Почему нельзя помогать
детям с творческими заданиями
должен рисовать и лепить только сам
Почему нельзя помогать
детям с творческими заданиями
должен рисовать и лепить только сам
Если ребёнок плохо рисует, а лепит ещё хуже, но хорошая оценка по рисованию или труду очень нужна, первый порыв любого родителя — вмешаться. Нарисовать лису так, чтобы она была похожа на настоящую лису — и детям спокойнее, и хорошая оценка обеспечена. Но не исключено, что такой постоянной «помощью» мы можем сгубить склонность детей к творчеству в самом зародыше. К тому же бывает, что у мамы элементарно нет сил, чтобы возиться с красками или клубком ниток после работы. Ксения Букша рассуждает о том, почему не стоит помогать детям с домашними заданиями по ИЗО и труду.
Знакомая ситуация: ребёнку задали на дом задание по ИЗО или технологии. Например, слепить из пластилина карту района. Или доделать коврик из цветной пряжи, уже начатый на уроке. Нарисовать картину на конкурс, к празднику или для выставки. И вот вопрос: помогать ему или не помогать?
С одной стороны, помочь хочется. Потому что ребёнок, например, рисует плохо. Даже для своего возраста. И получается не рисунок, а что-то совсем нелепое. И вот будет висеть куча красивых картин («всем же помогают!»), а наша — какая-то грязная и детская. Одноклассники смеяться будут, в конкурсе не выиграешь, останется ощущение несправедливости и обмана. А может быть, и учительница снизит балл (если не очень умна). Да ещё и обсудит с коллегами: родители Пети совсем им не занимаются, ребёнок заброшен.
С другой стороны… какого черта? Я в школе давно отучился. И вообще, у меня много детей, если всем делать поделки, чокнуться можно. И я, может, тоже не художник — так что на конкурсе нам всё равно не победить. Пусть сам разбирается.
Так как лучше? Ясно, что каждый решает сам. Вопрос тем не менее интересный, потому что на самом деле он не только про ИЗО и труд, а вообще — про взаимоотношение школы и родителя. Ну и про самостоятельность. И про творчество.
1. Школьные задания — хороший способ научиться самостоятельно определять меру своего энтузиазма по разным поводам. Вот здесь я хочу расстараться и быть первым. А тут мне достаточно просто «не слить». Здесь я буду как все. А там — подчеркну свои особые таланты. Это задание дополнительное, то — обязательное. Ребёнок должен относиться к ним совершенно по-разному, а не только «сделаю лишь бы как» и не только «я должен всегда во всём быть лучшим». Поэтому пусть ребёнок не только делает всё сам, но и вообще сам решает, делать или не делать, как делать и что именно.
2. Ребёнок попросил помочь? Разберёмся, как именно помогать. Например, о ужас, у нас нет шишек. Но есть ракушки и камешки, и вопрос решён. Или: «Я не умею лепить лису». Можно, не касаясь пластилина, дать краткую инструкцию. То, что получится у ребёнка, и будет лисой. Вообще, результат не наше дело. Наше дело — чтобы ребёнок не нервничал. Иногда для этого надо просто оставить его в покое, а иногда придётся как-то участвовать.
3. Если ребёнок настроен всегда быть лучшим. Если он нервничает всегда, потому что рисовать не умеет, а первое место на конкурсе хочет. Если, наоборот, совсем не верит в себя, и если учительница не учила лепить лису, а оценку ставить за неё будет, то с этим надо разбираться. Стоит объяснить ребёнку про способности, склонности, справедливость. А ещё — про показуху. И про перфекционизм. И про то, что лучше лиса кривая, но своя и от души.
4. Творчество — дело непредсказуемое. Оценивать за него детей — вообще-то, затея дурацкая. У моего сына в школе был конкурс рисунков на тему «Толерантность». Ребёнок изобразил на нём взявшихся за руки: Украинца, Японца, Нервную Девушку, Великана, Магнуса Карлсена (чемпиона мира по шахматам), Сиамских Близнецов, Русалку, Марсианина и Лентяя-Велосипедиста. Согласитесь, тема толерантности раскрыта всесторонне. Но рисунок на конкурс не взяли, потому что он был не цветной. Карандашный, то есть. Наверное, мне следовало вмешаться и заставить его раскрасить, но мне это даже в голову не пришло.
5. Правильное детское рисование — это рисование без правил. А правильный детский ручной труд — это такая штука, которой в школе научить невозможно. Если человек способен увлечься шитьём и вышиванием, оригами или резьбой по дереву, он будет делать это в свободное время и научится гораздо большему. Ну а если ситуация типично печальна? Допустим, десять вечера, спутанный клубок ниток на дне рюкзака вперемешку с огрызками, технология завтра, математика не решена. Возможно, стоит просто сделать ребёнку этот коврик за пять минут и забыть о нём до первых внуков.