Правополушарное рисование: революционная техника или очередной миф
Правополушарное рисование: революционная техника или очередной миф
Многие родители отдают детей на «правополушарное рисование» — занятия по креативной технике, которая, как считают некоторые, позволяет высвободить творческую энергию. Мы решили разобраться, как появилась правополушарная живопись, на чем основывается ее действие и правда ли она работает.
Что это и как появилось
В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри проводил опыты с животными и пришел к предположению, что разные полушария мозга млекопитающих отвечают за разные функции. В 1961 году в авторитетном журнале Science вышла его знаменитая статья на эту тему — «Церебральная организация и поведение», а в 1981 году Сперри даже получил за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
В исследованиях и выступлениях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга, по Сперри, ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая — за творчество и воображение.
В 1970-е годы идеи Сперри широко обсуждались в разных дисциплинах — и в том числе среди художников. Тогда о его концепции узнала Бетти Эдвардс — художница и учительница живописи из Калифорнии. Эдвадс получила художественное образование, а потом защитила диссертацию по искусству, педагогике и психологии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса.
Эдвардс заинтересовали идеи Сперри: она давно искала научно обоснованный метод развития творческих способностей. Художница предположила, что высвобождению творческого потенциала (она связывала его с работой правого полушария мозга) может мешать активность левого полушария, которое излишне рационально, все время все анализирует и сдерживает воображение.
В 1979 году Эдвардс выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга» (в русском переводе — «Художник внутри вас»), где описала метод, который, по ее словам, позволял «отключить» левое и активизировать правое полушарие, открывая дорогу к безграничному творческому самовыражению. Эту технику она и назвала «правополушарным рисованием» (техникой «правополушарной живописи»), или «рисованием в П-режиме», и рекомендовала всем, кто хочет учиться рисовать.
Методы правополушарного рисования
Правополушарное рисование — это набор конкретных действий, которые можно пробовать самостоятельно (по книге Эдвардс) или на специальных курсах. Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых — и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.
По мнению Эдвардс, любой рисунок включает в себя пять элементов:
- Края и линии
- Отрицательное пространство (пространство между элементами)
- Отношения (т. е. перспектива и пропорции между объектами)
- Свет и тени
- Целое (возникает из сочетания первых четырех)
Чтобы научиться применять каждый из этих элементов, не нужны уроки академической живописи, считала Бетти Эдвардс. Необходимы упражнения, развивающие интуитивное мышление, занятия интуитивным творчеством. Например, творчеству помогает:
- «Перевернутое рисование»
- Рисование попеременно левой и правой рукой
- Копирование с натуры и произведений в разных техниках
- Эксперименты с линиями
- Зарисовка ощущений
- «Штормовое рисование»
и др.
Из перечисленных техник, наверное, самыми непонятными выглядят первая и последняя. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Эдвардс считала, что такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, светотени, колорите. Рисовать перевернутое изображение нужно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Закончив копирование, можно перевернуть рисунок и оценить его.
«Штормовое рисование» — это очень быстрое набрасывание с натуры, когда художник выполняет один рисунок за другим, например делает пятнадцать рисунков за пятнадцать минут. Такое скоростное рисование, согласно идеям Эдвардс, позволяет не дать левому полушария мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима. Во время «штормового рисования» ни в коем случае нельзя останавливаться (даже если получается, по вашим ощущением, совсем плохо) и использовать ластик.
В чем тут проблема
Книга Бетти Эдвардс стала популярна среди художников и преподавателей искусства: ее перевели на множество языков, включая немецкий, французский, испанский, польский, венгерский, русский и японский. Курсы обучения «правополушарному рисованию» появились по всему свету. И все это несмотря на то, что у идей Эдвардс были серьезные проблемы.
Во-первых, до сих пор нет никаких доказательств того, что упражнения из книги Эдвардс позволяют задействовать именно правую часть мозга. Сама она не проводила экспериментов на этот счет и не доказывала «правополушарность» своей техники научно.
Вторая проблема серьезнее: современные исследователи мозга не поддерживают идею Сперри о разделенных функциях полушарий мозга
Идея о том, что творчество — функция одной части мозга, современными учеными считается чрезмерно упрощенной и относится к мифам. Концепция была подвергнута критике еще в прошлом веке, но окончательно миф развеяли в 2010-м, когда на английском вышла статья нейроисследователя Арне Дитриха и специалистки по психологии Риам Кансо.
Дитрих и Кансо сопоставили 72 эксперимента и сделали однозначный вывод: нет никаких подтверждений, что именно правое полушарие или один конкретный участок мозга отвечают за творческое мышление. Результаты Дитриха и Кансо были опубликованы в авторитетном американском научном журнале Psychological Bulletin («Психологический бюллетень»).
Сегодня специалисты считают, что любой творческий акт, от решения головоломки до занятий живописью, требует активности двух полушарий нашего мозга. Творчество, в том числе живопись, — сложный процесс, который включает множество действий и задач. Эксперименты показывают: для того чтобы выполнять эти задачи успешно, необходимо взаимодействие между разными полушариями мозга — и в том числе между самыми удаленными областями в них.
У профессиональных музыкантов наблюдается более активное взаимодействие между левым и правым полушарием, чем у людей, занятых менее творческими занятиями. Люди с дизайнерским образованием демонстрируют большую связь между частями мозга, чем новички. Согласно современным исследованиям, чтобы повысить креативность, важно укреплять связь между разными участками мозга. Как это делать — уже следующий вопрос.
Несмотря на недоказанную эффективность, методы обучения Бетти Эдвадс все равно могут быть полезными для художников и тех, кто учится рисовать. Они позволяют натренировать руку, разобраться в техниках рисования — и просто хорошо провести время. Упражнения Эдвардс кажутся куда интереснее однообразных академических штудий, которые предполагают многочасовое срисовывание постановок с предметами. Впрочем, последнее, конечно, сугубо субъективно.