уже на юридический факультет, но ему снова не хватило баллов. Будущий поэт так и не получил образования. Он остался вольнослушателем и числился при университете еще три года, но неизвестно, как часто и систематически ли он появлялся на занятиях.

Вставать на ноги Николаю Алексеевичу помогал друг отца: поначалу Некрасов подрабатывал в частном пансионе его жены и благодаря его сыновьям вошел в литературный круг и напечатал свое первое стихотворение.

За первый год, проведенный в Петербурге, Некрасов опубликовал 7 своих произведений в разных журналах

Однако денег эти публикации не приносили, юный поэт жил в постоянной нужде, ютился у знакомых, а однажды даже ночевал с бездомными, поскольку его выселили за долги из съемной комнаты. От голода Некрасова спасали переводы, которые ему периодически «подкидывали» благодетели, а также рекламные «забавные стишки», которые он продавал купцам. Несколько лет Некрасов жил настолько бедно, что делил с соседом-приятелем одну пару сапог и плащ: когда один выходил в город, второй был вынужден сидеть дома.

При этом через два года у Некрасова уже вышел первый отдельный сборник стихотворений. Это важное событие омрачило то, что сборник встретили холодно: продавался он плохо, рецензий на него написали мало и по большей части только знакомые Некрасова. Оставив мечты о безбедной жизни за счет своего поэтического таланта, Некрасов устроился на «службу» в два журнала — «Пантеон» и «Литературную газету». Поначалу он работал едва ли не корректором, но вскоре начал писать рецензии и публиковать собственные фельетоны, водевили, повести и рассказы. Будучи амбициозным и юным, он поначалу считал подобную работу низкой, но именно она дала ему возможность снять свое жилье и обзавестись первой собственной мебелью.

«Литературная газета» была, как бы сейчас сказали, «дочкой» знаменитого журнала «Отечественные записки», где в то время литературно-критическим отделом заведовал Виссарион Белинский. Некрасов очень хотел попасть в его недосягаемый круг и у него это получилось — в 21 год он не только познакомился с критиком, но и начал регулярно печататься в «Отечественных записках».

В 23 года Некрасов решает на свои деньги издать собственный «Петербургский сборник», в котором дебютировал Достоевский. А через два года Некрасов, уже имеющий имя и связи, вместе с Белинским арендовал основанный Пушкиным журнал «Современник» и буквально поднял его с колен: в журнале друг за другом выходят «Записки охотника» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» А. И. Герцена.

Со временем оказалось, что помимо поэтического дарования у Некрасова есть уникальная способность находить таланты. Через «Современник» Некрасов привел в большую литературу не только Достоевского, но и Толстого, Чернышевского, Добролюбова, Островского, Салтыкова-Щедрина.

Когда Некрасову было 44 года, «Современник» закрыли и он стал главным редактором «Отечественных записок», которыми руководил до конца жизни. Таким образом, Некрасов из обычного редактора вырос во владельца двух самых крупных и популярных литературными журналов своего времени.


3. Некрасов изменил русскую поэзию

Народный лубок-коллаж по стихам Николая Некрасова. Т-во И. Д. Сытина и Ко. 1902 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domain

Мы сейчас знаем Некрасова преимущественно по его поэме «Кому на Руси жить хорошо», но современники считали его и романтиком, и разоблачителем, и революционером, и, конечно, народником. А известные символисты и акмеисты (Ахматова, Гумилев, Блок, Брюсов и другие) буквально выросли на стихотворениях Некрасова и его влияние отчетливо прослеживается в их творчестве. Константин Бальмонт писал: «Некрасов — первый посмевший создать музыку диссонансов и живопись уродства, он — многослитный возглас боли и негодования, мы с детства узнаем через него, что есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы, он до сих пор говорит нам, что вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются».

К 25-летию со дня смерти Николая Алексеевича Корней Чуковский начал собирать воспоминания современников о нем, а к столетию со дня рождения поэта распространил среди писателей «анкету о Некрасове», в которой было 10 вопросов. Этот проект спустя много лет продолжила библиотека имени Н. А. Некрасова и теперь на ее сайте можно прочесть ответы всех опрошенных. Мы приведем несколько из них:

Валерий Брюсов, 1902 г.

«У Некрасова самобытный склад стихотворной речи, свои, ему одному свойственные размеры и рифмы: это внешние, но безошибочные признаки истинного дарования. Некрасовские стихи легко узнать без подписи: у него свое лицо; это не безличный стих нынешних эпигонов гражданской поэзии. После Пушкина и Лермонтова Некрасов запел на особый лад, не подражая своим учителям, — что тоже доступно только большим дарованиям. Некрасов сумел найти красоту в таких областях, перед которыми отступали его предшественники».

Иван Бунин, 1902 г.

«Я очень люблю Некрасова, и часто перечитываю его с большим удовольствием. Это большой и яркий талант: возьмите хотя бы Некрасовский „Мороз, Красный нос“ — какое это ослепительное великолепие! Как хороши в нем картины русской природы, как пленительны образы русской женщины».

Дмитрий Мережковский, 1919 г.

«Техника Некрасова неравномерна: то взлеты, то падения; музыка и скрежет гвоздя по стеклу. Но так и должно быть: неравномерность техники выражает неуравновешенность личности. Более совершенная — была бы менее выразительной.

Некрасов оказал на мое творчество большое влияние. По Некрасову я понял религиозную сущность русской общественности».

Николай Гумилев, 1919 г.

«В стихотворной технике Некрасова замечательно глубокое дыханье, власть над выбранным образом, замечательная фонетика, продолжающая Державина через голову Пушкина».

Анна Ахматова, 1920 г.

«Некрасов несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными. <…> Я думаю, что любовь к народу была единственным источником его творчества».

Анкета Чуковского не единственное доказательство колоссального влияния, которое Некрасов оказал на российское общество. Его похороны были настолько масштабными, что даже вылились в молодежную манифестацию. Когда Федор Достоевский в своей речи поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, студенты из толпы закричали, что это неправильно и Некрасов выше Пушкина.


4. Некрасов был успешным игроком

Виктор Васнецов. «Преферанс». 1879 год. Фото: Public domain

Хотя многие писатели питали страсть к карточным играм, мало кто из них уходил из-за стола не с пустыми карманами. Некрасов же подходил к игре с холодной головой и сумел заработать за счет штосса, ландскнехта, макао, пикета и мушки — коммерческих, а не азартных игр, в которых везение менее важно, чем навыки игрока.

С годами Некрасов даже выработал особую систему подготовки к игре: он рассказывал, что ехал в клуб, только хорошо выспавшись и приняв ванну, причем в воду «для бодрости» подливал ром, а также всегда брал с собой ровно столько денег, сколько готов проиграть, и заранее как бы прощался с ними, чтобы в случае провала не испытывать сожаления.

Поскольку Николай Алексеевич играл исключительно в Санкт-Петербургском Английском клубе, его противниками были министры императорского двора и известные генералы, которые не только ставили на кон тысячи рублей, но и могли посодействовать судьбе журнала. Зачастую Некрасов специально проигрывал им значительные суммы — это была завуалированная взятка, которую он давал за сохранение «Современника» во времена ужесточившейся цензуры.

Фото на обложке: Иван Крамской / Public domain; Tatiana Makotra / Shutterstock / Fotodom; Wikimedia Commons / Public domain